01.10.2011 - 15.10.2011
Мобильный телефон выполняет функции бумажника
За последнее время появилось много сообщений о запуске проектов, демонстрирующих преимущества NFC (беспроводная высокочастотная связь малого радиуса действия - Near Field Communications) технологии. NFC представляет собой набор технологий, которые поддерживает связь между двумя устройствами в непосредственной близости друг от друга. NFC-ссылка очень быстро настраивается, позволяя осуществлять передачу небольших объемов данных для обмена на коротких расстояниях. Эта возможность является уникальной по сравнению с другими беспроводными технологиями, что делает NFC идеальным решением для областей, где этот показатель имеет первостепенное значение для качества работы, например - мобильные платежи.
Хотя сообщения о новых возможностях применения технологий всегда благожелательно воспринимаются прессой и пользователями мобильных устройств, в коммерческую реализацию были запущены только несколько из них. Возникает логичный вопрос: почему мобильные платежи с использованием NFC технологий до сих пор не распространены? Технология существует, и готова пойти «в жизнь». Практически все эксперты высказывают мнение, что данная технология является безопасной, надежной и удобной, и, после установки, обеспечивает множество выгод всем заинтересованным сторонам. Текущие испытания и пилотные проекты показали, что клиенты готовы платить с мобильных устройств и им нравится делать это. Если предположить, что это верно для более широких слоев населения, и что услуги отвечают ожиданиям клиентов, кажется, что мобильные бесконтактные платежи в скором времени будет иметь реальный успех. Эти выводы основаны на нескольких отчетах отраслевых аналитических агентств и опросах потребителей, опубликованных за последние два месяца.
Исследование скандинавской ИТ-компании EDB ErgoGroup показало, что 34% респондентов ответили «да» на вопрос «Вы ожидаете увидеть банкноты и монеты исчезающими, как средство платежа? «Эти люди образуют группу населения, которая уже привыкла к новой реальности безналичных платежей, и они могут рассматриваться в качестве пионеров технологии оплаты будущего», говорит заместитель генерального директора компании Джоа-Арне Хогеруд. Небольшая группа населения быстро принимает новые технологии, а остальная часть населения следует за ней. Таким же образом, мы ожидаем, что большинство потребителей станут «безналичными» в ближайшем будущем», - сказал Джоа-Арне Хогеруд.
Аналогичные результаты показал опрос, проведенный в Великобритании. Первое исследование фирмы Intersperience ответов опрошенных 1000 британских потребителей выяснило, что менее чем каждый пятый (17%) из них хотели бы использовать свои мобильные устройства, как бумажник. Основным фактором неприятия новой технологии (44% опрошенных) являются опасения о недостаточной безопасности мобильных платежей. По словам генерального директора Intersperience Пол Хадсон, недавние скандалы вокруг взлома сотовых телефонов известных знаменитостей частично виноваты в данном результате. В целом, исследователи Intersperience делают вывод, что отношение к мобильной коммерции будет постепенно меняться. Поможет этому и выход на рынок новых молодых потребителей. По результатам опроса Intersperience, 25% лиц моложе 18 лет сказали, что они будут «рады использовать единый метод платежей вместо традиционого.»
Исследовательское агентство ABI Research опубликовало новый отчет, предсказывающий, что NFC-платежи найдут массовое применение в Соединенных штатах и Западной Европе в 2016 году, с ежегодным объемом транзакций, достигающим $100 млрд. «Несмотря на недостаток определенных объявлений на текущую дату, операторы сотовой связи и OEM-производители заполнят некоторые рынки смартфонами, готовыми к платежам NFC в 2012 и 2013 годах», - объясняет главный аналитик Марк Бек. «Это, наряду с влиянием Кошелька Google и нескольких инициатив ведущих операторов связи, подобно Cityzi во Франции, ISIS в США и еще неназванное совместное предприятие сотовых операторов в Великобритании, создает базу пользователей мобильных платежей NFC в более чем 16% от числа абонентов в США и Западной Европе к концу 2014 года».
Большую роль в этом росте сыграет развитие средств защиты платежей. ABI Research также прогнозирует, что в 2016 году 227 миллионов телефонов NFC или устройств NFC будут отгружены, имея несколько модулей защиты.
Текущий рост применения мобильных платежей означает, что в скором времени они начнут замещать транзакции, совершаемые с использованием обычных пластиковых кард.
Во всем мире карты остаются предпочтительным инструментом безналичной оплаты с мировым объемом транзакций почти 10% и долей на рынках около 40%. Согласно World Payments Report 2011, мобильные платежи составят 15% от объема всех карточных транзакций уже к 2013 году. Согласно отчету, мобильные платежи начнут преобладать над карточными в течение 10 лет, при условие сохранения текущего роста. Использование электронных и мобильных платежей расширяется, составив около $22.5 млрд. в 2010 году. Рост электронных платежей ожидается с $17.9 млрд. до $30.3 млрд. с 2010 до 2013 года. Мобильные платежи возрастут с $4.6 млрд. до $15.3 млрд. в тот же период. Использование чеков продолжает падать, насчитывая лишь 16% от объема всех безналичных операций в 2009 году, что составило на 22% меньше, по сравнению с 2005 годом.
