English
Русский
Suomi
Deutsch
01.09.2014 - 15.09.2014  
Tietoliikenteen asiantuntija
01.09.2014 - 15.09.2014

События в телекоме за конец августа – начало сентября подготовили почву для чрезвычайно разнообразного спектра новостей. Сложный, как правило, в России месяц август стал исключением в 2014 году: телеком чувствует себя неплохо. Основными новостями стали: несколько разных событий по поводу качества связи, объединенных общей задачей определения качества услуги прежде монетизации самого понятия качества – и это очень хорошая новость, которая подтверждает опережающее развитие телекома в перечне прочих отраслей; по-прежнему идет непонятная игра вокруг телеком-бизнесов на Украине, с явной угрозой интересам российских бизнес-структур; телеком подешевел на фондовом рынке, однако рост показателей в большинстве секторов продолжается и уровень проникновения сотовой связи уже достиг 230% в крупных городах; к этой очевидной недооценке рыночной стоимости компаний, у которых по 50 -100 миллионов лояльных абонентов (всего 500 тыс. россиян воспользовались возможностью перехода к другой компании с сохранением сотового номера по технологии MNP), добавляются загадки ритейл-рынка сотовой связи – растут продажи двухсимовых смартфонов и телефонов; привлекает внимание новость о самом, пожалуй, высокопоставленном бета-тестере сотовых сетей; стала известна выручка российского подразделения компании Apple.
2 сентября 2014 года Министр связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Николай Никифоров в рамках рабочей поездки Президента РФ Владимира Путина на Дальний Восток посетил участок автодороги М-58 “Амур”, соединяющей Читу и Хабаровск. Николай Никифоров доложил Президенту Российской Федерации, что еще в 2010 году половина трассы “Амур” не была обеспечена связью. Однако в 2011 году на территории Амурской области, Еврейской автономной области и Забайкальского края было построено 102 базовые станции. Это обеспечило устойчивую связь на непокрытых ранее участках общей протяженностью около 975 километров. По словам главы Минкомсвязи, сегодня трасса “Амур” — одна из образцовых по обеспеченности бесперебойной связью. Как сообщил министр, бюджет проекта составил более 4 млрд рублей, из них 2 млрд 300 млн рублей — из федерального бюджета. При этом 2 млрд рублей было выплачено Минэнерго России сетевым организациям за технологическое подключение объектов связи к источникам электропитания, а 300 млн — Минкомсвязи России на субсидии мобильным операторам для компенсации затрат на строительство подъездных путей к базовым станциям. Остается не вполне ясным вопрос о коммерческой привлекательности проекта – как правило, сотовые компании самостоятельно развивают сети – насколько менее плотное по сравнению с территорией Европейской части движение по трассе Амур, очевидно. Очевидно так же и то, что из сказанного следует, что проект телефонизации трассы М-58 во многом политический. Однако визит министра и проверку связи им лично стоит приветствовать, надеясь на то, что есть кому заниматься делами министерства. Трасс в России без сотовой связи много, значит много где еще предстоит проверить качество связи министру лично.

Вопросы качества товаров и услуг в телекоме стоят особенно остро: 300 млн. абонентов только сотовой связи при населении страны в 140 млн.человек – не шутка. В указанный период времени (конец августа – начало сентября) без обсуждения вопросов качества также не обошлось. Оставим в стороне подозрительно хвалебную статью о методике измерения качества связи компанией МТС: два других информационных повода важнее.
МТС на днях ввела новую услугу платного моментального подключения к своему колл-центру. Не хочешь ждать 10 минут соединения с оператором по пустяковому вопросу - плати 20 рублей и звони ему хоть весь день, без ожидания у трубки. Похожая ситуация встречается очень часто в ритейле и в транспорте. Ну, скажем, в универсаме открыто 10 касс, в которые в час пик накапливается очередь. Или на станции метро на спуск открыт один эскалатор из двух возможных. Рачительный хозяин в случае, если очереди в кассы в магазине или на эскалатор в метро длинные и условно превосходят некий порог приличия по ожиданию, открывает соседние кассы или запускает второй эскалатор.
Однако у МТС получается, что есть и другая модель хозяйствования. Что есть техподдержка для избранных (заплативших 20 рублей) и для пролетариата (20 минут джингла). По аналогии с универсамом – открыть платную экспресс-кассу или пустить платный эскалатор. Получается, что оператор, вместо того чтобы наладить работу колл-центра таким образом, чтобы время ожидания на линии для клиента снижалось или хотя бы не росло, вместо того чтобы пытаться дать всем пользователям равное - высокое - качество услуги, просто создает новую платную услугу с более высоким уровнем сервиса. И самое главное - это попытка продавать именно качество, а не опции, некой услуги, которое ранее было равным для всех абонентов.
Следует отметить, что это крайне важная новость, за последствиями применения которой стоит очень внимательно следить. Дело в том, что если на подобную платную «услугу» появится спрос, то это будет обозначать, что либо вообще затраты на телеком для среднего россиянина настолько невысоки, что прибавка на «без очередей» незаметна, либо что качество услуг настолько низкое, что уже хочется платить именно за качество – не связи, а услуги. За скорость обслуживания, за вежливость, за внимание, за предупредительность. Можно ли измерить в рублях дружелюбие? Сомнительно. А вот в том, что пользователи быстро создадут давку в платной очереди и потребуется еще одна «конкретная» очередь, сомневаться не приходится.

