01.03.2011 - 15.03.2011
Наиболее значимое мировое событие – природные катаклизмы в Японии, начавшиеся 11 марта – отразилось на поведении акторов мировой экономики. Поскольку Япония является третьей по объему экономикой в мире, возникло опасение, что последствия трагедии могут спровоцировать новый мировой финансовый кризис. Таким образом, мировая финансовая и экономическая система подверглась проверке на прочность.
Вспомним, что аналогичный случай, имевший место в японском городе Кобе, где в 1995 году произошло землетрясение, стал самой «дорогой» на тот момент природной катастрофой в Японии. Тогда землетрясение унесло жизни 6 тысяч человек и привело к ущербу свыше 132 млрд. долларов. Экономика страны упала на 2%. При этом новое землетрясение по своим масштабам намного превышает предыдущую катастрофу.
Ситуация для экономики Японии усугубляется тем, что так до сих пор не преодолены последствия предыдущего кризиса. Как раз накануне землетрясения появились уточненные официальные данные о динамике ВВП страны в последнем квартале 2010 года, и они оказались еще хуже, чем предварительные оценки. Японский ВВП впервые за последние пять кварталов сократился на значительные 1,3%, хотя эксперты предполагали сокращение только на 1,1%. Естественно, заодно с падением ВВП произошло и сокращение потребительского спроса – на 0,8%.
Даже по сравнению с кризисными странами PIIGS, угрожающими стабильности Европейского союза, Япония выглядит еще менее рачительной с внешним долгом, равняющимся чуть менее чем 200% ВВП. Общие потери японской экономики от катастроф составят порядка 1 трлн. долларов, или варьируются от 5 до 8% ВВП.
Напомним, что на январь-март экономисты прогнозировали подъем японского ВВП на 1,73% с последующим ускорением роста до 2,08% в IV квартале. Цифры, о которых уповали все, теперь придется забыть. Международный валютный понизил свой прогноз роста японской экономики. Фонд пересмотрел прогноз роста ВВП Японии с 1,6 до 1,4%, а заодно снизил прогноз и для США до 2,8 с 3,0% - вот и первый признак глобального влияния локальной трагедии.
14 марта рынок японских акций Японии упал после землетрясения и цунами. 15 же марта панику на фондовом рынке вызвали сообщения о третьем взрыве на АЭС «Фукусима-1» и последовавшем за ним распространении радиации - биржевые индексы Японии упали на 9,5-10,5%. Пытаясь сгладить опасения инвесторов, Центробанк Японии выпустил 15 трлн. иен (или 183,8 млрд. долларов) на японский валютный рынок.
Поскольку самым чутким показателем возможной беды является у нас цена на нефть, обратимся к следующим фактам. Землетрясение заставило приостановить работу шесть японских нефтеперерабатывающих заводов общей мощностью в 1,4 млн. баррелей в день. Однако, довольно низко упав 15 марта, цены вновь поползли вверх в последующие дни.
Отметим, что экстремально завышенная цена на черное золото не выгодна ни экспортерам, ни импортерам. Поскольку цена уже была сильно разогрета политическими беспорядками на Ближнем Востоке и в Африке, то частичное снижение за счет Японии оказало мировой экономике своеобразную услугу. Однако, как только стабилизируется ситуация в неспокойном регионе, японский фактор может начать играть против нас.
В любом случае, рецессия в Японии задержится надолго. И если мировая экономика избежит кризиса, то последствия природных катаклизмов, вероятнее всего, вызовут ее стагнацию.
Что касается новостей в Российской Федерации, то, на наш взгляд, имеет смысл рассмотреть такие факты, как издание указа президента о создании мегарегулятора, принятие Мосгордумой закона об Универсальной электронной карте (УЭК) и др.
Итак, впервые о возможности создания мегарегулятора заявил в начале 2000-х годов депутат Госдумы Виктор Плескачевский. Следующий всплеск интереса к идее произошел после проведения административной реформы в 2003 году, и Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг была преобразована в ФСФР и приобрела руководителя в лице Олега Вьюгина (ныне председатель совета директоров МДМ Банка). Предлагалось объединить не только регулирование страхового и фондового рынков, но и банковский надзор. Однако у проекта оказалось значительное число противников, и он вновь был отложен.
Сама ФСФР представила проект создания единого финансового мегарегулятора в 2005 году. Название проекта - «Стратегии развития финансового рынка на 2006 - 2008 годы». Этот орган должен был соединить функции Центробанка, Росстрахнадзора и ФСФР.
