01.12.2008 - 15.12.2008
Иностранные туристы, прибывающие в Россию на пассажирских паромах, могут находиться на территории страны без визы в течение 72 часов
Одной проблемой пассажирского морского транспорта стало меньше. Президент Дмитрий Медведев подписал закон № 237-ФЗ «О внесении изменения в статью 25.11 федерального закона «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию». Закон вступает в силу через 90 дней после официального опубликования. Согласно поправке иностранные туристы, прибывающие в Россию на пассажирских паромах, могут находиться на территории страны без визы в течение 72 часов. До принятия этого закона таким правом обладали только пассажиров круизных судов. Углубляющийся кризис будет способствовать развитию паромного сообщения, что особенно актуально для Санкт-Петерурга: в условиях кризиса люди отказываются от далеких путешествий в пользу близких, а паром достаточно экономичен и ходит круглогодично. Открытию новых линий паромного сообщения, приходу в Петербург иностранных операторов и увеличению пассажиропотока будет способствовать также открытая в сентябре первая очередь Морского пассажирского порта, способная принимать современные круизные и паромные суда.
Продолжается кризис в авиационной отрасли.
Государство собирается оказать поддержку крупнейшим авиаперевозчикам кредитами в размере 30 миллиардов рублей. 4 декабря вопрос обсуждался на самом высоком уровне: о состоянии дел в авиационной отрасли первый вице-премьер Игорь Шувалов докладывал президенту Дмитрию Медведеву. Минфином разрабатывается схема предоставления и критерии выдачи кредитов ресурсов. Параллельно государство для предотвращения нового витка кризиса на авиарынке усиливает контроль над авиакомпаниями расширением полномочий Росавиации в области финансового контроля и критерии допуска авиакомпаний к перевозкам. По неофициальным данным финансирование будет предоставлено "Аэрофлоту", "Трансаэро" и новой авиационной компании под эгидой "Ростехнологий" - авиахолдингу "Авиалинии России", что вызвало недовольство других авиакомпний. Так, 11 декабря гендиректор авиакомпании «Сибирь» Владислав Филев направил письма министру экономического развития Эльвире Набиуллиной и руководителю Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Игорю Артемьеву в которых утверждает, что министр транспорта Игорь Левитин блокирует его компании получение средств господдержки, принуждая к объединению «Сибири» и «Аэрофлота». В конце ноября губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко обращалась в Минтранс с письмом помочь ГТК "Россия", поэтому не исключено, что этому федеральному предприятию будет оказана финансовая поддержка. А пока авиакомпании самостоятельно изыскивают кредитные средства для поддержания операционной деятельности. "Аэрофлоту" и "Трансаэро" получили кредиты в банках с госучастием ВТБ, ВЭБ и Газпромбанк. 2 декабря авиахолдинг "Росавиа" договорился с ВТБ о выделении входящим в него компаниям кредитов Поручителем выступила госкорпорация "Ростехнологии": одно поручительство будет выдано для предоставления кредита отдельно для ГТК "Россия" и второе, консолидированное, по всем другим компаниям, которые войдут в "Росавиа".
Финансовый кризис в авиационной отрасли приводит к переделу собственности.
Авиакомпания "КД авиа", оказавшаяся на грани банкротства, лишилась своего базового аэропорта Храброво в Калининграде. В конце ноября в правительстве Калининградской области состоялось совещание под руководством губернатора Георгия Бооса с участием представителей Росавиации и Минтранса, по итогам которого принято решение о разделении ОАО "КД авиа" на два самостоятельных юридических лица: аэропорт и авиакомпанию, а 9 декабря 2008 года советом директоров ОАО "КД авиа" принято решение о смене руководства компании: генеральным директором был назначен Геннадий Болдырев. Авиакомпания «КД авиа» находится в сложном финансовом положении уже больше месяца. Сумма долга авиакомпании составляет 7,1 млрд руб. Калининградская авиакомпания запрашивала у госбанков 3,5 млрд руб. под залог 100% своих акций, но получить кредит не удалось: Минфин не дал гарантий по займам авиакомпании. Вместо этого Минтранс и ФАС посоветовали руководству «КД авиа» отделить аэропортовый бизнес от перевозок, что и было сделано.
h декабря арбитражный суд Москвы вчера зарегистрировал два иска от ООО "ЛУКОЙЛ-Аэро" (дочерняя компания ЛУКОЙЛа, занимающаяся поставками авиакеросина) к "Сибири" на взыскание задолженности, накопленной компанией с октября 2007 года.
Ϸ декабря в арбитражный суд Москвы поступило заявление о банкротстве от ООО «Эйр Юнион», управляющего активами авиальянса AiRUnion. Заявление компании зарегистрировано судом, однако дата рассмотрения дела пока не назначена. На базе ликвидирующихся пяти компаний «КрасЭйр», «Домодедовские авиалинии», «Самара», «Омскавиа» и «Сибавиатранс», входивших до осени 2008 г. в состав альянса создается новый национальный авиаперевозчик «Авиалинии России».
Ͼ декабря должно состояться очередное заседание по иску ТД «Топливное обеспечение аэропортов» (ТОАП) к «Домодедовским авиалиниям» (ДАЛ). ТД требует признать авиакомпанию банкротом. Заявление зарегистрировано в Арбитражном суде Московской области еще в начале октября. ДАЛ должна войти в авиахолдинг «Росавиа» представляет ООО «Авиакомпания». Гендиректор ООО «Авиакомпания» Виталий Ванцев сомневается, что ДАЛ удастся спасти: даже на всех кредиторов ее имущества может не хватить.
Юбилейный контейнер
h декабря 2008 г. на Первом Контейнерном Терминале (ПКТ), входящим в Национальную Контейнерную Компанию (НКК), был перевален контейнер, который стал миллионным с начала года Впервые годовой грузооборот контейнерного терминала в России превысил 1 млн. TEU. Юбилейный контейнер доставило на ПКТ судно MSC IRIS компании Mediterranean Shipping Company (MSC). Первый Контейнерный Терминал (ПКТ) был образован в октябре 1998 года и отметил в этом году свой десятилетний юбилей. 2002 году ПКТ вошел в группу Национальной Контейнерной Компании. За 10 лет ПКТ обработал 35% контейнерного грузооборота страны (с учетом оценки итогов 2008 года).