16.02.2011 - 28.02.2011
Железнодорожные пассажирские перевозки
Российские железные дороги и Федеральная служба по тарифам (ФСТ) предлагают включить расходы на закупку и обслуживание систем безопасности, которые будут установлены на вокзалах, в стоимость железнодорожных пассажирских билетов. Соответствующие предложения уже направлены в Минтранс. Решение по этому вопросу должно быть принято в марте-апреле.
Поручение Минтрансу и ФСТ совместно с РЖД представить предложения по включению расходов на безопасность в стоимость билета было дано 27 января на совещании у вице-премьера С. Иванова, состоявшемся сразу же после теракта в аэропорту Домодедово.
«Разнос», устроенный Д. Медведевым «силовикам» и руководству транспортных компаний после посещения 10 февраля Киевского вокзала Москвы, вылился в срочную установку на вокзалах Москвы и Санкт-Петербурга рамок металлодетекторов, закупку стационарных и ручных сканеров и других недешевых технических устройств. С увеличением количества техники возрастают расходы и на содержание сотрудников, которые должны обслуживать эту технику.
Обеспечение безопасности перевозок в соответствии с федеральным законом возложено на владельца инфраструктуры, однако в законе не прописаны источники финансирования этой деятельности. Источников может быть два - тарифы или субсидии. Согласно предложению РЖД затраты на безопасность должны быть включены в так называемую инфраструктурную составляющую тарифов билетов. Минтранс предлагает в 2011 и 2012 годах предусмотреть расходы на данные меры в федеральном бюджете, а с 2013 года получать средства на транспортную безопасность путем дополнительной индексации пассажирского железнодорожного тарифа. Если все расходы включить в тариф, то, исходя из расчетов Минтранса, тарифы вырастут на 1,5-2,0% к плановой индексации; если все расходы включить в субсидии, то они вырастут на 10-12%.
Отметим, что в российских аэропортах расходы на безопасность включены в стоимость билета. Но пассажирские железнодорожные перевозки отличаются от самолетных - практически нигде в мире (за исключением проектов высокоскоростного движения) они не являются прибыльным бизнесом, везде они дотируются.
Всего в России около 400 000 объектов железнодорожной инфраструктуры, на один объект повышенной уязвимости (вокзал) ориентировочно требуется 165 млн. руб. Точных расчетов, сколько необходимо потратить на усиление мер безопасности на железнодорожном транспорте, еще нет. Сумма станет известна после разделения всех объектов на четыре категории уязвимости. По оценкам экспертов Института проблем естественных монополий у РЖД более 5000 вокзалов, включая пригородное сообщение, крупнейших - около 30, и на их оснащение по первой категории надо почти 5 млрд. руб., что составляет 4% от выручки РЖД за перевозки дальнего следования в 2009 году.
Цена вопроса не слишком высока по сравнению с повышениями стоимости проезда прошлых лет. Напомним, в 2009 году тариф повысился на 12%, в 2010-м и 2011-м годах - на 10%, что сравняло цены авиаперевозчиков-дискаунтеров с ценами РЖД. Помимо этого, в связи с ситуацией, сложившейся после взрыва в Домодедове, российский железнодорожный монополист, согласно комплексной программе по обеспечению безопасности на транспорте, получит 846,8 млн. руб. До этого компании выделялись 2,57 млрд. руб., а также 1 млрд. руб. из-за подрыва «Невского экспресса» в ноябре 2009 года.
Инициатива РЖД вызывает массу нареканий в части справедливости такого распределения обязанностей государства и граждан.
Во-первых, эксперты отмечают, что принятие предложения Минтранса означает, что расходы на безопасность на вокзалах будут возложены в первую очередь на пассажиров плацкартных и общих вагонов, так как тарифы на проезд в них устанавливает государство. Подорожание не коснется билетов в купе и СВ.
Во-вторых, включать затраты на безопасность в тариф не совсем правильно, так как многие пассажиры не пользуются вокзалами, проходя на перрон сразу, минуя помещения вокзала.
В-третьих, временной фактор. Специалисты подчеркивают, что сроки введения дополнительных мер безопасности зависят от масштабов программы. Первый этап — быстрые меры по установке рамок, металлоискателей - потребует 2-3 месяца. Комплексная же программа по закрытию доступа к перронам, установке камер наблюдения, обучению персонала, организации контроля на подходах к вокзалам на 100-200 вокзалов займет два года. Таким образом, отдача от программы ожидается в недалеком, но будущем. А билеты могут подорожать уже очень скоро.
Еще один аспект программы вызывает беспокойство. Рамка представляет собой пластиковое основание с вмонтированными по периметру датчиками, реагирующими на металлические предметы. Если потенциальный террорист решится пронести, например, безоболочное взрывное устройство, велика вероятность того, что ему удастся осуществить задуманное – ведь рамки реагируют исключительно на металл. Получается что, полной гарантии, что через рамку не пронесут бомбу, по-прежнему никакой. К тому же рамки на входе и выходе из вокзала не решают транспортную проблему вообще - при наличии на ряде направлений электричек платформ без турникетов, активность РЖД по отъему средств у населения становится совсем уж необоснованной.
