01.05.2015 - 15.05.2015
Российские авиакомпании сократили парк самолетов Airbus и Boeing: в период с августа 2014 года (когда число самолетов Boeing составляло 332 единицы) по 1 апреля 2015 года уменьшилось на 10 единиц; число самолетов Airbus за тот же период уменьшилось на одну единицу и составило 281 самолет. С учетом же других иностранных авиапроизводителей (Bombardier и ATR), в целом российский парк был сокращен более чем на сотню самолетов. Снижение происходит за счет возврата взятых в лизинг судов: компании отказываются от старых неэкономичных самолетов, а некоторые начали переговоры о реструктуризации лизинговых платежей. Такая тенденция наблюдается впервые за последние 15 лет, притом что в течение предыдущих 20 лет число иностранных машин возросло более чем десятикратно. «ЮТэйр», третья по размеру авиакомпания России, сократила флот значительнее всего – на 44 машины, так что число иностранных самолетов компании на данный момент составляет 71 лайнер; это позволит компании экономить около $100 миллионов в год на лизинговых платежах. Отметим, сокращение авиаперевозок началось из-за снижения мировых цен на нефть и падения стоимости рубля, что привело к тому, что авиабилеты стали слишком дороги большинства, и это повлекло за собой сокращение перевозок в первом квартале 2015 года на 2,3%.
В то же время авиакомпания «Россия» увеличила пассажирооборот с января по апрель на 24,5% до 2 776,9 миллионов пассажиро-километров. Такие показатели были достигнуты за счет оптимизации воздушного парка и расписания полетов. В целом компания выполнила 15 968 рейсов – на 15,8% больше аналогичного показателя прошлого года. Рост количества рейсов, выполненных внутри страны, составил 18%, число зарубежных рейсов выросло на 11,5%. В апреле 2015 года было выполнено 3 739 рейсов – выше прошлогоднего показателя на 6,2%. Пассажироперевозки за четыре месяца и за апрель выросли на 21,9% и на 21,7% по сравнению с прошлым годом соответственно.
О других авиаперевозчиках: Альфа-банк решил отозвать свои заявления о банкротстве авиакомпании «ЮТэйр». Девять ходатайств банка будут рассматриваться на заседании Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа — Югры в середине мая. Отзыв ходатайств означает, что стороны нашли компромисс. Напомним, с середины февраля 2015 года Альфа-банк подал против UTair девять исков — на $25,5 миллионов, $12,9 миллионов, $8,75 миллионов, $1,2 миллиона, $11,8 миллионов, $150 тысяч, $3,5 миллиона, $2 миллиона и 23 миллиона рублей (общая сумма около $65,5 миллионов и 23 миллиона рублей). В марте Арбитражный суд Москвы взыскал с UTair в пользу Альфа-банка $11,7 миллионов, а затем еще $22 миллиона. Сейчас компания, долги которой достигают 170 миллиардов рублей, намерена привлечь кредиты на 75 миллиардов рублей по ставкам ниже рыночных и решать свои проблемы за счет рефинансирования долга и господдержки. Однако госгарантий компании получить не удалось, поскольку Министерство финансов не верит в финансовую модель компании, обремененной такими долгами.
Новости зарубежных компаний. Malaysia Airlines под руководством нового генерального директора Кристофа Мюллера, вступившего в должность 1 мая, продолжает реализовать меры по реструктуризации. Так, компания намерена продать или отдать в лизинг часть своего воздушного парка (16 авиалайнеров), в том числе все шесть дальнемагистральных Airbus A380, а также отменит рейсы в города Европы. Напомним, что реструктуризацию компания начала летом 2014 года после двух трагических случаев с пропажей 239 человек рейса MH370 и гибелью 298 человек рейса MH17. В рамках реструктуризации будут проданы или отданы в лизинг все имеющихся у авиакомпании пассажирские авиалайнеры Airbus A380, четыре самолета Boeing 777-200, а также два грузовых лайнера Boeing 747-400 и четыре грузовых Airbus A330-200, - все грузовые суда компании. Вследствие этого подразделение Malaysia Airlines Cargo будет ликвидировано, и компания не сможет осуществлять рейсы в Лондон, Амстердам и Париж.