English
Русский
Suomi
Deutsch
01.06.2011 - 15.06.2011  
Liikennealan asiantuntija
01.06.2011 - 15.06.2011

Городские пассажирские перевозки

Электронная карта «Подорожник»

На заседании правительства Санкт-Петербурга, состоявшемся 24 мая, был презентован инновационный способ оплаты проезда в городском общественном транспорте – так называемый электронный кошелек. Председатель комитета по транспорту С. Попов представил электронную карту «Подорожник». Официально «Подорожник» именуется «транспортным приложением универсальной электронной карты» (УЭК). Эту карту планируется выдавать россиянам в соответствии с принятым в прошлом году федеральным законом «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», и оказывать при помощи нее госуслуги. Аналогичный документ постепенно уже выдают москвичам. Власти города полагают, что нововведение увеличит долю безналичных расчетов, снизит затраты на сбор проездной платы, а заодно обеспечит прозрачность и безопасность расчетов.
На заседании комитету по транспорту совместно с комитетом по информатизации и связи поручено до 1 сентября 2011 года не только разработать транспортное приложение карты, но и сделать ее по настоящему универсальной – чтобы ее принимали как средство оплаты все перевозчики и операторы транспортных услуг. Предполагается, что с помощью «Подорожника» можно будет расплачиваться и в коммерческом пассажирском транспорте, или, например, оплачивать парковку. При этом систему скидок на коммерческом транспорте еще предстоит продумать.
В будущем городское правительство планирует распространить действие «подорожника» на такси, в том числе маршрутные и водные - аквабусы. Эта система заработает в конце года, но скидки по ней пока не предусмотрены. Ведутся также переговоры о введении бесконтактной оплаты проезда с помощью новой городской карты в пригородных электричках.
В конкурсе на разработку логотипа карточки победил петербуржец А. Гурьев. Предложенный им дизайн в виде листьев одноименного растения с божьей коровкой после небольшой доработки был использован при производстве карт. Первая тысяча проездных имеет особый вид: их логотип светится в темноте. В качестве приза победителю вручен «подорожник» с максимальным ресурсом - 15 тысяч рублей.
Номинальная стоимость электронного проездного на все виды транспорта - 51 рубль. Эта пластиковая карточка имеет ряд преимуществ перед обычными проездными документами: срок действия составляет три года с момента приобретения или пополнения счета, и пользователь может самостоятельно выбирать, какую сумму ему вносить на счет – от 21 рубля до 15 тыс. рублей. Вносить средства на счет можно будет через платежные терминалы, банкоматы или мобильные телефоны. Пока пополнить «электронный кошелек» можно в кассах метрополитена, однако комитет по транспорту ведет переговоры с финансовыми организациями о возможности его пополнения посредством банковских карт и платежных терминалов. Отметим, кстати, что возврат средств с «подорожника» не предусмотрен.
На «Подорожник» распространяется период «задержки», когда картой нельзя воспользоваться второй раз в течение определенного времени. По мнению С. Попова, это позволяет избежать махинаций, когда граждане начнут продавать свои поездки, чтобы набрать максимальную скидку за более короткий период.
Новый вид проездного билета в порядке тестовой эксплуатации был введен в действие с 1 января 2011 года, а с 24 мая на городском пассажирском транспорте Санкт-Петербурга введена новая тарифная политика проездного билета «Подорожник», предполагающая систему скидок. Теперь стоимость одной поездки в том или ином виде транспорта будет снижаться в зависимости от общего числа поездок за один календарный месяц. Так, один проезд в метро с 1 по 10 поездку стоит 25 рублей, до 20 поездки - 23,5 рубля, до 30 поездки - 21 рубль, до 40 - 19,5 рубля. Сверх 40-й поездки проезд в метро дешевеет до 18 рублей.
Для сравнения: при покупке обычного проездного на 40 поездок в метро (срок действия - месяц) 1 поездка обходится в 19,2 рубля, на 20 поездок (15 дней) - в 20 рублей.
Система скидок на проезд в наземном транспорте будет выстроена аналогичным образом.
Между тем, несложные расчеты показывают, что новой карточке трудно конкурировать с обычным единым проездным. В его стоимость (1580 рублей) входят 70 поездок на метро и неограниченное количество – на наземном транспорте. За такое же число поездок на метрополитене с «Подорожника» снимут 1430 рублей, но при этом придется платить и за пользование автобусами, троллейбусами и трамваями. Поэтому новая карта не подходит для частых поездок по городу, но ею будут пользоваться те, кто ездит редко и «со средней периодичностью» – до 40 раз в месяц.
В общественной организации «Петербуржцы за общественный транспорт» предположили, что спрос на новый проездной будет «специфическим». Возможно, им будут пользоваться те, кому нужно периодически оставлять машину. Но их не будет много, потому что пока город им не может предложить качественный и быстрый транспорт. Туристам тоже эта карта не подходит, потому что она отнюдь не является дешевой. В Москве, например, карта одного дня на наземный транспорт с неограниченным количеством поездок стоит 60 рублей, а на пять дней – 250 рублей.
Эксперты также высказывают мнение, что пользоваться «Подорожником» будет весьма небольшой процент пассажиров.

