01.03.2011 - 15.03.2011
Пассажирские перевозки
10 марта в Государственной думе состоялись парламентские слушания на тему «О первоочередных мерах по совершенствованию законодательства в сфере обеспечения транспортной безопасности». Слушания собрали большое количество выступающих. Открывал мероприятие первый заместитель председателя Думы О. Морозов. Свои доклады представили основные профильные комитеты Госдумы – по транспорту, по безопасности, по строительству и земельным отношения. От комитета по транспорту выступал первый заместитель председателя комитета В. Клименко. Представители министерства транспорта выступили дважды – вначале министр И. Левитин, а затем его заместитель, курирующий вопросы транспортной безопасности, А. Недосеков. Свою точку зрения на проблему представили руководители транспортных ассоциаций и союзов, в частности, президент союза транспортников В. Ефимов и руководитель Ассоциации судоходных компаний А. Клявин. «Подземку» представлял глава санкт-петербургского метрополитена В. Гарюгин, АСМАП – заместитель генерального директора ассоциации О. Старовойтов.
Особое внимание к проблеме обеспечения безопасности на транспорте приковано после теракта в московском аэропорту Домодедово 24 января, который унес 37 жизней. По данным следствия, террорист-смертник, находившийся в толпе встречающих, привел в действие начиненное металлическими поражающими элементами взрывное устройство.
Сквозной темой, звучавшей абсолютно во всех выступлениях, стали два вопроса. Во-первых, было озвучено, что должна быть создана система обеспечения безопасности на транспорте, которая должна предусматривать разумное и целесообразное распределение ответственности между различными органами власти. Во-вторых, участники констатировали, что нынешнее законодательство в сфере транспорта несовершенно, а, следовательно, необходима его доработка.
Председатель комитета Госдумы по транспорту С. Шишкарев выразил озабоченность отсутствием четкого разграничения функций различных ведомств, что усложняет установление виновной стороны в случае совершения террористического акта, снижает ответственность компетентных органов государственной власти и управления, обеспечивающих безопасность на отдельных видах транспорта, и приводит к излишнему расходованию бюджетных средств по причине дублирования функциональных обязанностей.
Эту озабоченность разделяют и в министерстве транспорта. В соответствии с вступившим в силу в 2007 году Федеральным законом «О транспортной безопасности» основная ответственность за безопасность в аэропортах, на вокзалах, в метро – в том числе и за то, чтобы на территорию этих объектов не проникали террористы – лежит на плечах самих транспортников. Контролирует процесс гражданское ведомство – Минтранс. По этому же закону силовые ведомства, которые занимаются охраной порядка и борьбой с терроризмом, ответственности за конечный результат не несут. Транспортники считают это неправильным, по факту, не будучи компетентным правоохранительным органом, Минтранс стал головным исполнителем в этой специфической работе.
Минтранс совместно с Министерством регионального развития пообещал разработать ряд нормативных документов, которые позволят превратить привокзальные площади, территорию рядом с аэропортами в зону безопасности и дадут возможность контролировать и наблюдать за территорией рядом с вокзалом или аэропортом. На данный момент площади рядом с транспортными объектами находятся в ведении муниципалитетов или других местных властей, на территории которых расположен этот транспортный пункт.
Со стороны РЖД прозвучало еще одно достаточно радикальное предложением по совершенствованию систем безопасности. Компания предлагает наделить перевозчика правом при отказе от прохода досмотра пассажиром прерывать с ним договор перевозки. Фактически речь идет о том, что если пассажир отказался от предоставления документов и багажа для досмотра, то, так же как и сейчас в авиации, человек не будет иметь права попасть на перрон и в поезд. Речь идет не только о дальнем следовании, но и о пригородном сообщении. Такая мера будет действенно влиять на факт борьбы с «зайцами».
Представители силовых структур - МВД и ФСБ предложили ввести обязательный досмотр пассажиров и их багажа на всех видах транспорта, а также осуществлять продажу билетов по документам, удостоверяющим личность. Кроме того, ФСБ выступает с предложением ввести административную ответственность за использование фальшивых документов во время перевозок, как для пассажиров, так и для самих перевозчиков. Также ведомство считает, что необходимо законодательно закрепить инициативу, согласно которой билеты на междугородние автобусные перевозки должны продаваться по документам, устанавливающим личность пассажира.
МВД, ФСБ и РЖД считают целесообразным наделить частные охранные предприятия полномочиями по проверке документов у пассажиров, которые заходят на вокзал и в вагоны поездов, а также правом досмотра вещей с изъятием незаконных предметов и веществ.
