01.06.2014 - 15.06.2014
20 мая 2014 года «Добролет» (низкобюджетная дочерняя авиакомпания «Аэрофлота») получил сертификат эксплуатанта, а 26 мая — лицензию на осуществление нерегулярных перевозок. В июне компания начала продажи билетов. Минимальная стоимость билета вместе со сборами в одном направлении составит 979,5 рублей, максимальная — 3499 рублей, так что перелет «Добролетом» в оба конца по максимальному тарифу будет дешевле путешествия «Аэрофлотом» по минимальному тарифу. В первую очередь «Добролет» начал продажу билетов на рейсы по маршруту Москва — Симферополь: до пяти ежедневных рейсов. Самолеты «Аэрофлота» летят в Симферополь практически со 100%-ной загрузкой; направление очень популярно, и спрос превышает предложение. Напомним, что «Аэрофлот» снизил цены на билеты до 7500 рублей со сборами в оба конца после предложения Владимира Путина; таким образом, авиакомпания летает в Симферополь в убыток: продавать билеты по 7500 рублей лоя авиакомпании означает уходить в минус. При этом «Добролет» за счет низких издержек может получить от этих продаж неплохую прибыль. Новые маршруты появятся, когда «Добролет» пополнит парк новыми самолетами. На данный момент в распоряжении авиакомпании три самолета: два Boeing 737-800 вместимостью 189 кресел, а также один Sukhoi SuperJet-100. В августе «Добролету» доставят два Boeing 737-800, один — в сентябре, два — в октябре и еще один — в ноябре. Таким образом, в осенне-зимний период компания расширит маршрутную сеть. Новые рейсы покроют города, на которые всегда большой спрос (в том числе Самара, Екатеринбург и Калининград): поскольку билеты на лоукостер дешевле, заполняемость рейсов будет обеспечена. Также «Добролет» будет экономить, эксплуатируя новые самолеты, которые потребляют меньше топлива и дешевле в обслуживании. Основная задача авиакомпании на данный момент состоит в том, чтобы минимально отбирать пассажиров у «Аэрофлота».
Отметим, что «Добролет» - не первый лоукост-проект в России. Предыдущие — Sky Express и «Авианова» — были закрыты в конце 2011 года. Кроме того, они и не представляли собой полноценную модель лоукоста. Для реализации модели российского лоукостера в стране необходимо было создать определенные условия: более низкие тарифы, сокращенное время разворота самолета (между прилетом и вылетом не должно проходить более 40 минут), право продавать невозвратные билеты, взымать плату за провоз багажа, не кормить пассажиров и принимать на работу иностранных пилотов. «Добролет» же получит возможность функционировать полноценно благодаря снятию административных ограничений (допуску иностранных пилотов и взиманию платы за багаж и питание).
Это не единственная новость о «Добролете». Федеральная антимонопольная служба планирует возбудить дело в отношении авиакомпании по жалобе Федеральной пассажирской компании. Дело в рекламе авиакомпании: «Устали от продолжительных неудобных поездок на поезде и высоких тарифов на авиаперелеты? Мы тоже», - такая формулировка дискредитировала деятельность конкурентов «Добролета», в том числе железнодорожную компанию.
К слову об авиакомпаниях: международная ассоциация воздушного транспорта (IATA) понизила прогноз прибыли авиакомпаний из-за опасений относительно развития китайской экономики и политического кризиса на Украине, в результате которого выросли цены на топливо и подешевели акции многих компаний. Прогноз понижен до $18 миллиардов, хотя в марте прогноз составлял $18,7 миллиардов. Отметим, что это уже второе понижение прогноза на 2014 год: в первый раз IATA понизила прогноз в декабре, когда прогноз составлял с $19,7 миллиардов. Однако отрасль еще может встретить свое столетие в плюсе, несмотря на рост затрат на инфраструктуру, неэффективную систему организации воздушных перевозок, тяжелое налоговое бремя и дорогостоящее регулирование. В частности, лучший результат в нынешнем году покажут авиакомпании США и Канады: их выручка может достигнуть $9,2 миллиардов, в то время как авиаперевозчики с Ближнего Востока получат прибыль в размере $1,6 миллиардов, азиатские компании — $3,2 миллиардов. Отметим, что в 2013 году выручка мировых авиакомпаний составила $12,9 миллиардов.
В то же время значительно улучшила показатели ОАО «Совкомфлот». Именно, чистая прибыль компании по МСФО в первом квартале 2014 года выросла почти в 30 раз по сравнению с аналогичным периодом прошлого года — до $58,146 миллионов. Кроме того, выручка компании увеличилась на 16,6% до $365,067 миллионов, тайм-чартерный эквивалент — на 34,1% до $270,6 миллионов, EBITDA — на 65,7% до $153,6 миллионов. Отметим, что на конец марта флот «Совкомфлота» состоял из 158 судов общим дедвейтом свыше 12,5 миллионов тонн, в судостроительной программе сейчас находится 4 судна общим дедвейтом 47,6 миллионов тонн, включая 3 газовоза ледового класса Ice2 и арктический газовоз ледового класса Arc7.