01.05.2011 - 15.05.2011
Их становилось все меньше
В новостях по отрасли в последнее время остается все меньше знакомых имен.
Началу процесса консолидации положил «Вымпелком», заключив самую дорогую
сделку на рынке M&A на то время. Благодаря ей ушел в прошлое бренд «Голден
Телеком». За ним постепенно направляется «Комстар». О завершении процесса
слияния объявили «МегаФон» и «Синтерра». Не стало больше региональных
компаний «Связьинвеста». Их всех заменил один «Ростелеком». В начале мая
«ВымпелКом» заключила соглашение о приобретении 100% акций
владивостокского оператора связи «Новая телефонная компания». В феврале
руководство компании «Ростелеком» заявило о завершении сделки по
приобретению 80% активов компании ОАО «Национальные Телекоммуникации»
(НТК). Идет процесс внедрения сотового оператора «СкайЛинк» в материнский
«Ростелеком». «Большая тройка» условно поделила между собой инфраструктуру
WiMAX-оператора «Скартел», но до сих пор не может определиться, кто купит
московского провайдера NetByNet. Даже скандально известная компания СМАРТС,
похоже, нашла своего покупателя в лице шведского холдинга Tele2.
В Санкт-Петербурге также становится меньше независимых операторов. Уже
куплены известные бренды «Элтел» и «Петер-Стар». Вместо компании
«Северо-Западный Телеком» действует «Ростелеком». Тот же «Ростелеком»
является теперь собственником ОАО «Телекомпания Санкт-Петербургское
кабельное телевидение» (ТКТ) через НТК.
Такое ощущение, что на рынке скоро останутся три-четыре компании,
предлагающие весь набор услуг связи. Этот набор услуг и тарифы на них
постепенно сравниваются. Будет печально, если, наряду с такими монополистами
рынка, как «РЖД» и «Газпром», появится что-то вроде «Телеком».
Хочется надеяться, что процесс будет двигаться не только в сторону слияния
компаний и образования монопольных гигантов рынка, но позволит развиваться
альтернативным операторам связи.
Объединяются даже операторы спутниковой связи. В прессе прошло сообщение,
что российские операторы спутниковой связи и производители оборудования
«Истар», «Евроком», «СтарБлайзер», «Рэйс-Коммуникейшн» и «Романтис»
объявили о намерении объединиться в консорциум с целью создания и
продвижения современных услуг спутниковой связи для широкой категории
пользователей. Они будут использовать сеть единой инфраструктуры, которая
строится на базе отечественной VSAT платформы «Истар». Создаваемая
инфраструктура будет работать через различные спутники связи любых
диапазонов — C, Ku и Ka. Операторы предполагают, что она может быть
использована для различных услуг связи, в том числе для выделенных
корпоративных сетей, широкополосного доступа в Интернет, телефонии и
видеоконференцсвязи, сбора и распределения ТВ-программ, связи на подвижных
объектах.
За границей наблюдается подобный процесс. На рынке появилось новое понятие,
состоящее из всем известных имен - Microsoft Skype Division. В начале мая компания
Microsoft официально заявила о покупке за $8,5 млрд популярный сервис
интернет-телефонии Skype. Советы директоров обеих компаний уже одобрили
сделку. Осталось только получить согласие регуляторов. Как говорится в
сообщении Microsoft, Skype станет его новым подразделением и будет называться
Microsoft Skype Division. Microsoft Skype Division возглавит нынешний
исполнительный директор сервиса Тони Бэйтс, он будет подчиняться
непосредственно главе Microsoft Стиву Балмеру.
Телекоммуникационное сообщество было удивлено, прочитав о покупке сервиса
Skype компанией Microsoft. Компьютерный гигант теряет свою долю рынка. Данная
сделка является попыткой реабилитации в новых областях деятельности. К
настоящему времени по данному вопросу написано очень много статей. Новость,
действительно, заслуживает внимания. Пишут о том, что Microsoft сильно
переплатила за популярный сервис, но выиграла в имидже. Предполагают, что
данная покупка призвана сдержать конкурентов, подобных Google. Отдают
должное деловым качествам создателей сервиса Skype, которые сумели
заработать миллионы на продаже. Сходятся во мнении, что для пользователей
Skype в ближайшее время ничего не изменится.
В любом случае, данная сделка подтверждает два факта: бурный рост
интернет-телефонии только начинается; бизнес-стратегия, которую выбрали
Apple и Google, оправдалась.