Paikallisiin erityispiirteisiin perustuva kumppanuus – 1,5 miljardin dollarin sakko
Julkaistu: 02.10.2009
Internet-sivustot, radio, televisio ja painettu media on jo parin päivän ajan toitottanut korruptioskandaalista, johon liittyy yksi Iso-Britannian suurimmista turvallisuus- ja puolustusalan yrityksistä BAE Systems. Virallisesti Iso-Britannia on sitoutunut noudattamaan OECD konvention määräämää kieltoa koskien ulkomaalaisten viranomaisten lahjontaa kansainvälisissä liiketoiminnan operaatioissa. Kuitenkin kuinka tehokkaita nämä korruption vastaiset toimet tulevat olemaan, jos Iso-Britannian valtionsyyttäjä ottaa huomioon hallituksen suuriin petoksiin erikoistuneen viraston argumentit?
Партнерство с учетом местных особенностей – штраф $1,5 млрд.
Крупнейшей компании Великобритании в области систем безопасности и оборонных заказов BAE Systems грозит штраф в $1,5 млрд., в случае если генеральный прокурор признает аргументы Отдела по делам о мошенничестве в особо крупных размерах Правительства (SFO – Serious Fraud Office) достаточными для обвинения компании во взяточничестве.
От выплаты добровольных отступных в £500 млн. - £1 млрд., предложенных SFO, BAE Systems отказалась. Торг со стороны бизнеса идет с позиции не более £10-20 млн. Отказываясь признавать свою вину во взяточничестве BAE Systems, таким образом, готова безвозмездно подарить их правительственному органу. Разница в £480-990 млн. все же выглядит существенной и достаточной для судебного дела.
Возможным препятствием для возбуждения уголовного дела против BAE Systems может стать критерий национальной безопасности и общественных интересов, как заявил сам генеральный прокурор. В 2006 году премьер-министр Тони Блэр, например, счел продолжение расследования в отношении взяток BAE Systems высокопоставленным лицам Саудовской Аравии, тем или иным образом связанным с контрактом на поставку оружия в обмен на нефть на £43 млрд., подрывающим основы национальной безопасности Великобритании.
Впрочем, кабинет нынешнего премьер-министра подчеркивает, что Гордон Браун – политик другого пошиба. Видимо, честнее, добрее и морально выше своего предшественника. Вопрос этичности в политической сфере часто поднимается, он занимает должное место в иерархии политологических исследований, однако судить о моральных качествах тех или иных политических деятелей или прочих выдающихся личностей следует, видимо, вовсе не светскому обществу, и тем более, не представителям политической братии.
Что касается морального обоснования деятельности BAE Systems, то это простое, естественное для бизнеса, желание заработать деньги, получить прибыль. Единственное его отличие от традиционной практики ведения бизнеса – это незаконное, с точки зрения «западной» юридической практики, использование финансовых стимулов для привлечения клиента. Не ставя под вопрос юридическое обоснование незаконности деятельности компании, заметим, что компания, по-видимому, хорошо ознакомившись с местными особенностями (national pecularities), просто решила грамотно под них подстроиться. Действия BAE Systems в Саудовской Аравии, Чехии, Румынии, Танзании и Южно-Африканской Республике находятся в рамках сложившейся в данных странах системы взаимодействия государства и бизнеса. Незаконна сама система (с точки зрения провозглашаемой «западной» модели взаимоотношений бизнеса и государства), прежде всего, и лишь затем – элементы, встраивающиеся в нее. Раз затрагивается деятельность компании в иностранных государствах, да еще и на нескольких континентах, вопрос нужно поднимать в ООН, возглавлять всемирную кампанию по искоренению коррупции и реально ее искоренять. Результатом нынешней кампании против BAE Systems, в случае возбуждения уголовного дела, будут:
Успех SFO в данном деле, безусловно, внесет лепту в повышение международного престижа Великобритании и ее государственных органов, однако реальных достижений в победе коррупции в международном масштабе он ни в коей мере не принесет. Если кабинет нынешнего премьер-министра фактически обвиняет Тони Блэра в лоббировании интересов одной компании на высшем национальном уровне, то не стоит ли для начала совершенно искоренить коррупцию в государственном аппарате? Лишь достигнув успеха на данном поприще, страна может двигаться дальше, предлагая международные, глобальные инициативы по борьбе со взяточничеством, как, например, предложенные выше.
Для решения проблемы в данном конкретном случае необходимо дополнительно провести исследование действительного бизнес-климата, реальный анализ условий взаимодействия на территории стран, которые оказались замешаны в данном конфликте: Танзания, Чехия, Южно-Африканская Республика, Румыния и Саудовская Аравия, как участник предыдущего расследования SFO в отношении BAE Systems. И действовать на международном уровне следует с учетом данных национальных, местных особенностей. Только подобный формат взаимодействия сможет привести к каким-либо реальным результатам в борьбе с коррупцией, в национальном ли, региональном или более широком международном или глобальном масштабе.
Автор данной публикации никаких финансовых стимулов от компании BAE Systems не получал, к большому его сожалению.
[1] Конвенция о борьбе с дачей взяток иностранным государственным должностным лицам при осуществлении международных деловых операций (OECD Convention on Combating Bribery of Foreign Public Officials in International Business Transactions), была подписана в 1998 году.
Send message