Kaikki metrosta
Date: 15.08.2009
Mitä varten tai kenelle Pietarin henkilöliikennelaitos työskentelee?
Kuinka paljon Pietarin kaupungin liikennelaitos pystyy vastaamaan kaupungin asukkaiden kysyntään? Käytäntö osoittaa, että monet päätökset tehdään liikenneyhtiöiden eikä matkustajien etujen mukaisesti. Kuitenkin tällaista tapahtuu monella eri tasolla kuten koko kaupungin kattavien ongelmien ratkaisuissa, paikallisesti yritysten tasolla sekä joidenkin liikennöintireittien ja metroasemien tasolla.
Tuorein esimerkki löytyy metroliikenteestä, jossa metron työntekijät voivat vaatia henkilöllisyystodistusta pieniltä lapsilta (7-vuotiaaksi asti lapset matkustavat ilmaiseksi). Vasta kuvernööri Valentina Matvijenkon puuttumisen jälkeen metroliikenteen johtaja Vladimir Garjygin luopui hankkeesta nuhteluja saatuaan. Toinen esimerkki, jolla on pienempi yhteiskunnallinen kaikupohja, mutta ei yhtään vähemmän oireellisempi hätiköidystä päätöksenteosta, on tiettyjen automerkkien mainostamine metrovaunuissa. Mainokset korostavat yksityistä auton omistamista ja vähättelevät julkista liikennettä. Mainokset esittävät todisteita julkista liikennettä vastaan (tässä tapauksessa metroa) ja saavat ihmiset kallistumaan yksityisautoilun kannalle. Samalla Pietarin kaupungin liikennekomitea on aloittanut kampanjan autoilijoiden houkuttelemiseksi julkisen liikenteen pariin ja siksi tällainen mainos on vähintään epäkorrekti puhumattakaan kilpailijan suoranaisesta mainostamisesta.
Все … вон из метро
Для чего или для кого работает городской пассажирский транспорт
Скандал, который недавно разразился в городе в связи с изменением петербургским метрополитеном правил проезда маленьких детей, – это отражение положения дел в городском общественном транспорте, когда определяющим фактором деятельности может служить все что угодно, но не интересы пассажиров. Могут возразить, что транспорт в городе работает нормально, поступают регулярные субсидии на обновление парка, развитие новых линий, вводятся в строй новые станции метро, реализуются новые проекты. С одной стороны формально это так, за исключением, правда, ряда оговорок. В данном случае речь идет о другом – об отношении к пассажирам. К тем, ради кого работает общественный транспорт в городе. Отношение это, мягко говоря, радует далеко не всегда, об этом может сказать каждый, кто пользуется городским транспортом. Причем такое отношение характерно как для менеджеров среднего звена, так и для рядовых сотрудников. Что касается высшего руководства городского транспорта, то достаточно посмотреть на ситуацию, сложившуюся за 20 лет, для того чтобы оценить лояльность этих людей к пассажирам. Трамвайное движение в городе за это время подверглось беспрецедентному сокращению. Было ли это результатом конкуренции со стороны автобусного сегмента, желанием ли освободить центр от трамваев или же застроить территории трамвайных парков, теперь может быть не так и важно. Важно то, что петербургская трамвайная сеть, бывшая самой большой в мире, сейчас находится на грани смерти. Метро и троллейбус в эти годы не имели практически никакого развития. Автобусы в результате реформ утратили положительные качества, присущие как государственным, так и частным формам автотранспортных предприятий, скатившись к «дикой» конкуренции. Конечно, надо делать скидку на сложное финансовое положение, но многие решения принимались не с учетом перспектив и в интересах пассажиров, а для получения сиюминутной выгоды.
Комитет по транспорту в последнее время пытается переломить сложившуюся ситуацию. Развитию общественного транспорта дается первостепенный приоритет. Это связано и с тем, что дорожная сеть в центре города не может развиваться, а количество автомашин неуклонно растет. Ограничение движения в некоторых районах центральной части города только вопрос времени. О том, что такое решение будет со временем принято заявила недавно Валентина Матвиенко. Пересадить часть автовладельцев на общественный транспорт задача непростая. Она ставит перед пассажирским транспортом новые задачи, одной из которых является новый стиль руководства и работы, при котором на первом месте безусловно стоят интересы пассажира. Причем касается это не только руководителей предприятий, но и нижестоящих менеджеров.
