English
Русский
Suomi
Deutsch
16.08.2010 - 31.08.2011  
Liikennealan asiantuntija
16.08.2010 - 31.08.2011

Авиационные пассажирские перевозки

Росавиация ужесточает требования к авиакомпаниям

Банкротство авиакомпании «Континент» и продолжительная эпопея с пассажирами, которые ждали рейсов в аэропортах и месяцами возвращали деньги за билеты, заставили Росавиацию присмотреться к «тревожным» перевозчикам.
Ведомство обратилось в Минтранс с предложением о внесении в действующее законодательство положений об ограничении глубины продаж билетов для авиакомпаний, которые приближены к неудовлетворительному финансово-экономическому состоянию. Сейчас глубину продаж (срок предварительной реализации билетов) Росавиация не регулирует. В среднем авиакомпании продаются билеты за один-три месяца.
Инициатива позволит, как надеются в ведомстве, избежать повторения таких случаев, какой произошел с авиакомпанией «Континент», которая обанкротилась в конце июля, хотя ранее продала билеты до середины сентября. В результате многие пассажиры не смогли вовремя вылететь в места назначения.
«Приближение к неудовлетворительному финансовому состоянию» авиакомпаний будет выявляться с помощью мониторинга. Хотя эффективного способа мониторить авиакомпании в Росавиации пока не нашли.
На сегодняшний день Росавиация располагает 150 млн. руб. для компенсации затрат авиаперевозчикам по развозке пассажиров авиакомпаний, прекративших свою деятельность. Всего в 2011 году на эти цели было выделено 300 млн. руб. Половина из этих средств была потрачена на перевозку пассажиров обанкротившейся компании «Континент». Если общие расходы на эти цели в 2011 году превысят сумму в 300 млн. руб., то Росавиация с учетом предусмотренных на 2012 год государственных гарантий сможет компенсировать другим авиакомпаниям расходы по перевозке пассажиров не раньше 1 января 2012 года.
На 2012 год на вывоз пассажиров авиакомпаний, прекративших свою деятельность, ведомство запросило 500 млн. руб. Однако эта цифра еще не утверждена – ожидается, что решение будет принято 14 октября 2011 года.
Предлагаемая мера неблагоприятно отразится на авиакомпаниях. Эксперты отмечают, что, лишив авиакомпанию возможности продавать билеты на длительный срок, Росавиация фактически приведет ее к банкротству. А это ударит и по кошельку пассажиров, интересы которых пытаются защитить. Кроме того, если финансовое состояние компании оказывается сложным, но не фатальным, упомянутое ограничение как раз и может перевести его в фатальное.
В целом все авиакомпании за счет глубины продаж - это будущие авиаперевозки - финансируют свою текущую деятельность. Если сокращается глубина продаж, сокращается и объем резервуара, из которого можно черпать средства. Продажи на несколько месяцев вперед помогают перевозчикам - в том числе самым успешным и надежным - спокойно переживать низкие сезоны.
Средняя глубина продаж - 2-3 недели, поэтому за 2-3 недели авиакомпании продают наиболее дорогие авиабилеты: чем ближе к вылету, тем дороже. Но у потребителей есть возможность купить более дешевые билеты за полгода, и многие это делают. Таким образом, есть дешевые авиабилеты для потребителей, и есть возможность для авиакомпании кредитоваться. Если авиакомпании будут продавать авиабилеты за месяц до вылета, у них не будет дешевых тарифов, они будут продавать сразу дорогие билеты. Пострадает весь рынок: и пассажир, и авиакомпания.
За последний месяц Минтранс и Росавиация отметились несколькими инициативами, которые из-за пассивной реакции авиакомпаний и аэропортов скорее всего близки к принятию. В частности, в июле ведомства выразили намерение ввести запрет на магистральные авиаперевозки компаниям, не имеющим в своем парке 10 (а с 2013 года - 20) однотипных самолетов. В Минтрансе надеются, что это приведет либо к объединению авиакомпаний, либо к общему сокращению их числа.
При этом требования по количеству самолетов не будут распространяться на чартерные перевозки, деловую авиацию, а также авиакомпании, которые занимаются региональными перевозками на местных воздушных линиях и на самолетах емкостью меньше 50 кресел.
Кроме того, Росавиация предлагает резко ограничить допуск российских авиакомпаний, за исключением крупнейших, на международные маршруты.
Наиболее резко инициативы Росавиации комментируют туристические компании, называя выдвинутые предложения скандальными и губительными для рынка авиаперевозок и бьющими по пассажирам. Реализация безумных и не имеющих аналогов в мире мер немедленно приведет, по мнению представителей туристического рынка, к резкому сокращению числа перевозчиков, безудержному росту цен на билеты оставшихся на рынке крупных компаний, закрытию множества маршрутов и недоступности авиатранспорта для подавляющего большинства жителей России.
Опасения, что уменьшение числа компаний приведет к росту тарифов, подтверждаются результатами исследования, которое провела Федеральная антимонопольная служба (ФАС). Ведомство проанализировало зависимость цен на авиабилеты от количества перевозчиков на маршруте, в результате которого пришло к ожидаемому выводу о том, что увеличение числа авиакомпаний быстро приводит к снижению тарифов. В частности, по данным ФАС, приход даже одного нового перевозчика дает снижение среднего тарифа на 28,5%. Появление двух новых авиакомпаний дает среднее уменьшение цен на 32%, трех - на 39%. При этом уход даже одного перевозчика часто ведет к серьезному росту цен.
Ограничения Минтранса по парку авиакомпаний фактически вводят запрет на появление новых авиакомпаний, и в первую очередь бюджетных, так как вхождение на рынок станет очень дорогим удовольствием. Новые авиакомпании всегда начинают работу с двух–трех самолетов, постепенно раскручивают маршруты, готовят персонал, невозможно сразу купить 20 самолетов, отмечают эксперты.
Звучат и противоположные мнения, что ограничения в работе мелких авиакомпаний говорят не о монополизации в сфере авиаперевозок, а о наличии своеобразного авиационного популизма. Кроме того, учитывая, что составление и согласование Росавиацией необходимых нормативных документов займет два-три года, следует ожидать, что за это время все неблагополучные авиакомпании вымрут естественным путем.