В любом случае на все меры необходимы финансы. ФСБ высказала озабоченность тем, что далеко не все транспортные предприятия смогут найти деньги на закупку эффективные технические средства обеспечения транспортной безопасности. Необходима господдержка, хотя бы в виде лизинга. Это предложение было отвергнуто участниками слушаний. Поэтому в течение апреля Минтранс намерен выйти в правительство с предложением совместно с РЖД увеличить объемы финансирования безопасности на железной дороге. Фактически расходы федерального бюджета могут возрасти с 3,992 миллиардов рублей до более чем 12 миллиардов рублей на 11-й, 12-й и 13-й годы. То есть Минтранс предлагает увеличить уже заложенную в программе по безопасности сумму на 9 миллиардов рублей. Рассматривается также вопрос об увеличении затрат из федерального бюджета и на другие виды транспорта.
Специалисты считают, что введение столь же строгих мер, как в аэропортах и на крупных вокзалах, на автостанциях и в пригородных поездах нереалистично и финансово нереализуемо и вряд ли до этого дойдет. Они прогнозируют появление на крупных железнодорожных вокзалах рамок и досмотра пассажиров появятся в течение ближайших 1-2 лет. Препятствия для терактов эти неудобные для пассажиров меры создадут, но полных гарантий не дадут, многое будет зависеть от квалификации персонала.
Морские перевозки
15 марта морской торговый порт Усть-Луга посетили заместители председателя правительства С. Иванов и И. Сечин. Целью их визита стало личное ознакомление с темпами строительства перевалочных мощностей и проведение рабочего совещания по вопросам дальнейшего развития порта. Вице-премьеров сопровождали министр энергетики С. Шматко, заместитель министра транспорта В. Олерский, вице-губернатор Ленинградской области Н. Пасяда, президент ОАО АК «Транснефть» Н. Токарев, председатель Совета директоров ОАО «Компания Усть-Луга» В. Израйлит, первый вице-президент ОАО «РЖД» В. Морозов, генеральный директор ФГУП «Росморпорт» И. Русу, руководитель ФГУ «Главгосэкспертиза России» С. Османов, член Военно-промышленной комиссии при правительстве А. Чоботов.
В первую очередь на совещании обсуждалось завершение строительства второй очереди Балтийской трубопроводной системы – первую линию этого проекта планируется запустить уже в конце 2011 года. Обсуждали также и потенциальных инвесторов, и развитие инфраструктуры порта. Усть-Луга представляет собой классический пример государственно-частного партнерства. В развитие порта вложено 90 млрд. рублей, из которых 65 млрд. руб. – средства частных инвесторов.
Строительство морского торгового порта Усть-Луга осуществляется в рамках федеральных целевых программ «Модернизация транспортной системы России (2005-2009 гг.)» и «Развитие транспортной системы России (2010-2015 гг.)» на принципах государственно-частного партнерства.
Схемой генерального плана развития порта Усть-Луга планируется строительство 20 перегрузочных комплексов грузооборотом 180 млн. тонн в год, нефтебазы «Усть-Луга» - конечной точки БТС-2 и складского логистического центра.
Один из крупнейших неоконченных проектов, связанных с портом – «Балтийская трубопроводная система-2» (БТС-2). С.Иванова пообещал, что первую очередь нефтепровода мощностью 30 млн. тонн в год запустят до конца этого года. Вторая очередь обеспечит уже перекачку 50 млн. тонн сырья в год. Для эффективной работы БТС-2 строители порта должны успеть к намеченному сроку завершить дноуглубительные работы с целью увеличить глубину фарватера до 17 метров, чтобы на терминал смогли заходить танкеры водоизмещением до 100 тыс. тонн. Вице-премьер высказал уверенность, что эти работы будет завершена к январю следующего года.
С.Иванов особо подчеркнул, что запуск БТС-2 позволит распределять подачу нефти по различным российским портам - БТС-1 уже доставляет нефть в Приморск. Нефтепровод станет серьезным вкладом в обеспечение транспортной независимости России от зарубежных портов. БТС-2, походящая по территории пяти российских регионов в обход Белоруссии от города Унеча в Брянской области до Усть-Луги, позволит обеспечить бесперебойность экспортных поставок российской нефти европейским потребителям и снизить транзитные риски при транспортировке сырья через Белоруссию и другие страны. БТС-2 также позволит повысить общую пропускную способность российской трубопроводной инфраструктуры и создаст дополнительные возможности для транспортировки экспортных объемов нефти стран СНГ (в частности - Казахстана).