К сожалению, в предприятиях городского транспорта еще не прониклись этой идеей. Пример метрополитена показателен в этом отношении. Поправка в закон, позволяющая детям до семи лет, прописанным в Санкт-Петербурге, ездить в метрополитене бесплатно, была принята Законодательным собранием города еще прошлым летом. До последнего времени все дети дошкольного возраста ездили в метрополитене бесплатно без предъявления документов. По-видимому, в связи с уменьшением доходов, руководство метрополитена вытащило поправку на свет. Причем, в первую очередь, основные недовольства пассажиров вызвал сам факт представления различных документов для осуществления права бесплатного проезда, а уже во вторую, отмена бесплатного проезда детям, являющимся гостями в Санкт-Петербурге. Комитет по транспорту отменил это решение метрополитена. Губернатор отругала начальника метрополитена. Но вышестоящие структуры не могут контролировать действия всех сотрудников метрополитена.
Так, например, несколько месяцев в вагонах метрополитена висела просто вопиющая реклама. На одной части рекламы было написано одно из слов: «душно», «тесно», жестко», «прислоняются» и соответствующая картинка, которая не вызывала сомнений, что это состояние относится к метрополитену. На другой части рекламы слоган «пора пересесть на …(далее реклама марки автомобиля и стоимости моделей)». У пассажира, который видел эту рекламу, должно сформироваться стойкое отвращение к метрополитену, желание уйти и никогда больше не возвращаться. Стоимость размещения такой рекламы в метро по оценкам составляет несколько сотен тысяч рублей (реклама встречалась достаточно часто и в разных вариантах). При том, что один постоянный пассажир приносит метрополитену не менее 10 тысяч рублей в год, то при отказе нескольких десятков человек от пользованием метрополитена в пользу машины, подземка только за 1 год потеряет сумму, равную доходу от этой рекламы. Все понятно, кризис, уменьшение пассажиропотока, снижение доходов от рекламы, но нельзя же до такой степени быть неразборчивыми в получении сиюминутной прибыли. Такими темпами в метро количество пассажиров может уменьшится настолько, что реклама потеряет свою аудиторию.
Отношение к таким вопросам – своего рода лакмусовая бумажка деятельности компании. Никогда коммерческое предприятие не будет успешно, пока его менеджеры будут допускать такие ляпы, как появление такой рекламы. Тем более это недопустимо для государственного предприятия, которое должно в своей деятельности руководствоваться политикой вышестоящих организаций. А политика Администрации города и Комитета по транспорту состоит в привлечении жителей города на общественный транспорт. Как же можно в такой ситуации рекламировать конкурентов, делая упор на собственные недостатки. Надо рекламировать позитивные моменты деятельности, а у метро они есть. Одна только стабильность движения дорого стоит. Нигде в городском транспорте, кроме метро вы не будете уверены на 99,99%, что через заранее известное время окажетесь в нужном месте. Вот что надо рекламировать. А с недостатками, на которых делался упор в рекламе надо бороться, а не выпячивать наружу.
Начальник метрополитена Владимир Гарюгин получил выговор за попытку установить в метрополитене проверку документов маленьких детей. Депутаты видимо пересмотрят злополучную поправку. В этой истории хорошо виден один из пороков системы городского пассажирского транспорта, когда часто сначала принимается решение, а потом оказывается, что оно доставляет дополнительные проблемы пассажирам. А принимается такое решение для удобства компании-перевозчика. Через некоторое время, когда непродуманное решение становится объектом критики в СМИ и пассажиров, приходит осознание, что можно было сделать немного не так, а эффект при этом был бы во много раз больше. Но пока часто работа ведется таким образом, чтобы отчитаться о том, что транспорт, вышел на маршрут, а все остальное неважно. Неважно в каком состоянии этот транспорт, нужен ли именно такой маршрут, как это согласовывается с другими маршрутами и видами транспорта и т.д.
Хочется верить, что ситуация с отменой решения метрополитена станет первой ласточкой в позитивных изменениях в отношении к пассажирам на городском транспорте. Постепенно ко всем участникам этой деятельности, возможно, придет понимание, что работают они ради пассажиров, и через некоторое время нам не придется обсуждать такие непонятные решения менеджеров транспортного цеха, да и с рекламой на транспорте все будет в порядке.
Send message