01.02.2009 - 15.02.2009
Из-за экономического кризиса одна из крупнейших российских авиакомпаний оказалась на грани краха. 2 февраля 2009г. авиакомпания «Сибирь» (торговая марка S7), занимающая второе место по объемам перевозок в России, объявила технический дефолт по оферте облигационного займа на 2,3 млрд рублей. Инвесторы предъявили к выкупу более 90% бумаг на общую сумму 2,197 млрд рублей. Погасить их в тридцатидневный срок своими силами авиакомпания не сможет, что создает реальную угрозу банкротства «Сибири» и прекращения ее операционной деятельности. Напомним, что в ходе первого дефолта на авиарынке авиакомпания "КД авиа" перешла под фактический контроль банка "Санкт-Петербург". Сразу после объявления о дефолте Райффайзенбанк, назначенный агентом по реструктуризации займа, объявил об условиях отсрочки, которые компания предлагает держателям облигаций. Но даже если "Сибири" удастся урегулировать отношения с держателями облигаций, на этом ее долговые проблемы могут не закончиться: компанию ждут новые проблемы с обслуживанием долга, т.к. основные кредиторы "Сибири" Сбербанк и "Уралсиб" собираются потребовать от компании дополнительного обеспечения долгов на сумму более 9 млрд руб. 25% акций "Сибири" принадлежат государству и оно готово теперь в столь тяжелой ситуации оказать господдержку авиакомпании, обеспечив ее госгарантиями. Кроме того, авиакомпания включена в список системообразующих предприятий. Господдержке авиакомпании было посвящено специальное заседание межведомственной группы по мониторингу за финансово-экономическим состоянием системообразующих организаций, на котором рассматривались вопросы возможных вариантов помощи государства: допэмиссия акций, реструктуризация долга компании и выделение помощи авиакомпании из средств Росавиации в соответствии с постановлением правительства от 20 декабря.
В настоящее время ГТК «Россия», как и вся отрасль, испытывает трудности, вызванные кризисной ситуацией в области авиаперевозок. 04.02.2009 ситуацию с ФГУП ГТК «Россия» рассматривали на специальном совещании с участием министра транспорта Игоря Левитина. По итогам совещания принято решение о передаче управления финансовыми потоками ФГУП ГТК "Россия" госкорпорации «Ростехногогии». Для этого в ГТК введен представитель "Ростехнологий", который станет заместителем гендиректора компании Сергея Михальченко - это экс-менеджер "Аэрофлота" Олег Ковтун, в последние годы работавший в структурах партнеров "Ростехнологий", частных акционеров аэропорта Внуково. Госкорпорация проведет аудит авиакомпании, по завершении которого авиакомпании будет предоставлен кредит под гарантии "Ростехнологий". На настоящий момент долг ГТК "Россия" составляет около 2 млрд руб. И хотя в январе 2009 г. ГТК договорилась с кредиторами об отсрочке погашения долга в любой момент может последовать иск о банкротстве компании.
Напомним, что в соответствии с указом президента, подписанным в июле 2008 года, государственная транспортная компания «Россия» преобразуется в открытое акционерное общество, 100% акций которого передаются Государственной корпорации «Ростехнологии». В соответствии с данным Указом в настоящее время ведется плановая подготовка к акционированию авиакомпании. Но за акции «России» борются и власти Санкт-Петербурга. Пресс-службы Смольного и ГК "Ростехнологии" выпустили совместный релиз , в котором указано, что Правительство города ведет переговоры с Государственной корпорацией "Ростехнологии" за сохранение в Петербурге авиаперевозчика, созданного на базе ГТК "Россия", являющегося базовой авиакомпанией аэропорта Пулково. В виду чрезвычайной важности состояния компании для города власти Санкт-Петербурга готовы взять на себя и решение финансовой ситуации с ГТК : правительство Санкт-Петербурга после акционирования выкупит акции авиакомпании и предоставит ей финансовую поддержку и поможет урегулировать все вопросы по ее задолженностям. Одним из вариантов решения является создание в будущем дочерней структуры (на базе ГТК «Россия») нового национального авиаперевозчика, которая будет осуществлять свою деятельность как отдельное юридическое лицо, зарегистрированное в Санкт-Петербурге.
Вступило в силу постановление правительства РФ «О сборе за проезд автотранспортных средств, зарегистрированных на территории иностранных государств, по автомобильным дорогам Российской Федерации», которое вводит платный въезд на территорию России тяжелых грузовиков вместимостью свыше 3,5 тонны. Плату предполагается брать непосредственно на границе. Ее размер будет определяться в зависимости от времени нахождения иностранного автомобиля на территории России. Полученные от этого средства предполагается направить на ремонт российских дорог. Администратором средств назначено Федеральное дорожное агентство.
Введенная правовая норма затронет как машины с номерами тех стран, где с российских грузовиков тоже собирают аналогичную плату, - Туркменистана и Швейцарии, так и стран, с которыми у РФ заключены и действуют межправительственные, по которым плата за проезд по дорогам стран взаимно не взимается. К ним относится, например Финляндия и Эстония.
Правительство Эстонии направило в Россию ноту, в которой указано на неправомерность включения Эстонии в список стран, на перевозчиков которых распространяется постановление российского правительства поскольку это является нарушением двустороннего договора о перевозках, заключенного в 2000 году между Эстонией и Россией, согласно которому перевозчики одной страны, совершающие перевозки по территории другой страны, освобождаются от какой- либо платы. Правительство Финляндии также считает эту плату дискриминационной, так как она берется только с иностранных транспортных средств, и готовится к введению аналогичной платы с начала 2010 г., но, в отличии от России, она будет взиматься со всех тяжелых транспортных средств, независимо от страны регистрации.
Российские перевозчики опасаются, что введенная мера больше всего отразится на их бизнесе: плата, которую планирует ввести, например, Финляндия, будет в 1,5 раза больше установленной в России. Если учесть, что до доля российских компаний в перевозках через финляндскую границу составляет (в пределах действия только Выборгской таможни) 80%, финских – 17%, на остальные страны приходится около 3%, то становится понятным, что значительная часть платежей придется именно на российские транспортные компании и решение российского правительства ввести плату за проезд отразится на экономическом положении в первую очередь российских компаний.