English
Русский
Suomi
Deutsch
01.06.2010 - 15.06.2010  
Liikennealan asiantuntija
01.06.2010 - 15.06.2010

Автотранспортные пассажирские перевозки

Транспортный конкурс для малого бизнеса близок к провалу

Выбор транспортных компаний, которые обеспечат пассажирские перевозки в Санкт-Петербурге с 2011 по 2015 год, сопровождает ряд событий: судебные иски, проверка ФАС, признание конкурса по большей части лотов несостоявшимся.
Напомним, конкурс на право пассажирских перевозок в 2011-2015 годах был объявлен комитетом по транспорту 30 апреля. 17 июня состоялось вскрытие конвертов с заявкам. Подведение итогов конкурса состоится до 26 июля. В соответствии с условиями конкурса с городских улиц через полгода исчезнут маршрутные «Газели». Их должны заменить низкопольные автобусы большой вместимости (не менее 23 пассажиров) не старше 7 лет и соответствующие экологическому стандарту не ниже Евро-2 (а в идеале Евро-3). В то же время, Смольный может в любой момент разорвать контракт с не устраивающим его перевозчиком. Например, если последний слишком часто попадает в ДТП.
В конкурсной документации прописано шесть обязанностей комитета по транспорту перед перевозчиками и 80 имущественных обязательств перевозчиков перед комитетом. Каждое из таких условий справедливо, но требует серьезных капиталовложений со стороны бизнеса. При этом объем финансирования перевозок со стороны Смольного ни в одном документе конкурсного пакета не определен. Банки в первую очередь требуют от перевозчиков показатели рентабельности работы транспорта, который они хотят получить в лизинг. А рассчитать ее, не зная объемы финансирования из бюджета, невозможно.
4 июня ООО «Автобусная компания БИ», ООО Автотранспортное предприятие-031» и ИП Муравейский М. В., некрупные лицензированные перевозчики отправили в Санкт-Петербургское управление Федеральной антимонопольной службы (УФАС) и Федеральную антимонопольную службу России (ФАС) обращения, в которых представители малого бизнеса просят дать разъяснения по поводу действий комитета по транспорту, составившего конкурсную документацию, не соответствующую, по мнению компаний, антимонопольному законодательству. Перевозчики обращают внимание антимонопольных органов на ряд пунктов конкурсной документации. Во-первых, потенциальные участники недовольны требованием комитета к претендентам по фиксации числа автобусов на конкретных лотах, в том числе и по типу вместимости. По мнению перевозчиков, это положение противоречит приказу Министерства транспорта от 8.01.1997 N2, по которому владельцы автобусов могут выбирать тип и марку машин в зависимости от вида перевозок с учетом дорожных и погодно-климатических условий, устанавливать графики выпуска автобусов на линию с учетом изменения пассажиропотоков по дням недели и часам суток.
Также перевозчиков не устраивает «дополнительный, но не предусмотренный законодательством» критерий — требование, чтобы автобусы были выпущены не раньше 1 января 2007 года. Установление данного критерия выходит за полномочия заказчика конкурса, он не влияет на безопасность дорожного движения, так как не учитывает фактического пробега и технического состояния, установленного законом срока полезного использования.
Перевозчиков не устраивает и то, что маршрутная сеть ГУП «Пассажиравтотранс», которая досталась перевозчику без конкурса и без выполнения требования по году выпуска автобусов, не была выставлена на текущем конкурсе.
Кроме того, перевозчики обращают внимание на то, что антимонопольная служба ранее неоднократно указывала на то, что укрупнение лотов с включением в них нескольких маршрутов приводит к ограничению конкуренции. В текущей документации в состав одного лота включены маршруты, технологически и функционально не связанные между собой, в то время как связанные по этим признакам маршруты отнесены к разным лотам.
9 июня в комитете по транспорту состоялось совещание совместно с представителями 25 компаний-перевозчиков, планирующих принять участие в конкурсе на право организации пассажирских перевозок в 2011-2015 году, на котором обсуждался механизм возмещения затрат компаний за перевозку пассажиров и багажа по регулируемому правительством Санкт-Петербурга тарифу. Перевозчикам был разъяснен порядок и механизм возмещения затрат либо недополученных доходов. При формировании заявки на субсидию из бюджета города комитет по транспорту будет определять ее величину, как разницу между предполагаемыми расходами и доходами перевозчиков на маршрутах с регулируемым тарифом («социальных» маршрутах) на 1 км транспортной работы с учетом объема выполняемой транспортной работы. Причем существуют нормативы КЭРППиТ, на основе которых перевозчики могут произвести расчеты компенсации своих расходов.
17 июня в городском комитете по транспорту вскрыли конверты с заявками на право перевозок наземным пассажирским маршрутным транспортом. В конкурсе на право быть официальным перевозчиком пассажиров в Петербурге участвуют 19 компаний. Из 138 лотов, выставленных на конкурс, заявки были поданы лишь на 39. Всего из 686 социальных маршрутов перевозчиков заинтересовали только 164, то есть 24%.
Компании-участники конкурса: ООО «Ярославская транспортная компания», ЗАО «Такси-2», ООО «Петербургский транспорт», ООО «Автотранс», ООО «Автотранспортное предприятие № 031», ООО «Шпунт Северо-Запад», ООО «Герр Питер Авто Тур», ОАО «АТП № 31», ООО «Автолайн», ООО «Автотранспортное предприятие АТП № 1», ООО «Гудлак-Компани», ООО «Пальмира», ООО «Барс», ООО «АТП Барс №2», ООО «Макс», ООО «Фрост», ООО «Санкт-Петербургская Транспортная компания», ООО «Оникс», ООО «Пятый парк». Из всех участников лишь двое имеют действующие договоры с комитетом по транспорту на перевозку пассажиров — это ЗАО «Такси-2» и ООО «Барс», остальные компании-претенденты незнакомы игрокам рынка. Откуда эти неизвестные компании взяли современный подвижной состав, да еще в таком количестве и такого качества, как требует конкурс, остается загадкой. Одна из версий – компании учреждены уже известными перевозчиками, с целью оптимизации налогообложения.
