English
Русский
Suomi
Deutsch
01.01.2009 - 31.01.2009  
Tietoliikenteen asiantuntija
01.01.2009 - 31.01.2009

Основные новости января связаны, в основном, с законодательной деятельностью отраслевого Министерства. Среди них наиболее интересными оказались два события. Первое касается работы ГКРЧ, которая предприняла первые реальные шаги в решении конфликта по поводу распределения частот. Это действительно важное событие, внушающее оптимизм. Второе распоряжение Министерства касается деятельности сотовых операторов на рынке дальней связи. Минкомсвязи разрешило сотовым операторам пропускать междугородные и международные звонки их абонентов по собственным сетям, даже несмотря на отсутствие у операторов кодов. Это решение прошло незамеченным в широкой прессе. Про дальнюю связь говорят достаточно много, особенно о процессе ее демонополизации, приводят различные цифры и оценки, обсуждают тарифы. В данном случае можно посмотреть на решение регулятора с другой точки зрения. Представляется, что государство сделало очень логичный и своевременный шаг в поддержку сотового бизнеса в период кризиса.
Cуть проблемы заключается в том, что в силу существующей тенденции большинство операторов стремятся предоставить своим клиентам максимально широкий пакет услуг, в число которых входит и МГ/МН связь. К настоящему времени больше 30 операторов получили лицензии на оказание данного вида услуги, в том числе и четыре сотовых – «большая тройка» и оператор сотовой связи Уральского федерального округа «Мотив». Кроме получения лицензий, операторы «большой тройки» в начале 2008 года передали сети Россвязькомнадзору и ждут получения кодов.
Напомним, что демонополизация рынка дальней связи началась сравнительно недавно – с 1 января 2006 года. Тогда в силу вступили поправки в российское законодательство, разрешившие деятельность альтернативных операторов. До этого момента 100% рынка принадлежали «Ростелекому». С законодательной точки зрения условия для развития конкуренции были созданы. Но выход на российский и региональный рынки новых игроков серьезно тормозят технические ограничения. Коды доступа двузначные. Министерство начало их выдавать в 2006 г. С тех пор коды получили бывший монополист «Ростелеком» и еще семь компаний (в том числе МТТ). Но кроме кодов доступа операторам дальней связи необходимо получить еще так называемые значения категории оконечного элемента сети (используются для идентификации оператора), а их всего девять - от 1 до 9. В этом и заключается основная проблема данного сегмента телекоммуникационного рынка. Осталась всего одна пара кодов, на которую претендует более двадцати операторов, в том числе и сотовые. Для решения данной проблемы Минкомсвязи предложило изменить формат выбора МГ/МН-операторов. С 2009 г. операторы должны были получать четырехзначные префиксы для оказания услуг дальней связи: две первые цифры являются кодом доступа, две следующие - кодом оператора дальней связи. Следовательно, число кодов увеличилось бы до ста и проблема была бы решена. Но введение четырехзначной системы кодов напрямую связано с технической готовностью АТС, а именно, с их цифровизацией. В период кризиса компании сворачивают проекты, доходность от которых ожидается в отдаленной перспективе. И цифровизация сетей пострадает в первую очередь. В связи с этим Минкомсвязи перенесло срок перехода на использование префиксов 00 и 0 на 2010 г.
Но ведь сети дальней связи операторами уже построены. По оценкам экспертов сегодня размер инвестиций компании, решившей построить сеть дальней связи, составляет минимум $15 — 17 млн. В данном случае перенос сроков получения операторами кодов приводит к недополученной прибыли и к убыткам. Напомним, что в настоящее время кризис заставляет операторов максимально сокращать издержки и искать все возможные пути выхода из тяжелей финансовой ситуации. В первую очередь это касается операторов сотовой связи, которые в силу особенностей своей деятельности, больших долгов и подверженность валютным рискам в связи с ослаблением российского рубля особенно уязвимы. По состоянию на 1 января 2009 г. «ВымпелКом» имел значительные долговые обязательства в размере более $8 млрд., причем почти половина из них — обязательства сроком погашения в 2009-м и 2010 г. В связи с чем Standard & Poor’s недавно пересмотрело прогноз по рейтингам российского оператора со «Стабильного» на «Негативный». МТС заняла в январе 300 млн евро для у Газпромбанка на два с половиной года. Причем следует отметить, что данный кредит – не первое привлечение компанией заемных средств с начала кризиса. В октябре и ноябре 2008 г. МТС разместила два выпуска облигаций на общую сумму 20 млрд руб. Ожидается, что выручка сотовых компаний сократится приблизительно на 1-4% и чистая прибыль также упадет. Через пару лет ситуация, вероятно, стабилизируется, но в настоящее время рассматриваются практически все способы преодоления кризиса.
Конечно, строительство сотовыми операторами собственных сетей дальней связи не подразумевает передела рынка и огромных прибылей. Это позволило бы значительно сократить издержки, т.к. до настоящего времени сотовые компании арендовали каналы операторов дальней связи. Кроме того, развитие альтернативных видов дальней связи, например как IP-телефония или Интернет-телефония и программ типа Skype, привело бы в конечном итоге к непрогнозируемым потерям как с точки зрения абонентской базы, так и с финансовой.
Можно сказать, что, разрешив операторам пропускать МГ/МН-звонки по своим сетям без получения кодов доступа, Министерство нашло способ решить данную проблему изящно и наименее безболезненно для большинства участников рынка. С одной стороны, предложен способ получения дополнительной прибыли сотовыми операторами, и следовательно их поддержка государством законодательным образом без привлечения бюджетных средств. И с другой стороны, расширение списка операторов дальней связи не изменит расстановку сил на рынке дальней связи и не угрожает монополизму на нем «Ростелекома» (в чем государство, несомненно, заинтересовано в связи с последними планами по реорганизации «Связьинвеста» и поддержке МРК).