01.11.2008-15.11.2008
Основные события прошедших двух недель касаются, в основном, двух факторов - передела рынка сотового ритейла и деятельности «Связьинвеста» и его «дочек».
Очевидно, что рынок сотового ритейла оказался наиболее уязвимым в условиях кризиса. Вызвано это, скорее всего, особенностями развития данной отрасли в предыдущие годы. Стоит отметить, что сотовые телефоны появились всего 25 лет назад. Причем сначала это был аппарат размером больше кирпича и весом более одного кг. В наше время телефон – неотъемлемая часть жизни человека, часто совмещающая в себе и средство связи, и источник развлечения, и сильную имиджевую составляющую… 25 лет индустрия связи развивалась бешенными темпами. Появлялись новые технологии, усовершенствовались сами гаджеты, усложнялись запросы потребителя. Отсюда постоянное обновление и расширение ассортимента телефонов. Причем, если аппараты фиксированной телефонии остаются практически неизменными десятилетиями, то ассортимент телефонов сотовой связи обновляется постоянно. Ко всему этому добавляется психологический аспект потребителя. В результате, средний потребитель меняет телефон несколько раз в год.
В период кризиса покупательская способность людей упала. Плюс к тому - кризис банковского кредитования и незаинтересованность государства в поддержке розничного ритейла. И в результате - огромная империя под именем «Евросеть» оказалась перед лицом краха. Единственным выходом из которого оказалась смена акционеров. Процесс начался, его остановить невозможно. Рынок сотового ритейла уже в следующем году, скорее всего, потеряет свою независимость. И уже не очень важно, какая из компаний «большой тройки» какого ритейлера будет контролировать. «Вымпелком» купил часть «Евросети» и планирует покупать еще. МТС заключил соглашение с «Беталинком» и подумывает о покупке «Телефон.ру» (подав прошение о покупке в ФАС), «Альфой-груп» выкуплен за долги «Диксис» (Altimo - акционер и «Вымпелкома», и «Мегафона»), 15% акций «Связного» принадлежит ВТБ-банку. Даже оператор фиксированной связи СЗТ, почувствовав веяние перемен, начал компанию переделки своих салонов под фирменный стиль для продажи услуг. Конечно, в сети монобрендовых магазинов вероятность ухода абонента к конкуренту низка. Но это, вроде бы, единственный их плюс. Там практически полностью не задействован мощный человеческий фактор – исскуство продавца, его заинтересованность в процессе продажи. Монобрендовые магазины – тупиковый путь развития отрасли. В наше время, когда число подключений давно превысило количество людей и у многих абонентов есть СИМ-карты нескольких операторов, лояльность абонентов должна поддерживаться другими путями.
Другие важные новости прошедших двух недель касаются «Связьинвеста». Во-первых, разговоры о смене гендиректора, кажется, перенеслись на весну. Официально, основной акционер «Связьинвеста» – государство – не смогло согласовать кандидатуру на этот пост. С другой стороны не очень понятно, зачем именно сейчас затевать процесс смены кадров, когда не решен главный вопрос – каким будет госхолдинг в следующем году. Очевидно, что приватизации не будет. А еще более вероятно, что приватизация заменится на национализацию и государство выкупит назад свой пакет из частных рук Евтушенко. О цене договорятся, было бы желание. Ведь изменили же за три дня конституцию, а здесь и того проще.
Но в настоящее время обсуждать этот вопрос не имеет большого смысла. Гораздо больше полезной информации можно получить из анализа финансовых отчетностей, которые закончили публиковать дочерние компании «Связьинвеста». К настоящему времени все МРК отчитались по РБСУ по итогам III кв. 2008 г. Основные данные отчетов приведены в сводной таблице. Все цифры приведены в млрд рублей.
