Sähkönsiirto parantaa talouden nuhan
Julkaistu: 21.04.2009
Tilastollisen ja muun tiedon vääristely, myönteisen näkyvyyden luominen investointipohjasta ja kysynnän avustaminen sähköenergiayhtiöiden huutokaupoissa johtaa siihen, että vaikea tilanne sähköenergiateollisuudessa jatkuu. ”Vaikea” on kaikista myönteisin määritelmä, mitä voi sanoa sähköenergiateollisuuden tilasta Venäjällä. Pikaista uudistamista tarvitaan tai muuten kolme miljoonaa ihmistä jää ilman sähköä vuosina 2009–10 ja teollisuusyritykset eivät saa luvattua energiaa tai tuotettua energiaa ei saada yhdistettyä jakeluverkkoon. Talouskriisi voi muuttua energiakriisiksi.
Насморк экономики вылечит электрофорез
Подтасовка статистических данных, создание видимости благоприятного инвестиционного фона и поддерживание спроса на акции электроэнергетических компаний специально производится для того, чтобы завуалировать сложную ситуацию в отрасли. «Сложность» - это самое мягкое определение состояния электроэнергетики в России. Необходима срочная модернизация. В противном случае 3 млн. человек останутся без электричества в 2009-2010 гг. 20% промышленных предприятий России не получат обещанной энергии или попросту не смогут присоединиться к сетям. Кризис экономический сменится кризисом энергетическим.
Пока электроэнергетикам урезают инвестиции, отрасль теряет драгоценное время, которое можно с пользой потратить на модернизацию обветшалого оборудования, магистральных сетей и трансформаторных мощностей.
Недавно (9 апреля) правительством РФ были рассмотрены инвестиционные программы государственных энергетических компаний. Чиновники, основываясь на предпосылках среднесрочного снижения объемов спроса на электроэнергию, приняли решение сократить финансирование отрасли на 300 млрд руб. до 1,8 трлн руб. В программу вошли, в частности, проекты РАО «ЕЭС Востока», ОГК-1, «Энергоатом», «Интер РАО ЕЭС», «РосГидро».
Согласно прогнозам Минэнерго, потребление энергии в 2009 году снизится на 4,5%, а с 2010 г. спрос возобновит рост. При этом правительство решило снизить финансирование всей отрасли не на убыточный 2009 год, а на период с 2009 по 2011 гг.
При урезании инвестиций ввод новых генерирующих мощностей существенно сократится. В частности за период с 2009-2011 гг. ввод новых объектов гидрогенераций сократится на 33%, объем строительства новых атомных мощностей уменьшится на 35%. Темпы возведения тепловых генераций также будет скорректированы, по предварительным данным сокращение составит не менее 20%.
Таким образом, за три года не будет возведено генераций, в общей сложности на 2418 МВт. Этой мощности хватило бы для бесперебойного обеспечения электроэнергией более 2,5 млн. человек. Иными словами, вместо запланированного ране ввода 8268 МВт будет обеспечено только 5850 МВт.
Возможно, не стоило бы так драматизировать сокращение темпов строительства, если бы не расчеты показывающие, что выработка паркового ресурса на всех типах электростанций России достигла 27% в 2008 году. К 2009-2010 гг. этот показатель составит 31% и 37% соответственно. По нашим прогнозам, Россия уже в нынешнем году столкнется с не покрываемым дефицитом мощности в объеме 4500 МВт. Даже с учетом снижения спроса на электроэнергию и завершения строительства новых объектов генерации, предложения электричества будет не достаточным для избегания дефицита.
Ввод сетевых мощностей также весомо уменьшится в ближайшие три года. Сокращение объема строительства инфраструктурных сетей приведет к существенному ограничению «переброски» электроэнергии из профицитных в дефицитные регионы. Это обстоятельство может сильно повлиять как на энергетическую безопасность субъектов РФ, так и на экономическую активность промышленных предприятий. В качестве примера можно привести зависимость энергосистемы Санкт-Петербурга от энергоснабжения из Ленинградской области.
Согласно сведениям, представленным государственными ФСК и МРСК объем строительства линий электропередач за 2009-2011 гг. сократится на 63%, а ввод новых трансформаторных мощностей за тот де период снизится на 54%.
Такое занижение инвестиционной программы неоправданно даже увеличением стоимости заемных средств и кратковременным снижением спроса. Иными словами, мотивируя кризисом, федеральные государственные структуры не желают вкладывать средства в развитии отрасли и тем самым перекладывают это бремя на частных инвесторов, которые появились в отрасли после завершения реструктуризации активов РАО ЕЭС.
Однако, понимающий «частник» не хочет соглашаться с такими тенденциями государственной политики. Поэтому также просто и легко прикрывается кризисом: увольняет персонал и урезает инвестиционную программу. О сокращении инвестиций уже заявили: ОГК-3, ТГК-7, ТГК-1.
К примеру, руководство предприятия ОАО ТГК-1 приняло решение сократить инвестиционную программу на 65% (с 40 до 14 млрд руб.). При этом недавно, 3 марта 2009 г., менеджмент спрогнозировал рост выручки ОАО в два раза (до 367 млн. руб.), по сравнению с прошлым годом.
