English
Русский
Suomi
Deutsch
 
Rakennusalan asiantuntija
Mitä kuuluu Gazprom-areenalle?
Julkaistu: 19.05.2009

Vladimir Putin on valtuuttanut Vitali Mutkon valmistelemaan hakemusta vuoden 2018 jalkapallon maailmanmestaruuksien isännöimiselle. MM-2018 kilpailupaikka päätetään FIFA:n kokouksessa joulukuussa 2010 ja hakemuksia hakijamailta otetaan vastaan 2.2.2010 asti. Tapaamisessa Putinin kanssa Vitali Mutko luetteli kaupunkeja, jotka voisivat isännöidä jalkapallon MM-kisoja. Hän sanoi esimerkiksi näin: ”Pietariin rakennetaan stadion, joka valmistuu vuoden 2011 lopulla tai 2012 alussa.” Mutta voisiko stadion valmistua edes vuonna 2012?
Oheisessa artikkelissa tutustutaan stadionin rakentamisen pääetappeihin ja tarkastellaan siihen liittyviä taulukoita. Nyt purkamiseen asti tämä surullinen jatkokertomus on vielä kaukana, mutta huolestumisen syyt eivät ole hälvenneet.
Kysymyksiä herättävät projektin kustannukset, rakennuspaikan valinta ja rakentamiseen osallistuvat rakennusyhtiöt. Epäilyksiä herättää myös, yrittävätkö urakoitsijayritykset säästää kaikesta mistä vain kykenevät kuten tarvittavista metalleista, ulosvedettävän jalkapallokentän rakentavan henkilöstön vuokrauksesta ja niin edelleen. Mitä tällainen säästäminen tarkoittaisi 62 tuhannen pietarilaisen ja kaupungissa vierailevien turistien turvallisuudelle ja mukavuudelle?
Luultavasti stadion rakennetaan joka tapauksessa, mutta milloin se tapahtuu, on vielä avoin kysymys.


Как дела на "Газпром-Арене"?



В 2002 году Россия, достаточно неожиданно, объявила о своем желании принять у себя чемпионат Европы по футболу 2008 года, желание оказалось недостижимы, и вот теперь, решено замахнуться на большее - Владимир Путин поручил Виталию Мутко подготовить заявку на проведение чемпионата мира по футболу в 2018-м.

Место проведения ЧМ-2018 определится на конгрессе ФИФА в декабре 2010 года, заявки от стран-кандидатов принимаются до 2 февраля 2010 года. Виталий Мутко в разговоре с Путиным перечислял города, в которых можно будет принять чемпионат мира по футболу. И сказал примерно такую фразу: "Санкт-Петербург, там строится стадион, который будет готов к концу 2011 - началу 2012 года"

Так началось «большое строительство». С основными вехами его истории можно ознакомиться по этой ссылке.


Преобразованный под наши условия проект. Проект победивший в конкурсе

А сегодня до развязки этого грустного сериала еще далеко, но причин для беспокойства не убавляется.
Стоимость проекта

В 2007 году архитектор Кисё Курокава еще был полностью уверен в том, что строительство стадиона не выйдет за рамки установленного бюджета - $250 млн, и расходы могут быть даже ниже этой суммы. Но уже в августе 2007 года когда стоимость строительных материалов стала повышаться стало ясно, что удорожания не избежать. Собственно само строительство стадиона началось в июне 2007 года, и в октябре стали появляться высказывания об увеличении стоимости объекта, но, несмотря на это, в марте 2008 года в компании «Авант» говорят о том, что никаких подорожаний не планируется, работы будут закончены в срок. Это наводит на мысль, что компания и не собиралась достраивать стадион, и их работа заключалась, в основном, в окончании нулевого цикла, хотя он, как известно, занимает больше всего времени. В Комитете по строительству объясняют увеличение стоимости проекта тем, что расчет, выполненный японским архитектором Кисё Курокавой, не учитывал затрат на сложные работы по основанию и фундаменту и применение таких уникальных специальных конструкций, как выдвижное поле и трансформирующаяся крыша. Это звучит не убедительно, особенно то, что были не учтены затраты на уникальные конструкции. Странно, что Курокава это не учел.

Выбор места для строительства

Еще один вопрос который не ясен до конца - почему стадион такой сложной конструкции стали строить на месте бывшего стадиона им. Кирова? Ответ, скорее всего, нужно искать в самом начале стройки: 23 ноября 2004 года на заседании городского правительства выяснилось: инвестором строительства нового стадиона на Крестовском острове станет ООО "Газпромнефть". Именно под такое сотрудничество по ходатайству Смольного подлинное здание стадиона, являвшееся, кстати, выдающимся образцом стиля конструктивизма, было выведено из списков памятников федерального значения. В благодарность правительство Петербурга постановило отдать ОАО "Газпром" всю западную оконечность Крестовского острова - 48 га. В феврале 2005 года депутаты ЗакСа вынесли положительное решение по стадиону, а в сентябре того же года ОАО «Газпром» сообщил о том, что они вкладывать деньги напрямую не собираются. И в это же время зарегистрировали 100% дочку - ООО "Газпроминвестарена". Они же и должны были стать операторами нового стадиона. Но 11 декабря 2006 года из Смольного пришло сообщение, что новый стадион построит структура нефтеперерабатывающей корпорации "Синтез", а собственно ОАО «Газпром» будет участвовать в проекте косвенно, перерегистрировав свои дочки в Санкт-Петербург, тем самым обеспечив бюджет города налогами.