Финансовый кризис вскрыл ряд недостатков в механизмах регулирования финансовых рынков во многих экономиках мира, в том числе и в России. И в 2010 году на фоне обострения противоречий между Минфином и ФСФР на сайте министерства был опубликован проект указа президента по расформированию ФСФР и созданию Росстрахнадзора новой финансовой службы. Заметим, что Росстрахнадзор находился в подчинении у Минфина, в то время как ФСФР - у правительства.
Поручение внести предложения по оптимизации структуры регуляторов российского финансового рынка глава государства дал по итогам совещания по созданию МФЦ, состоявшегося 29 декабря 2010 года. Проект указа президента о создании единого регулятора финансового рынка был подготовлен к концу января 2011.
Указ президента РФ «О мерах по совершенствованию государственного регулирования в сфере финансового рынка Российской Федерации» был подписан 4 марта и вступил в силу в тот же день. В течение следующих двух месяцев в Госдуму будут внесены поправки в законодательство по присоединению Федеральной службы страхового надзора (ФССН, Росстрахнадзор) к Федеральной службе по финансовым рынкам (ФСФР). Полномочия ФСФР по принятию нормативно-правовых актов в сфере финансового рынка будут переданы Минфину, а надзорные функции за профучастниками будут распределены между ФСФР и Центробанком, регулирующим деятельность кредитных организаций.
Таким образом, это объединение стоит в ряду с другими нововведениями (в основном, это касается законодательных инициатив), идеи которых витали в воздухе уже долгие годы и вдруг были реализованы именно сейчас, когда «негативный опыт кризиса показал…», когда необходимо скорейшими темпами создать условия для формирования МФЦ, когда стыдно перед мировым сообществом не быть членом ВТО.
Отдельно отметим тенденцию к униации, а именно – объединению разнообразных институтов в социальной и финансовой сферах. 2011 год дал нам множество примеров: помимо ФССН и ФСФР объединяются две главные биржевые площадки, РТС и ММВБ, государственный Сбербанк покупает «Тройку Диалог», ВТБ поглощает Банк Москвы, и в марте заговорили даже об объединении банковских профсоюзов. В середине марта Правительство внесло в Госдуму законопроект о консолидированном надзоре за банками.
Совершенно вписывается в этот тренд принятый Мосгордумой закон об Универсальной электронной карте. Он был принят 9 марта 2011 года, и согласно этому закону, в Москве вводится универсальная электронная карта, которая будет объединять в себе пенсионное приложение с доступом к услугам Пенсионного фонда, полис обязательного медицинского страхования, транспортное приложение, позволяющее оплачивать проезд в общественном транспорте.
Во-первых, новый закон устанавливает порядок выпуска, выдачи и обслуживания универсальных электронных карт в Москве. В основу новой карты был положен опыт использования социальной карты москвича. При этом новый вариант универсальных карт будет включать значительной больший объем предоставляемых возможностей.
Во-вторых, закон также закрепляет порядок проведения конкурса по отбору банков, которые будут обеспечивать подключение к электронным картам. Социальные карты москвичей, действующие сегодня, останутся в силе до тех пор, пока весь объем предоставляемых ею услуг не перейдет к универсальной электронной карте. До конца текущего года будет собрана информация для создания базы данных на основе данных более 12 млн. заявлений. В скором времени доступ к картам получат и те граждане, которые временно зарегистрированы в Москве.
В перспективе проект будет реализован по всей России к 2014 году, и УЭК будет совмещать в себе функции удостоверений личности разных видов, пропусков, проездных билетов и банковской карты.
Таким образом, если считать паспорт, страховой полис и другие документы, удостоверяющие личность, институтами, то есть комплексами общественных отношений, зафиксированными определенным образом, то УЭК – яркий пример объединения институтов.
Характерным можно назвать то, что униации подвержены не только институты, но и стоящие за этими институтами ресурсы. Свежий пример - с 16 марта 2011 года ВТБ24 предлагает уникальную программу для молодых семей «Ипотека + Материнский капитал». Средства материнского капитала принимаются банком в качестве первоначального взноса, что и отличает эту программу от других. Соответственно, государство выделяет населению деньги – материнский капитал – и тут же берет их в оборот.
Итак, в мире сохраняется угроза повторения кризиса (вспомним Японию). В свете этой угрозы международные институты совместными усилиями строят уравновешенную международную финансовую систему. Ряд мероприятий, предпринимаемых в РФ, также позиционируется как соответствующий международным стандартам и опыту. Система должна стать более удобной, инновационной, ориентированной на нужды населения. Однако в России мы наблюдаем униацию, объединение институтов – и при этом объединение ресурсов, что в ряде случаев прямо противоречит многим декларируемым постулатам.