Законодательное собрание Санкт-Петербурга одобрило законопроект о формировании платных парковок

Губернатор Санкт-Петербурга В. Матвиенко внесла в Законодательное собрание города законопроект о формировании платных парковок на дорогах общего пользования регионального значения. Законопроект направлен на внесение изменений в городской закон «О разграничении полномочий Законодательного собрания Санкт-Петербурга и правительства Санкт-Петербурга в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности на территории Санкт-Петербурга».
Согласно предлагаемым изменениям, к полномочиям правительства будет относиться принятие решений о создании и использовании на платной основе парковок или парковочных мест, расположенных на автомобильных дорогах общего пользования регионального значения, и о прекращении такого использования. Кроме того, в ведении администрации будет находиться установление порядка формирования парковок и платы за их использование. Определение методики расчета и максимального размера платы за пользование парковкой, согласно законопроекту, также будет находиться в ведении правительства.
Напомним, что вплоть до апреля текущего года брать деньги за стоянку на обочине любых автодорог запрещалось российским законодательством. Но 21 апреля Госдума приняла Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». В числе прочих документов поправки коснулись и федерального Градостроительного кодекса: туда внесли определение понятие парковки (парковочного места). По сути, все, что необходимо сделать владельцу земли под автодорогой (в Петербурге все они собственность города), это специально обозначить места парковок на обочине. После этого можно смело взимать за это плату.
Пока федерального закона не было, все попытки Смольного ввести платную парковку отменялись в судах. Первая попытка ввести «оплату за обочины» была еще 10 лет назад. Тогда противники платных парковок отстояли свои права, доказав, что такие платы противоречат федеральному законодательству.
Принятие внесенного губернатором законопроекта позволит вновь, как это уже было ранее, взимать плату за парковку на обочинах автомобильных дорог общего пользования в Санкт-Петербурге. Главным образом, нововведение коснется исторического центра. Очевидно, что для различных районов города стоимость парковки будет различной и наибольшей – в историческом центре.
Законопроект уже был рассмотрен на заседании комитета по законодательству. Комитет предлагает депутатам одобрить изменения в закон города. Депутаты считают платные парковки мерой непопулярной, но вынужденной. Один из давних и последовательных лоббистов введения платных парковок депутат И. Риммер заявляет, что только они могут помочь отрегулировать движение в центре города, снизить воздействие автотранспорта на улично-дорожную сеть, а также повысить безопасность и пропускную способность дорог.
По данным экспертов, через центр проезжает до 100 тыс. машин в сутки. Если в среднем за парковку на центральных улицах водители будут платить по 100 рублей в день, в год выйдет 3,6 млрд. рублей. Если же городские власти введут платный паркинг везде, включая окраины, то, учитывая, что в Петербурге зарегистрировано около 1,5 млн. машин, объем рынка может превысить 50 млрд. рублей в год.
В Москве, по данным СМИ, готовятся аналогичные меры, но плата будет значительно выше: за парковку в центре 300-500 рублей в час или абонемент стоимостью 15 тыс. рублей в месяц.
Определенные сомнения вызывает уверенность городских властей, что все собранные деньги попадут в бюджет. Причина - в отсутствии прозрачности механизма их взимания. Технологию сбора платы еще предстоит определить. Сейчас чиновники выбирают между тремя схемами: оплата через паркоматы, сбор денег парковщиками из ГУП «Городской центр автостоянок и гаражей» или привлечение к обустройству парковочных мест частных инвесторов (тогда будет снята нагрузка с городского бюджета). В последнем случае инвестору могут отдать на откуп сбор средств с водителей. При этом, предоставить часть дороги в аренду невозможно, поэтому, скорее всего, посредники будут собирать плату за парковку по договору подряда. В этом случае часть этих средств будет оставаться у них в виде комиссии. Цепочка государственных и негосударственных посредников может привести к тому, что до городского бюджета не дойдет практически ничего.
Из представителей частных структур организация платных парковок может быть интересна владельцам паркингов. Места в них раскупаются не очень активно, но, если запросить высокую цену за парковку на улицах, автовладельцы будут вынуждены перемещаться под их крышу.
Противники законопроекта считают предлагаемые правительством города меры косметическими, способными только ретушировать сложнейшую ситуацию надвигающегося транспортного коллапса, не более. Автолюбители ожидают усиления напряженности, полагая, что пока власти города не займутся решением проблемы «гаражников», не вложат средства в строительство паркингов на сотни тыс. мест, вводить плату за парковку на дорогах нелогично.
Эксперты заявляют, что введение платной парковки не поможет разгрузить улицы Петербург, поскольку количество автотранспорта в городе настолько велико, что его просто физически невозможно припарковать таким образом, чтобы сделать проезд более-менее свободным. Естественным следствием принятия законопроекта будет загромождение автомобилями всего дворового пространства, так как новым площадкам для организации парковок взяться неоткуда: все площади и территории, пригодные для парковок, уже давно распределены. Единственным решением проблемы является развитие общественного транспорта, причем главным образом с точки зрения качества обслуживания, чтобы человеку хотелось на нем проехать.