English
Русский
Suomi
Deutsch
01.05.2013 - 15.05.2013  
Rakennusalan asiantuntija
01.05.2013 - 15.05.2013

Нормативно-правовое регулирование отрасли

Министерство регионального развития разработало законопроект о вводе ответственности для должностных лиц за избыточные требования и барьеры при согласовании строительства. В соответствии с документом, в КоАП может быть включен пункт об ответственности чиновников за требования, выходящие за рамки перечня необходимых и обязательных административных процедур при проектировании. Данный перечень предлагается включить в Градостроительный кодекс. О необходимости разработки четкого списка административных процедур в сфере жилищного строительства еще год назад говорил Владимир Путин.
Процедуры, не входящие в перечень процедуры, таким образом, попадут под запрет. В первую очередь это касается создания отдельных списков требований для разных категорий объектов или типов застройки. В данном случае инициатива за местными властями, которые, требуя дополнительные справки, нередко создают почву для злоупотреблений и коррупции.
Некоторое количество определений и дополнительных нормативов останется вне перечня, однако порядок согласования дополнительных процедур также определит правительство.
По данным РБК, административный штраф за избыточные требования к стройкомпаниям для должностных лиц организаций и компаний составит от 20 тыс. до 50 тыс. рублей, а для юрлиц - от 500 тыс. до 1 млн. рублей. Должностным лицам также грозит дисквалификация на срок до трех лет.
По мнению участников строительного рынка, введение единого перечня административных процедур поможет ускорить процесс строительства. Введение единого списка административных процедур будет способствовать ускорению процесса строительства. Газета «Известия» в качестве примера положительного воздействия данного подхода приводит недавнее решение руководства Московской области. В соответствии с новым порядком застройщики будут получать необходимые разрешения в областном центре, избегая волокиты на разных уровнях местной власти, у которой, как правило, возникают свои нарекания и требования к проекту. Унификация требований по согласованию строительства сделает этот процесс более контролируемым, выдача разрешений будет производиться по регламенту (до 10 дней), страхуя застройщика в плане сроков проекта.
Вместе с тем, опрошенные СМИ участники рынка считают, что размеры штрафов едва ли напугают ленивых либо недобросовестных чиновников. Степень виновности должностного лица в затягивании согласовательных процедур, по всей видимости, будет определяться в рамках судебной системы, которая не отличается расторопностью. Другими словами, за несколько недель-месяцев судебного разбирательства застройщик на издержках потеряет гораздо больше, чем чиновник потеряет на штрафе. Очевидно, что во многих случаях компании будет просто выгоднее внести требуемые коррективы в проект. Действительно стимулировать работу чиновников может только материальная ответственность, которую они в настоящее время не несут. Однако в силу специфики российской административной культуры данный сценарий в скорой перспективе маловероятен.

Дорожное строительство

В конце апреля было опубликовано Постановление правительства №377 «О выделении в отдельный этап строительства комплекса работ по подготовке территории для строительства автомобильных дорог». Данный документ подготовлен Министерством транспорта и отвечает целям создания механизма привлечения иностранных компаний к тендерам на строительство дорог федерального и регионального значения.
Осенью прошлого года мы уже писали о серии совместных совещаний Минтранса, Минэкономразвития и Минрегиона в рамках работы над реализацией майского указа президента о создании подобного механизма. Тогда был составлен перечень предложений по оптимизации в данной части закона №94-ФЗ. Этот закон, регламентирующий распределение госзаказов, не запрещает зарубежным операторам участвовать в аукционах, однако последние пока что неохотно идут на российский рынок, опасаясь финансовых рисков и коррупции в системе распределения госконтрактов.
Теперь же Минрегион предлагает снять с подрядчиков обязательства по подготовке участков для будущих трасс: изъятию участков и оформлению прав на них, перенос коммуникаций, расчистка и т. д. Строительство будет начинаться на уже подготовленных участках, подготовительные работы, по-видимому, будут выделены в отдельный тендер Минрегиона.
По замыслу министерства такая мера должна способствовать повышению привлекательности аукционов для иностранных компаний. Последние нередко сталкиваются со сложностями в согласовании технологий и материалов, которые отсутствуют в отечественных нормативах. Совокупные издержки не дают желаемой рентабельности – по сведениям «Ведомостей» российские проекты обеспечивают 7% вместо необходимых 18%.
В конце прошлого года Владимир Путин заявил, что на дорожное строительство в России до 2020 года будет потрачено 500 млрд. руб. («Ведомости»). Сумма, несомненно, впечатлит иностранных операторов. Помимо Strabag и Vinci, которые уже успешно работают в российском дорожном строительстве, вероятно, масштабные и технологичные подряды могут привлечь и других операторов, компенсируя некоторую отсталость российских строителей в этом аспекте.
Сама идея дробления тендеров на подготовку и строительство также является правильной. Это позволит избежать затягивания сроков и четко разграничить зоны ответственности между подрядными организациями.
С другой стороны, по-прежнему непонятно, что будет с системой согласования западных проектов с отечественными нормативами. Есть вопросы и к схемам проведения аукционов, когда подряды распределяются между «своими» компаниями. Самая безопасная модель – это, когда техническое задание к самым лакомым проектам пишется под конкретного подрядчика. Например, в начале мая в газете «Деловой Петербург» появилась публикация («Конкурсы на ремонт дорог в Петербурге выиграли близкие к Смольному компании», 06.05.2013), где достаточно критически рассматриваются результаты конкурса на реконструкцию городских дорог. Отмечается, что победителей аукциона СМИ назвали задолго до его проведения, некоторые из них оказались близки к главе КРТИ Дмитрию Буренину, который, по мнению источников газеты, сам назначал «победителей». В самом ведомстве эту информацию опровергли, но его репутация оказалась подмочена, что может не остаться без внимания на высшем уровне. Проигравшие участники аукционов уже подали жалобу в УФАС по Петербургу.