Немаловажен также и тот факт, что закупки систем безопасности будет проводить госмонополия, поэтому крайне вероятно, что стоимость этих систем будет завышена. Госмонполии крайне неохотно публикуют информацию о стоимости тендеров, так что, есть вероятность, что для россиян эти рамки обойдутся в несколько раз дороже, чем они обходятся для жителей тех стран, где железнодорожные компании либо приватизированы, либо существуют более прозрачные правила проведения тендеров.
Городские пассажирские перевозки
Ϸ февраля в Москве состоялось долгожданное событие, которого жители столицы ждали более 10 лет. На Северо-Западе Москвы торжественно открыли транспортно-пересадочного узла у станции метро «Планерная». Транспортно-пересадочный узел (ТПУ) «Планерная» является первым в российской столице предприятием подобного рода. Строительство узла было начато в 2004 году. Первоначально его открытие планировалось в 2004 году, однако сроки неоднократно переносились, в 2010 году узел также не был открыт. Строительство узла завершилось лишь в феврале 2011 года. На данный момент комплекс работает в тестовом режиме, ведется анализ пассажиропотоков, движения городского пассажирского транспорта и отладка инфраструктурных систем. Префектура Северо-Западного административного округа, на территории которого находится ПТУ, обещает, что в полом объеме транспортный узел сможет заработать через месяц.
Транспортно-пересадочный узел (ТПУ) является одним из перспективных способов улучшения транспортной ситуации в больших городах. Как правило, ТПУ создают в местах пересечения крупных транспортных потоков разных видов транспорта (железная дорога, междугородний автобус, метро, наземные виды городского транспорта) для оптимизации пересадки пассажиров.
Узел у «Планерной» представляет собой комплекс перехватывающих стоянок и других пересадочных объектов: ТПУ объединяет находящиеся в черте Москвы станции железной дороги, метрополитена, автобусных и троллейбусных маршрутов. В состав ТПУ должны войти транспортный терминал с платформой посадки пассажиров, залами ожидания, крытыми переходами от станции метро и железнодорожных платформ к жилым кварталам, а также технологические помещения для обеспечения работы общественного транспорта.
Общая площадь транспортно-пересадочного узла составляет 51 тысяч квадратных метров, из них 11 тысяч квадратных метров должно быть занято торговыми площадями. Рядом располагается паркинг на 600 машино-мест общей площадью 21 тысяча квадратных метров. Пропускная способность ТПУ - 15 тысяч пассажиров в час. Пассажиров из аэропорта Шереметьево, районов Куркино и Митино, города Химки развозят автобусы 14 маршрутов «Мосгортранса» и 8 - коммерческих перевозчиков. О приходе автобуса можно узнать без хлопот в любой точке здания комплекса: 8 информационных табло размещены на платформах, еще 15 - в помещениях ТПУ. Для городского транспорта, оснащенного системой ГЛОНАСС, информация на эти табло представляется с точностью до минуты. Хуже с автобусами коммерческих перевозчиков: они ГЛОНСС пока не оснащены, поэтому информация об их приходе размещается традиционно - в виде интервалов движения.
С появлением траспорно-пересадочного узла появляется реальная возможность для приезжающих в столицу из Подмосковья оставлять машину и в паркинге на «Планерной», располагающемся на третьем, четвертом и пятом этажах ТПУ. Паркинг теплый и комфортный. Простояв здесь даже целый день, владельцу авто не придется подолгу жечь впустую бензин, чтобы хоть чуть-чуть прогреть салон, прежде чем отправиться в дорогу. Популярность паркинга будет определяться в первую очередь стоимостью парковки. Ее планируется сделать не более 50 рублей за час. Но мэр столицы С. Собянин предложил более смелое решение - сделать парковку в течение десяти часов бесплатной. В этом случае можно будет надеяться, что те, кто приезжает в Москву, все-таки будут оставлять машины на «Планерной» и пересаживаться на общественный транспорт. Поскольку паркинг находится в совместной собственности города и инвестора, скорей всего вопрос решиться положительно – ведь обе стороны заинтересованы в том, чтобы договориться.
Учитывать взаимный интерес бизнеса и бюджета города московские власти собираются и при строительстве будущих транспортно-пересадочных узлов. В планах правительства Москвы построить на территории города еще 40 таких ТПУ, 21 из которых уже находятся в проработке, а документация на первые пять: в Ясенево, у станции метро «Пятницкая», «Новокосино», «Жулебино» и «Водный стадион» практически готова. Параллельно необходимо, по мнению мэра Москвы С. Собянина, строить такие транспортно-пересадочные узлы в Московской области, чтобы автобусы вообще оттуда не заходили в столицу. Но, чтобы пассажирам было удобно пересесть на общественный транспорт, ветки метро планируется продлить за МКАД. В частности, первый такой ТПУ предполагается построить в Котельниках, вместе со станцией подземки, чтобы перехватить транспортный поток на Волгоградском шоссе.