ОАО ТГК-1 обеспечивает электроэнергией Санкт-Петербург и Ленинградскую область, Республику Карелия и Мурманскую область. Причем энергобаланс Санкт-Петербурга является дефицитным. Ленинградской области, несмотря на то, что регион является энерго избыточный, также может не хватить электричества из-за планового отключения четвертого блока на Ленинградской АЭС в мае 2009 г.
Владельцы ОАО ТГК-1 понимают, что в СПб и ЛО складывается непростая ситуация с энергоснабжением, но никаких контр мер не предпринимают.
Анализ данных энергобаланса Санкт-Петербурга и Ленинградской области, произведенный исследовательской группой «Балтийские Боевые Слоны», установил, что городу и области может не хватить 3000 МВт генерирующих мощностей в 2009 – 2010 гг., что эквивалентно снабжению электричеством более 3 млн горожан.
Нехватка генерирующих мощностей города и области обусловлена как выводом из эксплуатации устаревшего оборудования и растягиванием сроков сдачи новых энерго объектов, так и отсутствием в необходимом объеме поставок природного газа на действующие ТЭЦ.
Установлению надежной энергетической безопасности СПб и ЛО препятствует также не завершенное строительство инфраструктуры магистральных сетей и трансформаторных мощностей, а также отсутствие необходимой пропускной способности газотранспортной системы региона.
Отметим, что в Санкт-Петербурге только за 2009 – 2010 гг. свой парковый ресурс отработает генерирующее оборудование на ТЭЦ суммарной мощностью 704 МВт. Это 24% от существующей установленной мощности городских электростанций, к 2015 году - 46%, к 2025 году - 80%. При этом рост потребления электроэнергии в СПб не остановится, а на краткосрочную перспективу замедлится. Иными словами, сохранится рост спроса, но в меньших величинах: с 6-7% рост спроса упадет до 2,5-3% в год.
В настоящее время, энергобаланс Санкт-Петербурга оценивался в 6900 – 7100 МВт. Годовое потребление электроэнергии находится на уровне 20 − 21 млрд кВт•ч. Общая тепловая нагрузка составляет 20,4 гигакалории в час. Энергобаланс Ленинградской области оценивался в 2500 МВт., спрос находится на уровне 10 млрд кВт•ч.
Резюмируя вышеописанное, следует отметить, что сокращение инвестиционных программ государственных и частных энергетических компаний приведет к существенному сокращению объемов ввода новых объектов генераций. Иными словами, будет дефицит электроэнергии, что отразится как на гражданах, так и на промышленных потребителях. Данное обстоятельство, несомненно, негативно скажется, как на экономике, так и на внутренней энергетической безопасности государства. Еще раз отметим, что Минэнерго, сократив инвестиционную программу госкомпаний на 2009 – 2010 гг., не покроет дефицит электроэнергии в целом по стране в размере 4500 МВт. – эквивалент энергообеспечения 5 млн. человек.
Если затрагивать деятельность все того же ТГК-1, то сокращение инвестиционной программы на 65% может существенно сдвинуть сроки запуска новых объектов генерация, запланированных на 2009-2010 гг. Это равноценно созданию прямой угрозы для жителей Санкт-Петербурга и, отчасти, для Ленинградской области. Промышленные предприятия регионов также могут оказаться уязвимыми, когда непрерывность их энергоснабжения не будет гарантированна энергетиками.
Так, согласно ранее заявленным планам ОАО ТГК-1, на 2009г. было запланировано введение генераций на 1186 МВт. Этих мощностей должно было хватить для замещения генераций, которые отработают свой ресурс или встанут на капитальный ремонт в 2009 году. На капитальный ремонт встанет 1000 МВт (ЛАЭС), 704 МВт придется на закрытие старых ТЭС и ТЭЦ в СПб (согласно статистике КЭИО), 207 МВт придется на инерционный рост потребления (согласно прогнозам рост снизился с 7% до 3% в год, этом рост потребления электричества в ЛО не учитывался).
Даже если мощности на ЛАЭС не встанут на капитальный ремонт, то городу в любом случае будет необходимо 911 МВт генераций. При этом остается мало надежд, что эти мощности будут покрыты. Таким образом, предложение электроэнергии для города будет недостаточным для покрытия текущего спроса. При этом немаловажно отметить, что выход мировой экономики из кризиса будет сопровождаться повышенным спросом на энергоресурсы.
Справка. Согласно ранее утвержденному РАО «ЕЭС России» плану развития электроэнергетики, до 2011 года в Санкт-Петербурге и Ленинградской области предполагалось ввести в эксплуатацию 3336 МВт новой генерации. Из них 1186 МВт приходится на ОАО «ТГК-1», где запуск объектов должен состояться до конца 2009 года. Инвесторы развития энерго системы региона: ОАО «ТГК-1», ОАО «ОГК-1», Администрация СПб (ЮЗ ТЭЦ, СЗ ТЭЦ), из них ввод генераций (на 2009 г.) предполагалось только силами ОАО «ТГК-1». Часть недостающих мощностей (300 МВт) можно было оперативно покрыть за счет дозагрузки Северо-Западной ТЭЦ, однако это представляется маловероятным в силу отсутствия необходимого объема газа.
Send message