English
Русский
Suomi
Deutsch
 
Soveltavan politiikan asiantuntija
BSR vs. EU
Julkaistu: 31.10.2009

The EU summit held on October, 29-30 in Brussels revealed a range of controversies among the EU parties: Lisbon treaty's entry into force failed, there were heated discussions on the financial aspect of the climate change issue and no common view on the future EU top-managers' positions. Why did the strategy on the Baltic sea region gain unanimous support? What are the key features of the document that provide full content of all the parties concerned?

РБМ vs. ЕС

Углубление сотрудничества в регионе Балтийского моря как альтернатива интенсификации сотрудничества в рамках Европейского союза

Закончившийся 30 октября двухдневный саммит в Брюсселе обнажил множество разногласий в стане коллег по Евросоюзу:

- планировавшееся подписание Лиссабонского договора провалилось – спасибо Клаусу;

Чехия стала единственной страной, не ратифицировавшей Лиссабонский договор, который должен стать новым этапом в развитии ЕС.
Формальная причина отказа Президента Чехии Вацлава Клауса ратифицировать соглашение – необходимо проверить, не противоречат ли положения Лиссабонского договора Конституции Чехии. Во вторник свое решение по данному вопросу вынесет Конституционный суд.
Фактически же Чехия выторговала себе право присоединения Чехии к группе привилегированных стран, в которую на настоящий момент входят Великобритания и Польша. Чехия зарезервировала за собой право неприсоединения к Хартии основных прав, которая является составной частью Лиссабонского соглашения. Для Чехии данное неприсоединение будет означать отказ от притязаний на чешскую собственность со стороны этнических немцев и венгров, высланных из страны после Второй мировой войны (декреты Бенеша).

- по поводу финансирования экологических проектов в рамках борьбы с изменением климата мнения существенно разошлись от «платить поровну» до «платить по способности»;

Коллеги по Евросоюзу не могут решить, как им разделить финансовое бремя помощи развивающимся странам, которых нужно оснастить для борьбы с и адаптации к изменениям климата. Европейская комиссия оценила объем ежегодных дотаций в 15 млрд. евро к 2020 году.
Германия полагает, что проявлять подобную щедрость до того, как США и прочие мировые державы представят свои финансовые обязательства, не стоит. Нужно перенести дискуссию о конкретных цифрах на площадку саммита в Копенгагене.
Польша, вкупе с другими странами Восточной Европы, полагает, что утверждать смету в пользу развивающихся стран до того, как будет принято решение о структуре финансирования этой благотворительности, не стоит. В Восточной Европе финансовый кризис, а отдельные «развивающиеся» страны и вовсе богаче отдельных стран ЕС.
А европейские НКО считают, что ЕС проявил излишнюю скромность и должен проявить большую щедрость и предоставить в распоряжение развивающихся стран до 35 млрд. евро. к 2020 году.
В итоге Европейский совет определил лишь общемировую планку в 100 млрд. евро, которые планируется ежегодно направлять развивающимся странам.

- да и с кандидатами на высшую должность Президента в рамках будущего формата Европейского союза (когда Клаус все же сделает коллегам новогодний подарок) определиться не получилось.

Ни кандидатура бывшего премьер-министра Великобритании Тони Блэра, ни кандидатура действующего премьер-министра Люксембурга Жан-Клода Юнкера, ни кандидатуры менее распиаренных кандидатов Яна Петера Балкененде, Пааво Липпонена, Фредрика Райнфельдта, не удовлетворяет чаяниям всех членов Евросоюза.

А вопрос, по которому споров на саммите ЕС не возникло, – это Стратегия ЕС для региона Балтийского моря (EU Strategy for the Baltic sea region). Она успешно прошла все формальные процедуры и была одобрена на саммите 30 октября. Чем вызвано данное единодушие членов Европейского союза в отношении стратегии Балтийского моря, тогда как другие вопросы вызывали столь острые разногласия?

  1. Стратегия не требует дополнительных финансовых расходов.
    В сообщении Европейской комиссии подчеркивается, что стратегия не предполагает дополнительных институтов и источников финансирования. Требуется более эффективное использование существующих фондов. Однако в том же сообщении Европейской комиссии допускается возможность изыскания дополнительного финансирования для отдельных проектов.

  2. Стратегия «вызревалась» и прорабатывалась длительное время.
    Фактически началом разработки единой европейской стратегии в отношении региона Балтийского моря можно считать начало 90-х, когда были учреждены такие институциональные механизмы, как Совет государств Балтийского моря, Организация субрегионального сотрудничества государств Балтийского моря, Союз Балтийских городов, Комиссия по охране морской среды Балтийского моря, Балтийский форум развития. Катализатором разработки единой стратегии в рамках Европейского союза стала указание Европейского совета Европейской комиссии от 14 декабря 2007 года разработать соответствующую стратегию к июню 2009 года.

  3. Страны ЕС стремятся вовлечь Россию в совместные проекты.
    Несмотря на то, что стратегия – проект Евросоюза, в ней неоднократно упоминается сотрудничество с Россией. Показательно, что директива Европейского совета содержала лишь два положения, которые были связаны с содержанием будущей стратегии: решение экологических проблем как один из обязательных разделов и ссылка на программу «Северное измерение» как «основу внешних аспектов сотрудничества в регионе Балтийского моря» [1] . Впрочем, желание не всегда совпадает с фактическими действиями: говорить о том, что Россия была привлечена ЕС к обстоятельным дискуссиям по стратегии, неправомерно.

  4. Фактическая заполненность пунктов стратегии
    Как было отмечено, сотрудничество в регионе Балтийского моря имеет давнюю историю. Конкретные проекты в рамках определенных в стратегии «столпов» и более узких направлений весьма успешно осуществляются. Принятая стратегия лишь добавит этим проектам «credibility» и финансирования (направленного на реализацию упомянутых выше «отдельных» проектов).

  5. Активное лоббирование стратегии странами региона Балтийского моря
    Наибольший энтузиазм в этом отношении проявляла Швеция, председательствующая в Евросоюзе до конца этого года. Наряду с решением указанных в стратегии проблем и увеличением финансовых потоков в регион, принятие стратегии означает, по крайней мере, один успешный результат по итогам прошедшего года.

  6. Стратегия как пилотный проект
    Важность стратегии заключается в том, что регион Балтийского моря может стать экспериментальной площадкой для опробирования результатов интенсификации субрегионального сотрудничества (в рамках ЕС). По-видимому, следующим на очереди станет, регион Дуная. Стратегия для региона Балтийского моря предлагает действительно эффективные механизмы. Одним из интересных форматов является ответственность одной из 8 или группы стран ЕС за имплементацию проектов в рамках каждого из направлений.

В заключение хочется поздравить всех тех, кто с начала 90-х работал над формированием Стратегии ЕС для региона Балтийского моря.

[1] «Северное измерение» охватывает проекты ЕС с Россией, Норвегией и Исландией. Но лишь Россия входит также в регион Балтийского моря.


Send message

*Email

*Message

Name

*Type the digits