В конкурсе не стал участвовать ни один из представителей «большой тройки» («Питеравто», «Третий парк» и ПТК) перевозчиков, которые в настоящее время имеют контракт с комитетом по транспорту. Главная причина неучастия в конкурсе крупных перевозчиков заключается в полной неясности экономических условий для победителей.
Глава комитета по транспорту А. Кадыров оценивает нежелание крупных перевозчиков участвовать в конкурсе как «открытый саботаж, публичную демонстрацию желания диктовать свои условия городской администрации». Комитет уже объявил о намерении объявить новый конкурс на оставшиеся без претендентов 99 из 138 лотов с автобусными маршрутами и наращивать потенциал ГУПа «Пассажиравтотранс». Если до 1 января 2011 года администрация не сможет на конкурсных условиях определить перевозчика на лоты, на которые никто не будет претендовать, договор будет заключен без конкурса с тем перевозчиком, который будет соответствовать требованиям комитета. Обслуживать маршрут такой перевозчик будет до проведения нового конкурса, который, как сообщают в пресс-службе комитета, может быть проведен в любой момент. Эксперты не исключают, что в итоги все маршруты (или большинство) могут достаться ГУП «Пассажиравтотранс». Напомним, что 103 городских маршрута комитет по транспорту на конкурс так и не выставил - они будут обслуживаться исключительно «Пассажиравтотрансом».
Недовольство перевозчиков документацией конкурса на заключение договоров на перевозку пассажиров на социальных и коммерческих маршрутах в 2011-2015 годах перешло в юридическую плоскость: производственный кооператив «Корма-Раф» направил исковые заявления в арбитражный суд, оспаривая разработанную комитетом по транспорту документацию и распоряжение комитета по транспорту правительства Санкт-Петербурга от 26.02.2010 N 112-р «О порядке организации и проведения конкурсов на право осуществления пассажирских перевозок по маршрутам регулярных перевозок», по которому проводится сам конкурс.
Арбитражный суд отказал «Корма-Рафу» в обеспечении иска: приостановить размещение заказа комитета на открытом конкурсе, приостановить действие конкурсной документации, запретить специальной комиссии подводить итоги конкурса, а комитету — подписывать договоры с победителями до вынесения данного судебного решения. Судебное рассмотрение должно состояться 9 сентября, а, следовательно, его результаты станут известны уже после того, как будут подписаны договоры с победителями конкурса.
Разногласия перевозчиков с комитетом по транспорту решались 24 июня вице-губернатором Ю. Молчановом, проводившим совместное совещание с представителями основных городских перевозчиков, таких как ООО «Питеравто», ОАО «Третий парк» и ЗАО «ПТК», и председателем комитета по транспорту А. Кадыровым.
В ответ на сложившуюся ситуацию перевозчики сформулировали ряд предложений для правительства города, которые могли бы все разрешить: в первую очередь, город должен определить объем субсидий на 2011 год, которые будут получать перевозчики за работу на городских маршрутах.
Во-вторых, перевозчики не согласны с тем, что, по условиям конкурса за новую технику, которую компания только должна закупить, начисляется больше баллов, чем за реально существующий подвижной состав.
И, в-третьих, по условиям конкурса, к заявке не допускаются автобусы большой вместимости старше пяти лет и средней вместимости старше трех лет. Перевозчики считают, что возраст автобуса должен определяться допустимым сроком его эксплуатации.
Во время беседы представители комитета по транспорту обозначили, что готовы пойти на компромисс с перевозчиками, чтобы не усугублять ситуацию. Однако у бизнеса сложилось впечатление, что на деле эти уступки так и не будут реализованы, поскольку вносить изменения в конкурсную документацию комитет уже не может.
Но главную интригу предстоящему конкурсу придал протест прокурора города С. Зайцева, вынесенный на рассмотрение ЗакСа. Зайцев потребовал изменить статью 2.1 петербургского закона «О наземном пассажирском маршрутном транспорте общего пользования в СПб», согласно которой стоимость билетов на коммерческих перевозках назначают сами перевозчики. Г-н Зайцев нашел в этом противоречие древнему, но все еще действующему федеральному закону от марта 1995 года «О мерах по упорядочению государственного регулирования тарифов (цен)», по которому тарифы на перевозку пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта должны регулировать органы исполнительной власти субъектов РФ. ЗакС рассмотрел этот протест и признал его обоснованным. Таким образом, над перевозчиками нависла еще одна реальная угроза – в обозримом будущем в Петербурге будет введен единый тариф на перевозки, исчезнет разница между социальными и коммерческими маршрутами. Правда, никакой экономической подоплеки под этим нет – чтоб появился единый тариф, нужно либо поднять тарифы на социальных перевозках и несколько снизить на коммерческих, так чтобы эта средняя цена на билеты окупала перевозки сама собой, либо сильно увеличить субсидии из городского бюджета. Первое городским властям невыгодно, т.к. сильно уронит их в глазах общественности, а второе – нереально.

