01.07.2010 - 15.07.2010
Железнодорожные перевозки
Московская железная дорога развернула плановые работы на путях сразу по нескольким направлениям. В связи с капремонтом пути многие электрички отменяются или укорачивают маршрут. Самое тяжелое положение сложилось на Горьковском направлении, включающем в себя одну из самых пассажиронапряженных линий «Москва-Петушки», которая обслуживает такие крупные города Подмосковья, как Реутов, Железнодорожный, Ногинск, Орехово-Зуево, Электросталь. С конца апреля из 270 ежедневных электропоездов, которые обычно курсировали на Горьковском направлении, 9 были отменены, а 36 изменили маршрут следования. Отмена, как утверждают в МЖД, коснулась в основном дневных электричек, не затрагивая утренние и вечерние «часы пик». В субботу и воскресенье «окон» практически нет, чтобы дачники могли спокойно проехать в обоих направлениях. Сильнее всего транспортная ситуация обострилась в начале июля, в это время в интернете появились видеоролики, демонстрирующие давку на платформах Горьковского направления и в электричках: пассажиры брали поезда штурмом, а некоторые граждане даже залезали на крышу поездов, чтобы добраться до пункта назначения.
Изменения в расписании коснулись кроме Горьковского также Савеловского (отменены 4 электрички) и Киевского (отменены 12 электропоездов) направлений. Однако ситуация там остается не такой напряженной.
Из-за участившихся жалоб пассажиров на отмену пригородных электричек руководство Московской железной дороги 7 июля приняло решение увеличить количество пригородных поездов на Горьковском направлении и сократить время ремонтных работ на путях. В предпиковое время были введены 12 дополнительных поездов. 12 июля МЖД вернула в расписание еще 11 поездов.
Большая часть пассажиров связывает разразившийся транспортный коллапс с подготовкой к запуску скоростного поезда «Сапсан» по маршруту Москва - Нижний Новгород. Однако на состоявшейся 8 июля в вип-зале Курского вокзала пресс-конференции начальник департамента пассажирских сообщений ОАО «Российские железные дороги» Г. Верховых заявил, что возникшая ситуация никак не связана с запланированным на 30 июля запуском «Сапсана», инфраструктура для движения которого полностью готова. Г.Верховых подчеркнул, что на Горьковском направлении «имеют место плановые путевые работы, от которых зависит безопасность пассажиров». Ремонтные работы ведутся и ночью, и днем, но проблемных участков много и объем работ большой, а надо справиться с ним за лето, поскольку в соответствии с технологией зимой вести ремонтные работы нельзя.
В безболезненный запуск «Сапсанов» до Нижнего Новгорода верится с трудом. Напомним, что подготовка путей к первой поездке экспресса по маршруту Москва — Петербург вызвала полуторасуточную остановку движения обычных поездов в марте 2009 года. А после начала эксплуатации «Сапсана» в Тверской области железнодорожники отменили несколько обычных электричек, которые позволяли жителям добраться до областного центра, Москвы, Торжка и Бологого. На некоторых платформах электрички перестали останавливаться. В других регионах электрички подолгу задерживали, чтобы пропустить экспресс. Неудобства вызвали протесты местных жителей и хулиганские выходки. В ситуацию вынужден был вмешаться губернатор Тверской области Д. Зеленин, после его обращения к руководству ОАО РЖД часть пригородных поездов вернули на линию.
Не исключено, что в ближайшее время проблемы могут возникнуть у пассажиров и другого направления железной дороги — Октябрьского. В минувший понедельник начальник департамента ОАО РЖД В. Ребец заявил, что с 15 июля «в графике движения будут выделяться окна на время до шести часов для проведения противоаварийных работ». Речь идет о ремонте путепровода на Ленинградском шоссе, который спровоцировал гигантскую пробку на трассе в конце июня. Впрочем, господин Ребец заверил, что никакие поезда отменены не будут, так как это могло бы «усугубить и так непростую транспортную ситуацию на этом направлении».
