English
Русский
Suomi
Deutsch
 
Soveltavan politiikan asiantuntija
”Pitkä harkinta-aika” ovelana poliittisena taktiikkana
Julkaistu: 22.06.2009

Saksan puolustusministeriön johto edellisellä viikolla virallisesti asettui vastaan Nord Stream-kaasuputken rakentamista nykyiselle reitilleen, joka kulkee Saksan aluevesien läpi; Baltian maat ovat ilmaisseet tyytymättömyyttään projektiin viitaten taloudellisin riskeihin, johon yhtyvät myös Ruotsi ja Tanska; mutta Suomi taas on ottanut lisäaikaa papereiden yksityiskohtaiseen tutkimiseen, joita se on tarkastellut jo kahden vuoden ajan. Miksi tämä jatkuva viivyttely Luoteis-Venäjän merkittävimmän ulkomaankauppakumppanin taholta? Viivytys voitaisiin lukea suomalaisten kansallisen luonteenpiirteen eli hitauden piikkiin, mutta selvästi yhdellä mielenlaadulla tässäkään ei tulla toimeen.

«Думать долго» как осознанная политическая тактика


Руководство министерства обороны Германии на прошлой неделе официально выступило против нынешнего маршрута газопровода Nord Stream, который пройдет по территории военных учений Германии, прибалтийские страны выражают недовольство проектом в связи с экологическими рисками, к ним присоединяются Дания и Швеция, а Финляндия взяла дополнительное время для внимательного изучения документов, которые она изучает уже два года. В чем причина столь упорного затягивания времени со стороны главного внешнего партнера Северо-Запада РФ? Можно было бы списать медлительность в принятии решений на особенности национального характера финнов, но, видимо, одним менталитетом здесь не обойтись.

Прежде всего, стоит подчеркнуть, что Финляндия пока возглавляет список из всего одной страны Евросоюза, имеющей выход к Балтийскому морю, которая не выступает против прокладки трубопровода. Хотя и не выступает за – видимо, узы Европейского союза не позволяют. Премьер-министр РФ В.В. Путин в рамках рабочего визита в Финляндию 3 июня как раз высказывал надежду, что Финляндия при принятии решения о прокладке трубопровода будет в первую очередь руководствоваться своими национальными интересами.

l июня Министерство окружающей среды Финляндии запросило дополнительную информацию об оценке влияния газопровода на рыболовецкую отрасль, токсичные ядохимикаты и не утилизированное вооружение на морской территории Финляндии, а также доступ к материалам по экологической оценке, подготовленным российской стороной.

Очевидно, в настоящее время наднациональные интересы Финляндии, превалируют над национальными, что противоречит национальным интересам России (выразителем которых в рамках рабочего визита в Финляндию выступал В.В. Путин). Впрочем, это лишь одна точка зрения. Национальные интересы России в отношении газопровода Nord Stream на территории Финляндии (за исключением российских государственных институтов) призваны защищать лица высшей политической элиты: бывший премьер-министр Финляндии Пааво Липпонен и его помощник – Себастьян Сасс . И, видимо, неплохо они справлялись вплоть до недавнего времени. Так, в марте Себастьяна Сасса повысили до должности главы представительства Nord Stream в Европейском союзе. Это может говорить о том, что его миссия в Финляндии к марту 2009 года была успешно завершена и что «в целом» финская сторона согласилась с проектом, а сейчас реализуются уже планомерные этапы в рамках выработанной совместной стратегии. Цитируя заявление помощника Президента РФ Дворковича А.В., речь идет уже «о графике внутренних процедур … в Финляндии».

Сопоставим политические (и стратегические экономические) часы взаимодействия двух стран за последние четыре месяца:

