English
Русский
Suomi
Deutsch
01.08.2013 - 15.08.2013  
Rakennusalan asiantuntija
01.08.2013 - 15.08.2013

Земельный вопрос

Министерство экономического развития подготовило новую редакцию законопроекта об отмене категорий земель, сообщает «Коммерсант». Поправки предполагают отмену с 2016 года деления земель на категории согласно целевому назначению. Кроме того признается утратившим силу ФЗ N 172-ФЗ от 21.12.2004 «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую».
Напомним, в текущей редакции Земельного кодекса земли территории страны по целевому назначению делятся на: земли населенных пунктов, сельхозназначения, лесного и водного фондов, особо охраняемых территорий и объектов, земли запаса, промышленности, транспорта и еще несколько категорий. Законопроект МЭР фактически устраняет это деление, делегируя право определения надлежащих видов деятельности на землях местным властям. Исключением станут особо охраняемые территории, земли лесного и водного фондов, а также ценные сельхозугодия, определение судьбы которых останется в федеральной компетенции.
Законопроект представлен на Едином портале раскрытия информации о подготовке законопроектов (regulation.gov.ru). Предполагается, что местные органы власти будут делить вверенные им территории на зоны, устанавливая для них один или несколько разрешенных видов использования. Классификация этих видов будет разработана правительством.
Согласно пояснительной записке, законопроект призван снизить барьеры для строительного бизнеса, а его разработка включена в «дорожную карту» мероприятий по улучшению предпринимательского климата в данной отрасли.
«Коммерсант» напоминает, что законопроект изначально должен был быть принят до конца 2012 года, однако рассмотрение в парламенте было приостановлено ввиду спорности ряда его положений. В частности, земли сельхозназначения оказались не защищены от массовой застройки.
Новая редакция документа подчеркивает приоритет сохранения «особо ценных сельхозземель», сведения о которых будут вноситься в специальный федеральный реестр. Использование прочих сельскохозяйственных земель будет также регламентировано федеральным правительством. Более того, прописан масштаб фермерского строительства на таких землях: среди сельхозсооружений можно будет построить один жилой дом не выше трех этажей, а максимальный процент застройки участка будет также устанавливаться властями. Одним словом, складывается впечатление, что федеральный центр всерьез подошел к организации контроля за целевым использованием земель.
Из минусов документа можно отметить отсутствие определения «особо ценных» сельскохозяйственных земель, классификатора допустимых видов использования, порядка закрепления и изменения границ зон.

Градостроительная политика

Глава департамента государственного контроля, надзора и лицензирования в сфере культурного наследия Минкультуры РФ Владимир Цветнов заявил журналистам, что ведомство намерено добиваться признания порчи и уничтожения памятников культуры и архитектуры уголовно наказуемым преступлением. По словам Цветнова, речь идет о внесении изменений в статью 243 УК РФ (уничтожение или повреждение объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), предусматривающую лишение свободы за правонарушения по отношению к таким объектам. Сейчас за такие правонарушения предусмотрены только санкции в виде штрафа.
Данное заявление было сделано на фоне вступления в силу изменений в КоАП РФ, согласно которым суммы штрафов за нанесение вреда памятникам архитектуры многократно увеличиваются. В частности, штраф для физ. лиц за повреждение объектов культурного наследия увеличен с 30 тыс. до 300 тыс. рублей, а для юридических – с 50 тыс. до 20 млн. В Москве штраф за проведение работ без разрешения органов охраны памятников составит до 1 млн рублей вместо 1,5-3 тыс. рублей в прежнем варианте.
Очевидно, что вопрос введения уголовной ответственности в сфере нарушений в строительстве крайне сложен, а частые разговоры в данном ключе за последнее время результатов не принесли. Что касается ужесточения административной ответственности, то нужно судить по будущей правоприменительной и судебной практике. Некоторое время назад мы писали о поправках к закону Санкт-Петербурга № 508-100 «О градостроительной деятельности Санкт-Петербурга» от 24.11.2009, подготовленных группой депутатов петербургского ЗакСа, целью которых также является ужесточение ответственности за отсутствие разрешения на строительство, включая работы по сносу и реконструкции. После обнародования в июне данных поправок, документ был охарактеризован как собрание полумер. Реальных изменений можно добиться только посредством поправок в градостроительный кодекс: по опыту громких сносов в Петербурге строительные компании часто успешно оспаривали в суде взыскания, наложенные Службой строительного надзора за демонтаж зданий без разрешения. Компании при этом ссылались как раз на отсутствие такого требования в Градостроительном кодексе.
Петербургские парламентарии не стали выходить на уровень федерального законодательства и ограничились только поправками в местный закон о градостроительной деятельности. Шаги Министерства культуры в этом направлении пока также больше походят на косметические меры.


