16.04.2014 - 30.04.2014
Новости компаний
Владелец и председатель совета директоров «СУ-155» Михаил Балакин в интервью, опубликованном в газете «Коммерсант», заявил, что к концу 2015 года компания намерена более чем наполовину сократить долю государственного заказа в объеме портфеля. По словам Балакина, доля госзаказа, составившая в 2013 г. 80%, уже по итогам текущего года может быть сокращена до 40%, а к концу 2015 г. – до 20–25%.
В кризисные 2008–2009 гг. компания наращивала долю проектов для государственных нужд. По итогам 2013 года на поступления от них пришлось 60% выручки, составившей 74,8 млрд руб. («Ведомости»). По данному показателю «СУ-155» вошла в топ-5 крупнейших российских застройщиков России. Кроме того, компания вошла в пятерку крупнейших девелоперов по объему портфеля – 15,5 млн кв. м. (РБК).
Совокупный оборот «СУ-155» в 2013 году вырос на 35% и составил 114,2 млрд рублей.
Успехи «СУ-155» в значительной степени связаны со стабильным получением государственных подрядов на строительство жилья для военнослужащих, расселение аварийного жилфонда и строительство объектов социальной инфраструктуры. В настоящее время компания переходит к стратегии, ориентированной на коммерческие проекты. По словам Михаила Балакина, в 2014 году компания намерена инвестировать в развитие бизнеса не менее 15 млрд рублей. В частности, «СУ-155» подала документы на аукцион по приобретению земли в Пензе и Новосибирске.
В интервью владелец компании достаточно уклончиво отвечает на вопросы о причинах пересмотра стратегии «СУ-155». Отмечается только рост коммерческих продаж на фоне снижения государственного финансирования вследствие сокращения профильных программ. После выплат по текущим контрактам, видимо, не вполне ясно, как будут финансироваться долгосрочные проекты в дальнейшем (и будут ли). В текущем году «СУ-155» еще предстоит освоить 30 млрд бюджетных рублей. Кроме того, компания отказалась от непрофильных активов, в частности, продала несколько управляющих компаний.
По словам, Михаила Балакина, у компании в Москве есть около 40 гектаров земли для строительства 1 млн кв. метров жилья. Вкупе с накопленными средствами и имеющимися мощностями для панельного домостроения «СУ-155» располагает достаточным потенциалом, чтобы стать одним из лидеров массового сегмента на строительном рынке. Другое дело, что сегодня сложно строить долгосрочные макроэкономические прогнозы. Очень вероятно, что бюджетные отчисления на жилищные программы могут уменьшиться в пользу вложений в Крым. При развитии, например, ипотечных программ «СУ-155», безусловно, может создать привлекательный продукт.
Инвестиции и девелопмент
В ожидании Чемпионата мира по футболу власти Петербурга озаботились повышением туристической привлекательности и ростом реального сектора экономики города. Как пишут «Ведомости», 30 апреля председатель Комитета по инвестициям Ирина Бабюк сообщила, что были разработаны две меры поддержки: освобождение от уплаты налога на имущество на пять лет и снижение ставки налога с 18 до 13,5%. Власти Санкт-Петербурга намерены предоставить налоговые льготы управляющим компаниям, резидентам индустриальных парков, IT-компаниям, а также девелоперам, которые строят гостиницы.
Последним, в частности, могут предоставить преференции, если объем инвестиций в проект превысит 500 млн рублей. Кроме того, в комитете собираются разработать план мероприятий и программ для развития туристическо-гостиничного комплекса, чтобы к 2020 г. достигнуть показателя в 10 млн туристов в год. Развитие гостиничной сферы также должно увеличить налоговые поступления в городской бюджет.
Губернатор Георгий Полтавченко отметил, что вопрос экономической и юридической возможности введения льгот должен быть проработан до начала ПМЭФ-2014. В качестве возможного условия их предоставления Полтавченко предложил установить для будущих льготных предприятий обязательства по поддержанию средней зарплаты работников не ниже среднегородской.
Если решение о предоставлении льгот будет одобрено, то проработку соответствующего механизма Смольный может завершить уже к концу 2014 г. В приоритете будет поддержка строительства 3–4 звездочных гостиниц как наиболее рентабельных. По заключению Комитета по развитию туризма, Петербург также испытывает нехватку бюджетных 2- и 3-звездочных отелей и хостелов, наиболее привлекательных для массового туризма.
По мнению экспертов, опрошенных «Ведомостями», строительство 3-звездочной гостиницы в Петербурге может обойтись в 100 000–120 000 долл. за номер, или 500 млн руб. Инвестиции в сетевые 4-звездочные гостиницы – около 150 000 евро за номер. Другими словами, привлечь инвестора для таких дорогостоящих проектов может быть не просто.
Вместе с тем, введение налоговых льгот – популярная практика, дающая определенные результаты. Прежде, с 2003 по 2010 гг., в Санкт-Петербурге уже действовали льготы для вновь построенных гостиниц. В год вводилось в эксплуатацию до 1 тыс. новых номеров, однако с отменой льготы это число, по данным АНС-Инфо, упало до 300. Поэтому решение городских властей вполне способно мобилизовать возможности для развития туристической сферы Петербурга.
Законодательство и нормативное регулирование
Президент России Владимир Путин подписал федеральный закон от 20 апреля 2014 г. №80-ФЗ «О внесении изменений в статьи 2 и 6 Градостроительного кодекса РФ», согласно которому кабмин получит право утверждать исчерпывающие перечни процедур в строительстве и порядок внесения изменений в них. Этот закон был принят Государственной думой 4 апреля 2014 года и одобрен Советом Федерации 16 апреля 2014 года. Согласно пояснительной записке, действие документа направлено на снижение административных барьеров в строительстве, создание условий для повышения предпринимательской активности, сокращение сроков и увеличение объемов жилищного строительства.
Закон дополнил принципы градостроительной деятельности новым положением о единстве требований к порядку взаимодействия субъектов градостроительной деятельности – Российской Федерации и ее субъектов, муниципальных образований, физических и юридических лиц. В частности, закон запрещает органам власти, индивидуальным предпринимателям, организациям устанавливать обязанности осуществления процедур, не предусмотренных перечнями, в отношении иных субъектов градостроительных отношений. Это касается в первую очередь подготовки документации по планировке территории, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции объектов капитального строительства.
В 6-месячный срок со дня утверждения Правительством исчерпывающего перечня процедур муниципальные правовые акты должны быть приведены в соответствие с установленными требованиями.
Через четыре дня после подписания закона президентом министр строительства и ЖКХ Михаил Мень через пресс-службу ведомства заявил, что количество согласований от момента выделения земельного участка до выдачи разрешения на строительство планируется сократить с 240 до 126. Целесообразность сохранения еще 40 пунктов, по словам министра, находится в стадии обсуждения, поэтому перечень может ждать еще одна редакция.