Эксперты аналитической компании Informa Telecoms & Media сообщили, что к 2015 году объем транзакций, совершаемых с помощью NFC-платежей, увеличится до $71 млрд. В ближайшие несколько лет пользователям будет доступен большой выбор телефонов с поддержкой NFC, а в торговых точках будет установлено достаточное количество бесконтактных терминалов. В 2011 году на мировой рынок мобильных телефонов будет поставлено 44 млн устройств с поддержкой NFC, а в 2015 году их число увеличится до 630 млн. Это количество составит около 40% всех поставленных на рынок смартфонов. В 2011 году доля NFC-устройств составила всего около 3% общего количества мобильных устройств.
Ожидаемый объем транзакций мобильных платежей в мире превысит в 2015 году $945 миллиардов, согласно Прогнозу рынка мобильных платежей 2011-2015 (Global Mobile Payment Market Forecast 2011- 2015), составленному IE Market Research. IEMR заявляет, что объем платежей покажет 30-ти кратное увеличение с $31.5 миллиардов в 2010, отмечая активный рост между 2012 и 2014 годами. «Мобильная коммерция и мобильные бесконтактные транзакции, ведомые удобством их использования, нацелены на создание бесконтактных сообществ по всему миру», - заявил Низар Ассани , вице-президент IEMR. «Наши исследования отражают общий тренд роста мобильных платежей в западном мире, подтверждаемые тем, что фактически североамериканский и западноевропейский рынки находятся на этапе повсеместного внедрения услуги Электронного Кошелька».
По мере развития рынков и отработки технологии, будут развиваться компании, связанные с внедрением данной технологии. Новое исследование In-Stat (www.in-stat.com) прогнозирует, что принятие этой технологии будет стимулировать рост глобальных ежегодных поставок NFC чипы до 1,2 млрд к 2015 году. Ежегодные глобальные поставки чипов NFC будет расти в среднем на 129% в течение прогнозируемого периода.
По мнению экспертов, NFC технология беспроводной высокочастотной связи малого радиуса действия едва ли станет трендом на рынке смартфонов в 2012 году. Одной из основных причин этого является недостаточное количество на рынке коммерчески доступных и удобных в использовании мобильных устройств. Однако производители уже объявили о выпуске моделей с поддержкой NFC, понимая, что этот шаг может дать им конкурентное преимущество на рынке в ближайшие несколько лет. Компания HTC собирается в 2012 году представить несколько коммуникаторов, оснащенные модулем NFC. Многие смартфоны на платформе Google Android уже поддерживают технологию NFC. Microsoft разрабатывает поддержку NFC в Windows 8. Nokia 700 и Nokia 600 поддерживает NFC. И так далее…
Пока еще слишком рано предсказывать, какие модели мобильной коммерции будут лучше восприняты как потребителями, так и бизнесом. Это модели, вероятно, изменяются в разных регионах в зависимости от ряда факторов, в том числе существующей инфраструктуры и приоритетов заинтересованных сторон. Понятно, что пока заинтересованные стороны не имеют четкого представления о доходности модели и ее экономическом обосновании, будет наблюдаться нежелание вкладывать ресурсы, необходимые для развертывания NFC технологий оплаты на массовом рынке. Есть много моделей реализации. Каждый оператор должен сам определить, какая модель лучше всего подходит для его собственно стратегии на определенном рынке.
В России о преимуществах NFC технологий говорят достаточно давно. Наконец, в сентябре-октябре, можно отметить запуск реальных проектов по применению данной технологии в работе операторов. Новости по данному вопросу появились у всех представителей «большой тройки».
Компания «Вымпелком» с сентября проводит пилотный проект в метро Санкт-Петербурга, начатый в июне этого года при участии компании «Амбик Тэк Спб». По результатам данного пилота компания обещает выбрать подходящую модель и вид транспорта.
МТС запустила систему моментальных мобильных платежей на базе технологии NFC. С помощью телефона с NFC-антенной можно будет заплатить за бензин на АЗС «Лукойла» — сначала в Перми, а потом и в других регионах. Чтобы воспользоваться услугой, понадобится приобрести у МТС специальную SIM-карту и встраиваемую в телефон NFC-антенну.
«Мегафон» запустил в Петербурге систему оплаты проезда в метро и в наземном общественном транспорте с помощью мобильного телефона. Абонент «МегаФона» может поднести мобильник к валидатору терминала и автоматически оплатить проезд в метро (автобусе, троллейбусе, трамвае). Для того чтобы иметь такую возможность, нужно приобрести специальный NFC-чип – «МегаЧип», реализованный в виде наклейки на заднюю стенку телефона.
Столичные власти объявили в октябре, что планируют предложить пассажирам оплачивать поездки в городских автобусах и трамваях при помощи мобильного телефона.
Со счета пассажира, отправившего смс на определенный номер, будет списываться сумма, равная стоимости проезда. Оплатить проезд таким образом можно будет и в столичном метро. В отличие от автобусов, для того чтобы войти в метро, необходимо будет приложить к турникету телефон, поддерживающий специальную технологию NFC. Это действие останется в памяти мобильника, а в конце месяца со счета спишется сумма, равная количеству совершенных поездок.
Можно спорить о том, найдет ли услуга массовое применение в данной реализации. Но очевидно, что положено начало внедрению новой технологии в жизнь. Потребители постепенно приучатся к мысли, что бесконтактные услуги имеют значительные преимущества с точки зрения скорости и удобства. И знакомый, всегда присутствующий мобильный телефон превратится в ключевой фактор повседневной деятельности.