Пассажиры Выборгского направления Октябрьской железной дороги также каждое лето испытывают массу неудобств из-за отмены поездов. Этим летом причиной изменений в расписании электропоездов стал ремонт железнодорожной инфраструктуры, связанный с пуском на Финляндском направлении скоростных составов. Выборгское направление будет испытывать на себе высокоскоростное движение четырежды в день. В конце этого года поезда «Allegro» начнут курсировать между Петербургом и Хельсинки. Они заменят поезда «Сибелиус» и «Репин». Пассажиры опасаются, что высокоскоростные поезда и вовсе перекроят расписание исключительно в пользу тех трех сотен человек, что занимают места в семи элитных вагонах «Allegro», а не в пользу тысяч и тысяч обычных пассажиров.
Проблемы при одновременном движении скоростных и обычных поездов по одним и тем же путям неизбежны. В большинстве стран скоростной железнодорожный трафик организован по выделенным путям. Французские поезда TGV — наиболее известный из европейских проектов — используют отдельные колеи и часто останавливаются на специально построенных вокзалах (за исключением конечных станций в крупных городах). Накопленный с 1981 года опыт заставил убрать с путей TGV переезды и установить ограждения, предотвращающие доступ людей и животных. Это позволяет им развивать среднюю скорость 260-270 км/ч. По выделенным путям ездят японские и недавно запущенные китайские скоростные поезда.
Морские перевозки
Тотальная проверка Федеральной таможенной службой Балтийской таможни может парализовать работу Большого порта Санкт-Петербург. Балтийская таможня, входящая в Северо-Западное таможенное управление (СЗТУ), отвечает за растаможивание грузов, поступающих в Петербург морем. У нее семь постов, находящихся на территории петербургского порта и в Кронштадте.
30 июня комиссия центрального аппарата ФТС РФ начала работу на пунктах пропуска Балтийской таможни с целью проведения целевой инспекторской проверки деятельности таможни по вопросам соблюдения норм таможенного законодательства РФ при таможенном оформлении и таможенном контроле. По официальной информации Северо-Западного таможенного управления комиссия ФТС завершает работу 12 июля. Особый упор проверяющие делают на сравнении заявленной таможенной стоимости товаров с реальной. И, как показала практика, практически по каждому контейнеру комиссия требует от инспекторов Балтийской таможни скорректировать таможенную стоимость декларируемых грузов.
Поначалу ни сами таможенники, ни участники ВЭД не оценили серьезности ситуации: пресс-служба СЗТУ называла проверку «плановой», а рядовые таможенники сочли, что москвичи прибыли в Петербург для оказания методологической помощи коллегам в связи с переходом на работу по правилам Таможенного союза, а также в связи с увеличением грузопотока за счет участников внешнеэкономической деятельности, перешедших на Балтийскую таможню с Санкт-Петербургской. Напомним, что ФТС в апреле этого года закрыла два крупнейших поста этой таможни, Выборгский и Пискаревский, в результате чего не менее 30% всех ранее оформлявшихся в Петербурге грузов переехали на таможни Московского региона и на Балтийскую таможню.
Хотя проверка формально проходит на всей Балтийской таможне (она обеспечивает работу всего порта), однако особый упор делается на проверке крупнейшего контейнерного терминала ЗАО «Первый контейнерный терминал». Ревизоры потребовали допустить их ко всем стадиям документального таможенного контроля, а равно и к досмотрам, обязав инспекторов согласовывать с членами комиссии чуть ли не каждую ГТД и запретив петербургским таможенникам самостоятельно принимать решения по таможенной стоимости. По сути, каждый контейнер проходит двойную проверку. Сначала его проверяют сами сотрудники таможенного поста, у которых за спинами стоят проверяющие, а потом члены комиссии. Причем контейнеры не только проверяют по два раза, но и полностью досматривают с полной выгрузкой, после чего товар лежит какое-то время на открытом воздухе, затем его вновь затаривают. Фактический объем работ вырос (и значительно), однако количественно (в обработанных штуках) - остается тем же. Впрочем, к рефконтейнерам со скоропортящимися товарами (продуктами питания) относятся более бережно - их оформляют все-таки несколько быстрее, опасаясь вполне естественного гнева владельцев груза. Для проведения ручного досмотра ревизоры потребовали предоставить дополнительных докеров. Использовать для ускорения работы широко разрекламированные рентгеновские досмотровые комплексы, которыми таможенники обзавелись несколько лет назад, комиссия не соглашается.
