Успешный – и в кризис успешный
Juoksu: 29.11.2011
Успешный – и в кризис успешный
В одной из предыдущих публикаций (Спасение судостроителей) мы касались совместных проектов ОСК с корейскими судостроительными компаниями. Южная Корея до сих пор носит звание мирового лидера в судостроительной отрасли. Каково современное состояние отрасли в Корее?
Если посмотреть на так любимые корейцами фондовые показатели, самое что ни на есть печальное: акции крупнейших судостроительных компаний с начала года упали на 24-50%, а с начала 2008 года – до 70% (см. таблицу).
Компания | 01.2011-11.2011 | 01.2008-11.2011 |
Daewoo Shipbuilding & Marine Engineering | -24,00% | -46,51% |
Hyundai Heavy Industries | -40,36% | -40,56% |
Samsung Heavy Industries | -30,00% | -28,23% |
STX Offshore & Shipbuilding | -43,80% | -71,90% |
Hyundai Mipo Dockyard | -52,15% | -63,43% |
Hanjin Heavy Industries & Construction | -51,06% | -72,61% |
Корейский рынок за последний год действительно пережил потерю игрока, но отнюдь не из представленного в таблице списка. В мае была признана банкротом небольшая, по корейским меркам, Samho Shipbuilding.
А мастодонты корейского судостроения готовятся отпраздновать новый рекорд по объему экспорта судов: за первые 9 месяцев Корея экспортировала судов на $44,3 млрд., на 23% больше, чем в прошлом году. Они же, т.е. мастодонты, доминируют и по объему заказов в мире. Пятерка лидеров мирового судостроения (по данным на конец октября, Clarkson Research Services) по данному параметру выглядит так:
№ | Компания | Портфель заказов (шт. судов) | Тоннаж полученных заказов (млн. CGT) |
1. | Hyundai Heavy Industries | 268 | 10,6 |
2. | Samsung Heavy Industries | 197 | 9,0 |
3. | Daewoo Shipbuilding & Marine Engineering | 201 | 8,7 |
4. | STX Shipbuilding & Offshore | 295 | 6,8 |
5. | Hyundai Mipo Dockyard | 222 | 4,1 |
Все 5 компаний – корейские. Все – крупные. «Малые» компании, пусть и корейские, напор рынка выдерживают не всегда. Так, Sungdong Shipbuilding & Offshore несколько сдала позиции по захвату мира и уступила место в мировом рейтинге двум китайским компаниям.
Кроме представительности ведущих игроков корейская судостроительная промышленность характеризуется еще одним параметром – высокотехнологичностью возводимых ею судов. Тогда как Южная Корея в настоящее время лидирует по строительству дорогих судов и общей стоимости заказов, Китай – абсолютный лидер по тоннажу и количеству строящихся судов (см. таблицу).
Страна | Кол-во судов | Тоннаж судов (млн. CGT) | Китай | 832 | 13,71 | Южная Корея | 390 | 11,79 |
Наряду с выдающимися результатами обеих азиатских стран (каждой в своей категории), следует отметить, что в целом мировая судостроительная отрасль характеризуется стагнацией: постоянное снижение заказов фиксируется с февраля 2009 года. В сентябре был отмечен новый отрицательный рекорд заказов на строительство новых судов – 128,286 млн. CGT. Сокращение заказов коснулось, в первую очередь, балкеров, танкеров и контейнеровозов.
Решение данной проблемы корейские компании находят, соответственно, в постепенном отходе от стандартных балкеров, танкеров и контейнеровозов. Корейское судостроение все более смежается с энергетикой – компании переходят на строительство буровых судов, платформ, плавучих установок и турбин для электростанций. Учитывая многопрофильный и предпринимательски агрессивный характер корейских конгломератов, миллиардные инвестиции в научные исследования в области энергетики, а также необходимость обеспечить независимость от внешних источников энергопоставок, можно ожидать заявления Кореей своих экономических позиций и в мировом рынке энергоснабжения.
Другое направление развития корейских судостроительных концернов – повышение добавленной стоимости непосредственно судостроительной продукции. Это значительные инвестиции в научно-исследовательскую деятельность и строительство таких судов, как круизные лайнеры и газовозы.
Очевидно, что биржевые результаты перспектив корейских компаний в настоящее время не отражают. Впрочем, оно и к лучшему – выходить на корейский рынок акций для долгосрочного инвестора сейчас комфортно.
Send message