Кадровые перестановки

Законодательным собранием Петербурга был одобрен проект постановления о назначении на должность вице-губернатора в сфере ЖКХ Владимира Лавленцева. Проект был внесен депутатами «Единой России».
Ранее за эти сферы отвечал Сергей Козырев, ушедший в отставку после «трубного дела» и критики Владимира Путина за неоправданный рост тарифов ЖКХ. СМИ отмечают, что Владимир Лавленцев (33 года) имеет достаточно скромный послужной список в качестве чиновника: в 2004-2010 гг. он работал в мэрии Москвы, занимая пост замначальника управления экономического развития стройотрасли департамента градостроительной политики и реконструкции, затем - замглавы департамента городского заказа и капстроительства. Летом 2011 года он по собственному желанию покинул должность. В сфере ЖКХ Владимир Лавленцев также прежде не работал.
Гораздо больше внимания привлек тот факт, что с 2010 года Лавленцев был назначен председателем совета директоров группы АРКС, где блокирующий пакет, по данным «Forbes», с конца 2011 года принадлежит «Стройтрансгазу» Геннадия Тимченко. После данной сделки компания за год выиграла три конкурса правительства Москвы на реконструкцию дорог на общую сумму свыше 37 млрд. руб. Отец нового вице-губернатора и основатель АРКС Александр Лавленцев, по сведениям СМИ, является бизнес-партнером Тимченко.
В начале апреля нынешнего года появилась информация о переезде компаний Тимченко АРКС и «Горкапстрой» из Москвы в северную столицу, вероятно для участия в строительстве трассы Петербург-Новгород (участок трассы до Москвы), хотя подрядчик строительства пока что не определен. В таком свете то, что именно структуры Тимченко займутся проектом, наверное, не станет неожиданностью.
Газета «Деловой Петербург» и вовсе приводит слова представителя ООО ИФСК «Аркс» Юрия Мелихова, утверждающего, что Владимир Лавленцев несколько лет знаком с Георгием Полтавченко, причем знакомство носит личный характер, не связанный с политикой и бизнесом. Компания занимается реализаций всего комплекса инфраструктурных работ, в связи с чем может возникнуть конфликт интересов. Общий тон публикаций в СМИ на данную тему сводится в основном к освещению этих любопытных фактов.
Большинство претензий к новому вице-губернатору сводятся к его низкой осведомленности в делах местного ЖКХ - на многих депутатов ЗАКСа не произвела впечатление встреча с чиновником и его ответы на вопросы парламентариев.
Едва ли можно говорить, что Владимир Лавленцев станет «техническим» вице-губернатором, на которого в очередной раз свалят все проблемы сектора и отправят в отставку. Скорее всего Лавленцева готовят для какой-то другой должности, так как революционного прорыва в петербургском ЖКХ объективно от него никто не ждет. Гораздо больший интерес назначение вызывает в контексте расширения присутствия структур Геннадия Тимченко на инфраструктурных стройках в регионе, которое может заметно изменить карту строительного рынка в регионе.