Вторая новость о качестве пришла из Роскомнадзора. В Роскомнадзоре с участием операторов обсужден проект Методики оценки качества мобильной связи. Роскомнадзор в начале следующей недели представит в Минкомсвязь доработанный совместно с операторами проект Методики оценки качества мобильной связи. Об этом было заявлено на совещании, которое состоялось в четверг, 11 сентября, в Роскомнадзоре с участием представителей Департамента информационных технологий г. Москвы и операторов мобильной связи: “МегаФон”, “МТС”, “ВымпелКом”, “Теле 2”. Далее приведем длинную цитату с сайта Роскомнадзора, поскольку изложить своими словами нижеприведенное просто невозможно:
«Доработка Методики, подготовленной ранее Роскомнадзором и ДИТ г. Москвы, проводится в рамках исполнения решений совещания рабочей группы по реализации комплекса мер по улучшению услуг мобильной связи, которое прошло в Минкомсвязи 19 августа. Предложения операторов по совершенствованию Методики в Роскомнадзор поступили. В настоящее время идет практическая работа по их анализу и включению в проект документа. На совещании решено также, что до 17 сентября операторы представят в Роскомнадзор предложения по требованиям к единому унифицированному приложению для абонентских смартфонов, которые могут быть задействованы при оценке качества мобильной связи. Предложения должны касаться, в частности, рекомендаций по продвижению и распространению этого бесплатного приложения среди абонентов, порядка обработки, хранения, анализа и декларирования результатов такого мониторинга.
Как подчеркнул заместитель руководителя Роскомнадзора Олег Иванов, добровольное участие абонентов в мониторинге позволит регулирующим органам и операторам лучше оценивать качество мобильной связи там, где чаще всего находится пользователь – на работе и дома.» Что становится понятно из прочтения цитаты: единого приложения или методики измерения для оценки качества связи (в понимании ... рабочей группы... операторов...) не существует. Даже если таковое найдется, уже имеются разногласия по методике применения этого приложения; это видно из пассажа о распространении приложения. Похоже, что в ближайшее время надеяться на объективный критерий качества связи не приходится; однако зададимся вопросом, а нужен ли он, этот критерий. Если вас не устраивает качество связи у данного оператора, перейдите к другому. Если вас не устраивают все операторы сотовой связи, переходите на спутник. Дорого, тяжеловато, зато поглонассите вволю. А вот с дружелюбием продавца и ожиданием колл-центра на линии – это уж как-нибудь оценят и предложат услугу. За деньги.

“Эппл Рус” отчиталась об итогах первого года работы в России - ее вклад составил 0,88% от всей мировой выручки самой дорогой компании мира. Выручка ООО “Эппл Рус” в 2013 г. составила 48,5 млрд рублей. Это первый год, когда московское представительство компании полноценно работало и контролировало ввоз техники Apple в Россию. Согласно отчетности, чистая прибыль ООО “Эппл Рус” составила 81,7 млн руб. Несколько агентств опубликовали данную статистику без особых комментариев. Однако для компании-иконы современного бизнеса, без мобильного устройства с маркой которой еще недавно было стыдно появляться на людях, комментариев явно мало. Менее 1% в масштабах мировой выручки звучит как оскорбление. Учитывая стоимость устройств от Apple, в единицах устройств их продано совсем мало по мировым меркам.
Недавно появлялась информация о закупке по конкурсу нескольких телефонов Apple последней модификации 6 для нужд компании «Роснефть». История закупки получила некоторый резонанс в прессе, но в данном случае следует обратить внимание на несоответствие видимого невооруженным глазом спроса в том числе и со стороны корпоративного сектора и наличия телефонов от Apple в большинстве салонов и супермаркетов сотовой связи и цифр в отчетности компании. Чистая прибыль в 0.2% от выручки - маловато даже для компании, которой крайне необходимо проникнуть на рынок любой ценой. Учитывая статистику продаж (официальную), такой задачи перед собой Apple вряд ли станет. Приходим к противоречию. Значит, что-то не так с официальной статистикой. Из этого следует только один вывод: телефоны от Apple поставляются не только через дочернюю компанию, несмотря на все ее заверения.