Если терминал по перевалке сырой нефти только готовится к запуску, то терминал для нефтепродуктов уже с конца января работает в тестовом режиме – через него поставляется мазут Киришского НПЗ. Замминистра транспорта С. Олерский сообщил, что в следующем году мощность терминала достигнет 20 млн. тонн, а в 2013-м – 30 млн. т.
В декабре 2011 года в Усть-Луге ожидается и запуск терминала «Транснефти», который и станет «конечной точкой» для БТС-2 – уверенность в этом высказал на совещании вице-премьер И. Сечин.
Реализация еще нескольких проектов только обсуждается. С. Иванов назвал несколько компаний – потенциальных инвесторов, которые рассматривают возможность участия в строительстве порта. Среди них ОАО «СУЭК» (уголь) и «Российская зерновая компания». Соответственно, в Усть-Луге может появиться и зерновой терминал. Как отметил С.Иванов, многие крупные российские инвесторы стремятся создать свои терминалы в порту - в частности, он напомнил, что с момента его последнего визита в Усть-Лугу в порту появилась Объединенная металлургическая компания, «Еврохим» и «Сибур».
В итоге, на сегодняшний день, помимо упомянутого терминала наливных грузов для светлых и темных нефтепродуктов (а в будущем – и нефти из БТС-2), в Северном районе Усть-Луги действует комплекс перегрузки угля, комплекс перегрузки технической серы и универсальный перегрузочный комплекс. Строятся металлургический терминал, терминал по перевалке минеральных удобрений, терминал нефтепродуктов и бункеровки. Также на стадии строительства находится терминал по перевалке газового конденсата мощностью до 6 млн. тонн в год.
В Южном районе порта действуют автомобильно-железнодорожный паромный комплекс и многопрофильный комплекс «Юг-2». В составе последнего работает специализированный автомобильный терминал, способный принимать любые суда типов ro-ro и con-ro. В этой же части порта ведется строительство комплекса по перевалке сжиженного газа и светлых нефтепродуктов грузооборотом до 4 млн. тонн в год, а также контейнерного терминала мощностью 3 млн. TEU в год. В компании «Усть-Луга» заявляют, что контейнерный терминал будет крупнейшим не только в России, но и на Балтике в целом.
Создание в Усть-Луге логистического терминала находится в более отдаленной перспективе. Как сообщил гендиректор ОАО «Компания «Усть-Луга»« М. Широков, недавно завершился конкурс на выбор консультанта по проекту, и в ближайшее время будет объявлен конкурс на проектирование. Строительство терминала планируется вести очередями в течение нескольких лет. Точная сумма необходимых инвестиций пока неизвестна, но вложения составят не менее 10 млрд. рублей.
Особое внимание вице-премьер С. Иванов обратил на вопросы экологии. Он подчеркнул, что ведущие отечественные и зарубежные эксперты сходятся во мнении, что терминалы в Усть-Луге строятся по самым современным, в том числе и природоохранным технологиям.
Вице-премьер И. Сечин также отметил важность проекта и для Ленинградской области, и для всей страны. Он подчеркнул необходимость ускоренного развития на прилегающих к порту территориях дорожного комплекса, электроэнергетики, формирование акватории для крупнотоннажных судов.
Не обошли внимание участники совещания и вопросы безопасности. И.Сечин заявил, что вопросы противопожарной безопасности на нефтепродуктовом терминале ОАО «Роснефтьбункер» требуют усиленной проработки. В частности, говоря о начале эксплуатации нефтепродуктового терминала в тестовом режиме, он подверг критике систему противопожарной безопасности ОАО «Роснефтьбункер». Кроме того, он упомянул о необходимости усиления контрольно-пропускного режима на терминале и большего внимания вопросам обеспечения экологической безопасности. И.Сечин счел также неуместным название терминала «Роснефтьбункер» (терминал является структурой нефтетрейдера Gunvor), потребовав, чтобы руководство терминала обсудило правомерность использования названия с «Роснефтью».
И. Сечин выступил также с предложением создать группировку ледокольного флота для того, чтобы исключить проблемы с подходом и разгрузкой транспортных судов в портах Ленобласти, в том числе в Усть-Луге.
Еще одно новшество, которое появится в порту «Усть-Луга» - единый пропускной пункт, который позволит сэкономить средства федерального бюджета. Ход его строительства контролирует правительство.