Дата Событие
14.02.2009 Постановление Правительства РФ о временном прекращении действия положения о сокращении пунктов пропуска для ввоза автотранспортных средств через российско-финскую границу до 01.04.2009, таким образом, Торфяновка (Vaalimaa) снова оказалась открыта для автовозов.
16.04.2009 Правительство Финляндии публикует новую стратегию взаимодействия с Россией – План действий по России, главная цель – улучшить сотрудничество с Россией по всем направлениям. Один из механизмов – распространение изучения русского языка среди граждан Финляндии.
20-21.04.2009 Государственный визит Президента РФ Медведева Д.А. в Финляндию.
Россия предлагает новый формат оборонительного союза ОБСЕ под названием «Хельсинки плюс».
Помощник Президента РФ Аркадий Дворкович заявил о том, что Финляндия может дать согласие на строительство Nord Stream до конца 2009 года.
19.05.2009 Государственную регистрацию получил концерн SOFI Oy, сформированный финскими компаниями (Pöyry CM, Versowood, WSP Finland, Lunawood, Snowpolis) для участия в проектах Олимпиады в Сочи. По заявлению руководства концерна, предложение об участии финских компаний в олимпийских объектах исходило с российской стороны.
Возможность участия финских компаний в Олимпийских проектах обсуждалась на высшем уровне в июне на XIII Международном Петербургском экономическом форуме между вице-премьером Жуковым А.Д. и министром по экономическим вопросам Финляндии Маури Пеккариненом.
27.05.2009 Постановление Правительства РФ о продлении разрешения пропускать автовозы через любые МАПП на российско-финской границе до 01.01.2010.

Однако, в силу определенных причин, в июне, накануне официального визита В.В. Путина, Финляндия решила взять дополнительный тайм-аут. Что стало причиной столь резкой смены благоприятного для российских интересов смены курса? Возможно, речь идет как раз о национальных интересах Финляндии, которые были задеты российской стороной, и которые финская сторона пытается теперь отстоять, используя механизм Nord Stream. В частности, в Плане действий по России указано, что координация взаимодействия Финляндии с Россией основывается на национальных интересах Финляндии. Это вторая точка зрения.

В качестве потенциального камня преткновения последних месяцев можно предложить идею Федеральной таможенной службы РФ об изменении структуры пропусков через государственную границу (см. Комментарий аналитика по транспортной отрасли от 16.05.009-31.05.2009). Государственные органы Финляндии не раз сами обращались к российской стороне с просьбой посодействовать в разгрузке дорожной сети, о положительном значении переноса грузовых контейнерных мощностей с автомобильного на железнодорожный транспорт представители Министерства транспорта Финляндии говорили и на Международном российско-финском форуме по транспорту и логистике в апреле. Однако после того как заместитель министра транспорта РФ Аристов С.А. лично передал финской стороне уведомление о новой законодательной инициативе, министр транспорта Финляндии Ану Вехвилайнен обратилась к российскому коллеге Левитину И.Е. с просьбой не давать ходу инициативе. Видимо, государственные ведомства двух стран столкнулись в данном случае с острым недопониманием на лингвистической или какой-то другой почве. В результате пострадавшей стороной оказались национальные интересы России в Финляндии (выраженные в прокладке трубопровода Nord Stream).

С другой стороны, Россия отказалась с 4 июня брать плату с финских перевозчиков за проезд по российским дорогам. В настоящее время идут активные переговоры между транспортными ведомствами двух стран относительно вариантов реализации инициативы Таможенной службы. То есть потенциал для разрешения данного противоречия имеется.

Другим камнем преткновения могут быть вопросы повышения пошлин на экспорт российского леса-кругляка (см. Анализ состояния целлюлозно-бумажной отрасли РФ и деятельности ведущих предприятий отрасли, производящих целлюлозу, бумагу и картон), которые очень болезненно воспринимаются в Финляндии и которые очень жестко отстаивает российское руководство. Российская позиция, видимо, будет оставаться неизменной: российская древесина должна перерабатываться на территории РФ, и при желании участия финских предпринимателей в российском лесопромышленном бизнесе, они имеют широкие возможности для инвестиций на территории РФ.

Финляндия, затягивая переговоры по Nord Stream, надеется выгадать для себя положительное решение по другому вопросу двустороннего сотрудничества (будь то транспортная отрасль или экспортные пошлины на лес-кругляк), ссылаясь, например, на экологическое законодательство. И тогда длительное чтение материалов и внимательное изучение экологической составляющей проекта Nord Stream является проявлением продуманной стратегии Финляндии по фактическому экономическому и политическому сближению с Россией по всем направлениям.

Что касается экологических аспектов прокладки газопровода, в соответствии с выводами доклада, представленного Правительством Финляндии 5 июня, главную экологическую угрозу для Балтийского моря представляют процессы эвтрофикации, основным поставщиком компонентов которых (соединения фосфора и азота) является Польша, между прочим, член Европейского союза.

Структура акционеров Nord Stream

Send message
*Email

*Message

Name

*Type the digits