Конфликты

Вокруг крупномасштабных строек с участием в них бюджетных денег всегда происходят конфликты и скандалы. Не обошлось и на этот раз.

1. Субподрядчиком проекта являлся Спецстрой РФ по СЗФО. В апреле этого года Северо-западный Спецстрой России подал в суд на компанию ‘Авант’. В общей сложности сумма претензий к ‘Аванту’ составляет 166 миллионов 873 тысячи 82 рубля. Между тем в отношении Главы управления Спецстроя РФ по СЗФО Владимира Даниеляна в апреле 2008 года возбуждено уголовное дело по ч. 4 ст. 159 УК РФ (мошенничество в особо крупных размерах).

2. Общество с ограниченной ответственностью «Мосстройтрансгаз» требует с Комитета по строительству Санкт-Петербурга возмещения более 40 млн. руб. (39 917 693 руб. 27 коп. задолженности, 3 566 479 руб. процентов за пользование чужими денежными средствами и 100 000 руб. в порядке возмещения расходов по госпошлине.)

Сегодня государственный заказ является для многих компаний почти единственным надежным и стабильным средством удержаться на плаву в условиях кризиса и, естественно, что многие стараются получить его.

5 декабря 2008 года, когда кризис добрался и до нашей страны, т.е. о нем уже активно велись разговоры, был объявлен тендер на строительство нового стадиона "Зенита" на Крестовском острове, в котором победила компания "Инжтрансстрой".

Компания победила за счет понижения стартовой цены на 30%. Экономить решили на сортаменте металла. Подрядчик настаивает на том, чтобы, где только это возможно, металлические конструкции заменялись более дешевыми железобетонными. Например, верхние ярусы трибун (выше 14,5 м) архитектор планировал смонтировать из стали.

Генезис Инжтрансстроя

Компания ООО «Инжтрансстрой – Спб» образована специально для этой стройки корпорацией «Трансстрой», которая, в свою очередь не обошлась в своей истории развития без «темных пятен».

Образование корпорации Трансстрой

Бывший министр транспортного строительства СССР (1985–1991) В. Брежнев в 1991 г., при ликвидации министерства, активно участвовал в его преобразовании в государственную корпорацию «Трансстрой», которая также в 1993 г. была акционирована.

Скандалы с участием Трансстроя


в Москве

В 2001 году Контрольно-счетная палата Москвы (КСП) и следственный комитет МВД выявили несоблюдение строителями технологических норм, использование некачественных материалов и завышение расходования средств при реконструкции МКАД. Сумма ущерба казне оценивалась в 256 млрд неденоминированных рублей. По итогам проверки правоохранительные органы допросили тогдашнего первого зампреда правительства Москвы Бориса Никольского и гендиректора ООО "Организатор" Геннадия Муравина. Но по документам все было в порядке. Еще одно обвинение в сторону строителей третьего транспортного кольца касалось завышения проектной стоимости дороги на 5 млрд рублей. Расценки разрабатывал проектный институт "Трансстроя", на основе их заказчик, ООО "Организатор", оценил проект по стартам Госстроя 1991 года в 222, 9 млрд рублей, что с учетом перевода в текущие цены составило 1, 1 трлн рублей В 1999 году Никольский вместе с Юрием Лужковым и главой корпорации «Трансстрой» Владимиром Брежневым запатентовали «кольцевую автодорогу».

Патент носит название «Транспортный комплекс мегаполиса и способ регулирования и разгрузки пассажирских, грузопассажирских и грузовых потоков транспортного комплекса мегаполиса».

Реконструкция МКАД велась в период с 1996 по 1998 год. Только через одного фигуранта строительной эпопеи - СУ-802 на "левые" фирмы ушло более 350 млрд. неденоминированных рублей. На личном счету генерального директора управления Олега Хоменко, открытом в женевском Swiss Bank Corporation, обнаружили 700 тысяч долларов.
(Материал взят из Федерального еженедельника "Российские Вести", 26.02.2003)

в Санкт-Петербурге

Минрегионразвития требует вернуть ему $19 млн за строительство дамбы в Санкт-Петербурге, которое ведет корпорация "Трансстрой". Минрегионразвития обратилось в Московский Арбитражный суд с иском (зарегистрирован 4 февраля 2009 г.), в котором требует с ОАО "Альфа-банк" $19 млн. Как сказано в исковом заявлении, ОАО "Альфа-банк" предоставило гарантии по достройке ЗАО "Инжтрансстрой" (входит в корпорацию "Трансстрой") части комплекса защитных сооружений (участок С-2) в Финском заливе как раз на сумму, не превышающую $19 млн. Сумма всего контракта между ЗАО "Инжтрансстрой" и Минрегионразвития составляет $190 млн. Представитель министерства говорит, что часть обязательств не была выполнена в установленные сроки, в связи с чем были направлены иски.

Вероятно, стадион все-таки достроят, только когда – этот вопрос остается открытым. Если верить словам Виталия Мутко, то стадион может быть готов к 2012 году. Хотя в самой компании сроки строительства указаны - 2008 – 2010 гг. Так будет ли готов стадион хотя бы к 2012 году? Настораживает и то, что компания-подрядчик стремится экономить на всем, на чем можно: на металле, на найме персонала для строительства выдвижного поля и т.д. Как скажется такая экономия на безопасности и комфорте 62 тысяч петербуржцев и гостей нашего города?

Send message

*Email

*Message

Name

*Type the digits