Компания | Дальсвязь | Волга Телеком | Сибирьтелеком | Ростелеком | УСИ | ЮТК | СЗТ | ЦТК |
Выручка | 8 937,4 +8,5% |
19 459 (+5,2%) |
20 482,3 +5,4% |
46 414,0 -0,2% |
30 192,4 +4,5% |
15 465 +6% |
18,1 +3,8% |
|
Операционные расходы | 6 650,7 +12,4% |
15 412 (+9,9%) |
16 298,4 +11,1% |
37 561,4 -2,1% |
24 341,6 +12,0% |
11,602 +13,9% |
14 367 +18,7% |
3 141 +9,67 |
OIBDA | 3 336,8 +1,3% |
7 277 (+3,3%) |
7 169,2 -0,3% |
12 067,0 +9,3% |
||||
Маржа, % | 37,3% | 37,4 % | 35,0% | 26,0% | ||||
EBITDA | 3 141,3 +8,5% |
7 711 +20,2% |
7 558,0 +0,5% |
10 871,4 +4,3% |
5 621,2 -3,6% |
8 306 +18,8% |
9 901 +7,76% |
|
Маржа, % | 35,1% | 39,6 % | 37,0% | 36,0% | 36,3% | 45,9 % | ||
Чистая прибыль | 1300,6 +22,7% |
2 573 +12,0% |
2 686,2 -12,4% |
6 929,5 -21,7% |
2 882 -15,4% |
1 186 -31,4% |
3 791 +25,2% |
2 981 -5,60% |
Доходы от услуг связи | 8 487,9 +8,8% |
18 498 +5,3% |
20 482,3 +5,4% |
МГ: 21 942,4 +0,2% МН: 9 055,8 -4,1% |
29 235,7 +6,3% |
14 858,2 +6,4% |
16 813 +4% |
23 482 +3,81% |
Сотовая связь | 241,8 (+23,1%) |
288 +3,4% |
817,6 +3,2 |
9 844,9 +7,1% |
||||
Местная телефонная связь | 3 454,6 +2,3% |
8 210 -1,6% |
8 460,6 +(1,9%) |
7 633,3 -2,0% |
6 989,6 +3% |
11 880 -0,34% |
||
Передача данных и доступ в Интернет | 2 210,3 +63,5% |
3 569 +63,3% |
3 144,0 +52,1% |
11 млрд +11,8% |
3 596,7 +52,4% |
3 045 +62% |
3 млрд +50% |
3 244 +53,31% |
Капитал и резервы | 22 545 | 16 413 | 71 602 | 23 270 | 15 953 | 31 132 | 2 981 | |
Долги долгосрочные краткосрочные |
11 839 11 188 |
7 635 9 920 |
4 049 0 529 |
16 864 16 914 |
15 648 11 480 |
11 305 51 485 |
10 216 16 858 |
|
Изменение курса акций с начала года (05.11.2008) | -85,8% | -85,5% | -83,8% | -46,4% | -76,2% | -79,8% | -81,9% | -80,3% |
P/E(05.11.2008) | 0,9 | 1,7 | 1,9 | 4,0 | 2,8 | 3,8 | 1,6 |
Из данной таблицы видно, что кризис почти не затронул компании фиксированной связи. Люди как разговаривали по телефону, так и будут по нему разговаривать. Тем более, что у абонентов есть некоторая свобода выбора компании и тарифов под свои запросы. Основным катализатором роста прибыли МРК «Связьинвеста» по-прежнему остаются доходы от предоставления нерегулируемых услуг (в основном широкополосного доступа в Интернет) – 12 строка таблицы. МРК постепенно теряют свои позиции в ранее традиционной для них области местной связи (11 строка таблицы). То же касается и МГ/МН связи.
По мнению аналитиков, текущий мировой кризис не должен отразиться на отчетности МРК, так как основную прибыль операторы получают от предоставления услуг связи частным клиентам. Возможно, снизится доходность корпоративных абонентов, но и это повлияет на компании несущественно. Рост абонентской базы ШПД-услуг по-прежнему продолжится, хотя и меньшими темпами. Единственное, на что может повлиять кризис, это объем инвестиций в развитие и условия привлечения кредитов. Совершенно очевидно, что в настоящее время на рынке сложилась парадоксальная ситуация, когда доходы компаний связи совершенно не соответствуют котировкам их акций. Из таблицы видно, что МРК, хоть и не такими быстрыми темпами, как раньше, увеличивают выручку (хотя бы держатся в рамках роста инфляции). Падение чистой прибыли все, в основном, связывают с падением курса рубля за рассматриваемый период. Доступ в Интернет развивается особенно быстрыми темпами, не замечая кризиса. И долги компаний по сравнению с основным капиталом и резервами на всеобщем фоне банкротств не сильно велики. Тем временем акции кампаний продолжают беспрецедентное падение. В таблице для наглядности в 14 строке приведены данные об изменении курса акций компаний с начала года. Более менее держится только «Ростелеком». Это, скорее всего, связано с составом его акционеров и планами развития компании в будущем.
В настоящее время большинство аналитиков рекомендуют покупать акции МРК вследствие их недооцененности. Это, конечно, так. Но нам представляется, что столь очевидно привлекательное на первый взгляд вложение средств, может обернуться пустышкой. Во-первых, надо быть очень терпеливым акционером, т.к. существенный доход от такого рода вложений можно ожидать года через два, после стабилизации рынка. И, во-вторых, неизвестно, в каком виде будет существовать через несколько лет «Связьинвест». Гораздо больший интерес для инвестора, по нашему мнению, в настоящее время представляют акции МТС, «Вымпелкома» и евробонды «Мегафона».