16.02.2011 - 28.02.2011
Правительство РФ утвердило постановление «О совершенствовании государственного регулирования цен на газ». С этим прекращается госрегулирование с 2015 года цен на газ для промышленных потребителей. Период с 2011 по 2014 год будет являться переходным - в течение его предполагается внутренние цены на газ привести к уровню равной доходности с экспортными ценами. Контролировать этот переход будет Федеральная служба по тарифам (ФСТ). Следующим шагом в реформировании отечественного энергетического рынка станет ожидаемое постановление о недискриминационном доступе к газотранспортной системе (ГТС) «Газпрома». С его принятием госхолдинг может лишиться единоличного права на транспортировку по системе магистральных газопроводов и контроля над независимыми производителями газа. У него, правда, пока останется монопольное право на экспорт. Но и в этом вопросе в перспективе могут произойти изменения. Так, Белоруссия заявляет, что может договориться о поставках газа с НОВАТЭКом, если у частного производителя цена окажется более выгодной, чем у «Газпрома». Белоруссия имеет доступ к ГТС в рамках Таможенного союза, и покупать газ у НОВАТЭКа сможет уже сейчас. Однако эта ситуация создаст прецедент – за рубеж газ пойдет минуя контроль «Газпрома», что может стать ступенькой в изменении его положения монополиста.
Происходящие в последнее время волнения и народные протесты в различных странах арабского мира, Ближнего Востока и Северной Африки могут привести к дестабилизации энергетического рынка. Результатом политических конфликтов может стать повышение цен на нефть и газ, что вызовет напряжение всех участников международных торговых отношений (инвесторов энергетических проектов, поставщиков, потребителей сырьевых и топливных ресурсов и т.д.). В этой ситуации очень своевременными представляются проекты по диверсификации энергоносителей, в частности - строительство газопровода «Южный поток».
Российское Министерство энергетики и компания «Газпром» сделали Словакии предложение по созданию на её территории трех подземных газохранилищ (ПХГ). Такой проект обеспечит энергетическую безопасность самой Словакии и смежных с ней стран – потребителей топливных ресурсов. Республика является одним из основных торгово-экономических партнеров РФ в Центральной Европе. Словакия также находится в числе стран, поддерживающих российский проект «Южный поток», хотя не является его участником.
Проект комплексного освоения Штокмановского газоконденсатного месторождения в последнее время активизируется, но не всегда на пользу его реализации. Так, закончила работу экспертная группа, организованная по инициативе Всемирного фонда дикой природы (WWF) и сделала заключение, что проект нуждается в серьезной доработке с последующей повторной экологической экспертизой. А прошедшее в Териберке на общественных слушаниях обсуждение проектной документации береговой части проекта завершилось одобрением материалов, предоставленных компанией для рассмотрения. В ближайшее время Shtokman Development AG (оператор проекта) планирует провести тендеры на работы по морской части. Глава французской Total отметил дороговизну разработки этого сложного проекта. Также ранее руководство норвежской Statoil заметило, что реализация Штокмана может оказаться экономически не оправданной. И сейчас акционеры проекта начали переговоры с правительством РФ относительно предоставления для него особых льготных условий.
«Транснефть» собирается минимизировать расходы в рамках проекта строительства трансбалканского нефтепровода Бургас – Александруполис. Российские участники не выходят из проекта и не прекращают финансирование. Однако в сложившейся ситуация, когда долг Болгарии до сих пор не погашен и позиция её неопределенна, российской стороне нужно принять меры безопасности. Сейчас необходимо провести оценку воздействия на окружающую среду (ОВОС) по проекту и Болгария согласилась поддержать эти работы. Также была определена дата погашения долга (7,3 миллиона евро) - до 20 марта. Договоренности есть, но как они будут соблюдены - неизвестно. В случае отказа болгарской стороны от своих обещаний, Россия может перевести проект в «спящий режим».
«Роснефть» отказалась от строительства Приморского НПЗ – после нескольких лет борьбы за утверждение проекта. В то же время компания заявила о намерении начать строительство завода недалеко от порта Восточный, и уже готова приступить к финансированию проектно-изыскательских работ. Продукция завода в перспективе адресована Китаю и Японии. Вероятно, что компания возьмет в партнеры какую-нибудь китайскую компанию, например, CNPC (они вместе строят НПЗ в китайском Тяньзине). Также «Роснефть» выражает заинтересованность в расширении своего присутствия на шельфе Арктики и намерена привлекать для этого транснациональные компании. «Роснефтью» ведутся переговоры с «Total» и французская компания также выражает желание такого сотрудничества. Речь идет о разведке в российском секторе Баренцева моря, а также азиатского сектора российской Арктики. Разногласия, возникшие между ВР - новым партнером «Роснефти» по проекту освоения участков в Карском море, и ТНК-BP будет разрешать суд. А назначенное на 25 февраля заседание совета директоров ТНК-ВР, на котором должны были обсуждаться рекомендации менеджмента российско-британской компании относительно участия компании в сделке между ВР и «Роснефтью», не состоялось по причине из-за отсутствия кворума (члены совета директоров от ВР не прибыли на заседание).
Произошли кадровые изменения в управленческом аппарате ОАО «Корпорация Урал Промышленный – Урал Полярный». Новым директором назначен экс-заместитель уральского полпреда по экономике Александр Белецкий. Смена руководства происходит не в первый раз и свидетельствует о том, что проекту нужны дополнительные импульсы для благополучной реализации. Сейчас «УП-УП» выходит на новую, решающую ступень своего развития и требует серьезных инвестиционных вложений, а также внимания со стороны менеджмента. В то же время проект столкнулся с рядом серьезных проблем, под вопросом стоит даже его предназначение. Самым главным неопределенным вопросом является финансирование проекта. Этот пункт до сих пор не просчитан, регионы не справятся сами, у Москвы сейчас много более приоритетных задач (например, «Сколково», Олимпиада в Сочи и т.п.), а обращение к зарубежным инвесторам представляется бесперспективным в силу непродуманности проекта. Таким образом, смена руководства имеет целью вытянуть проект на иную ступень.