Объем и темп выпуска и досмотра товаров упал и вряд ли достигнет темпа поступления грузов на терминал, который исчерпает свои возможности по размещению прибывающих контейнеров примерно за десять дней. Поданные и не выпущенные в 10-ти дневный срок декларации Балтийская таможня предполагает аннулировать с пометкой «отказ в выпуске», после чего декларация может быть подана повторно.
Мощностей «Первого контейнерного терминала» до окончания работы столичных контролеров может не хватить. Такая же ситуация сложилась на всех крупных контейнерных терминалах петербургского порта, грузооборот за первую половину июля может снизиться вдвое. На 12 июля на складах контейнерных терминалов в порту Петербурга скопилось до 15 тыс. контейнеров, что на 70% больше обычного уровня загрузки. После проверки терминалу придется неделю-две вывозить эти грузы, прежде чем работа войдет в обычный режим. В эти дни логистические компании ожидают роста цен на услуги автоперевозчиков из-за ажиотажа.
Участники внешнеэкономической деятельности называют ситуацию в порту коллапсом и обращаются в суд. По словам председателя совета директоров «Русского логистического провайдера» Р. Кисса, его компания уже подала один иск о возмещении убытков и готовит еще несколько. Рефрижераторы, даже подключенные к электроэнергии, не могут работать в полную мощность на 40-градусной жаре при общей перегрузке терминала. Так что необходимая для хранения температура минус 18 не соблюдается.
При этом бытует мнение, что все происходящее в конечном итоге приведет к переориентации товаропотока в центральные регионы страны. Фактически возникшая ситуация может привести к пределу рынка в пользу возвращения на доперестроечные позиции, когда основной товаропоток шел через иностранные балтийские порты, при этом оформлялись грузы не в Петербурге, через который морским путем проходит более 40 процентов всего импорта, а в Брянске, Белгороде или Пскове, что, вне всякого сомнения, приведет к удорожанию стоимости товаров за счет серьезной корректировки логистических схем. По мнению ряда экспертов, ФТС создает мощную таможенную структуру внутри страны вокруг столицы, в частности, усиливая Московскую областную таможню.
Пока ФТС самоутверждается в концепции переноса оформления грузов к границам и привыкает к новым правилам Таможенного союза, участники внешнеэкономической деятельности теряют деньги. Подсчитать минимальные убытки компаний, попавших в ловушку на Балтийской таможне, несложно. Так, простой небольшого теплохода на рейде обходится в 2500 тысячи евро в сутки, а крупнотоннажного судна - на порядок больше. День хранения контейнера уже на терминале обходится примерно в 50 долларов. Таким образом, суммарный ущерб в сутки за находящиеся в настоящий момент на территории ПКТ 11 тысяч контейнеров - 550 тысяч долларов. За 12 дней - 6 миллионов 600 тысяч. Математика такая весьма грубая, однако, стоит учесть, что всеми правдами и неправдами контейнеры остаются на проверке не положенные по новым союзным правилам 2 суток, а зачастую более недели. При этом велика вероятность порчи товара, а соответственно, и увеличения убытков. Так, «пропавший» контейнер с рыбой можно оценить, по словам экспертов, в 60-80 тысяч долларов. Но выясняется, что товар не пригоден для реализации уже только после выпуска груза, непосредственно на базе у получателя. К этому моменту все таможенные пошлины - более 30 тысяч долларов - уже ушли в доход государства.
12 июля истек официальный срок ведомственной проверки Балтийской таможни. ФТС тем временем не торопится подводить итоги проверки. Более того, после окончания официальных сроков проверки появилась неофициальная информация о ее продлении до 20 или 23 июля. В пресс-службе Северо-Западного таможенного управления приказа пока не видели.