В центре внимания СМИ в августе оказался законопроект «О сохранении исторического центра Санкт-Петербурга и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Агентство Regnum отмечает, что этот ожидаемый документ разрабатывался Смольным автономно, без предварительного общественного и парламентского обсуждения. Рабочая группа по подготовке законопроекта работала под началом главы КУГИ Марии Смирновой.
Согласно тексту документа, ожидается, что основными этапами реализации программы станут: расселение 570 коммунальных квартир, создание в историческом центре двух территорий движения пешеходов, двух гостиничных комплексов, общественно-делового многофункционального комплекса в Новой Голландии, реконструкция Сенной площади, капитальный ремонт 17 мостов и 1200 м набережных, а также довольно масштабные инженерно-коммуникационные работы.
Законопроект состоит из 25 статей, среди которых наибольшей интерес СМИ привлекла статья № 9 «Особенности проведения капитального ремонта, реконструкции, сноса многоквартирных домов...», содержащая описание механизма расселения жильцов домов при реализации программы реновации исторического фонда. Всего в программу попали 418 исторических зданий, которые подлежат обследованию на предмет необходимости реконструкции. В частности, конкурс на обследование зданий на территориях «Конюшенная» и «Северная Коломна - Новая Голландия», как пишет «Деловой Петербург» может быть объявлен уже в августе. В случае если дом будет признан аварийным, собственники помещений получат уведомление о необходимости в пятнадцатидневный срок провести собрание и принять решение о финансировании капитального ремонта, реконструкции или работ по сохранению объекта культурного наследия. По истечении отведенного срока принятие решения перейдет в компетенцию города.
Законопроект предусматривает следующие способы обеспечения жилищных прав собственников:

  • предоставление на период реконструкции жилья в маневренном фонде;
  • передача в собственность другого жилого помещения с зачетом его стоимости;
  • выкуп помещений городом по рыночной цене.
    Другое спорное положение гласит, что в случае признания дома аварийным власти вправе потребовать у собственников осуществить реконструкцию или снос в срок до одного года. Если этого не произойдет, то земельный участок и жилые помещения будут изъяты в собственность города.
    В законопроекте содержится еще несколько любопытных положений. В частности, документ, по сути, устанавливает новые правила игры на рынке недвижимости в центральных районах. О намерении продать недвижимость продавец будет обязан уведомлять город, который также получит преимущественное право выкупа объекта. У чиновников будет месяц, чтобы принять решение о приобретении и полгода на реализацию соответствующих действий, после чего собственник, наконец, получит право продавать объект сторонним покупателям. Если бы была хоть малейшая ясность, за счет каких средств (городской бюджет?) будет осуществляться столь массовый выкуп, то можно было бы говорить о том, что город в будущем может стать крупнейшим собственником недвижимости на рынке.
    Однако и это положение попадает в тень нового порядка расселения коммунальных и обычных квартир на период реконструкции. Если собственник примет решение вернуться на прежнее место, то изменения метража в результате реконструкции могут стать препятствием для этого. Если метраж увеличился, то въехать он сможет только после оплаты новых метров. В свою очередь, о том, что проект реконструкции должен учитывать сохранение площади помещений, в законопроекте ничего не говорится.
    Это, а так же ряд других положение позволяют охарактеризовать законопроект как крайне спорный. Практически все серьезные городские СМИ отмечают, что закон будто специально направлен на то чтобы, максимально затруднить собственникам возвращение в свои дома после окончания масштабной реновации центра. В законопроекте только один раз упоминается словосочетание «закон Санкт-Петербурга», причем в том ключе, что городские законы не могут противоречить предлагаемому, который, видимо, метит на федеральный уровень. Это, в свою, очередь делает необязательным общественное и парламентское обсуждение документа, который теоретически можно «продавить» сразу через Совет Федерации. Агентство Росбалт обращает внимание на схожесть этой схемы с историей вокруг изъятия под олимпийские нужды земельных участков в Сочи. Для этого также был разработан соответствующий законопроект.
    Основная дискуссия вокруг документа должна развернуться в сентябре, если оппозиционным депутатам ЗакСа удастся организовать его обсуждение в парламенте города. Еще больше напряжения создадут попытки блокировать это обсуждение. Можно с высокой долей уверенности предположить, что его принятие в текущем виде выглядит маловероятным.