Железнодорожные перевозки

Высокоскоростное движение и безопасность

4 июня 2010 года заместитель министра транспорта Андрей Недосеков принял участие в инспекционном объезде железнодорожной магистрали Москва-Санкт-Петербург, по итогам которого в администрации Тверской области состоялось совещание. В инспекционном объезде и в работе совещания приняли участие представители Ространснадзора, Росжелдора, Росавтодора, ОАО «РЖД», администраций Санкт-Петербурга, Тверской, Московской, Новгородской, Ленинградской областей. С учетом состоявшегося объезда на совещании под председательством А. Недосекова и губернатора Тверской области Д. Зеленина были рассмотрены вопросы строительства и реконструкции автодорожных путепроводов и пешеходных переходов на линии Москва-Санкт-Петербург, а также пути решения по снятию социальной напряженности, возникшей в связи с пуском скоростного поезда «Сапсан».
Главный поток машин через Октябрьскую железную дорогу приходится на 7 переездов, которые решено в ближайшие годы сделать двухуровневыми, чтобы машины не зависели от расписания поездов. Стоимость их строительства без учета выкупа земли у населения составляет 4 миллиарда рублей. Так как все эти переезды находятся на местных дорогах, то и делить между собой затраты на строительство развязок будут региональные власти и железнодорожники. Хотя и федеральный бюджет в рамках обеспечения транспортной безопасности сможет взять на себя часть нагрузки по обустройству наиболее важных переездов. Софинансирование строительства всех путепроводных развязок на маршруте следования высокоскоростных поездов «Сапсан» может быть обеспечено в рамках разрабатываемой по указу президента РФ программы комплексной системы обеспечения безопасности населения на транспорте.
Более того, двухуровневые развязки станут обязательным требованием при организации высокоскоростного движения. Они войдут в разрабатываемый технический регламент по высокоскоростному железнодорожному движению, который будет утвержден в правительстве уже этим летом. Основной упор в этом документе сделан на требования к безопасности функционирования железной дороги. На основе этого документа будут разработаны национальные стандарты и свод правил для скоростного движения. Важность этого документа понятна, поскольку 30 июня планируется открытие высокоскоростного сообщения в направлении Москва – Нижний Новгород, а в конце года - по маршруту Санкт-Петербург - Хельсинки.
Требования коснутся и пешеходных путепроводов. В небольших деревнях предполагается сделать настил через железную дорогу и поставить светофоры со звуковым сигналом, а в крупных населенных пунктах планируется делать пешеходные переходы, и скорее всего предпочтение будет отдано подземным переходам, а не пешеходным мостам над рельсами, которые, по мнению специалистов, себя не оправдывают.
Все путепроводы и развязки на Октябрьской железной дороге будут обследованы в ближайшие два месяца, и после этого планируется принять решение об их передаче с баланса РЖД местным властям.
Возмущение жителей Тверской области многочасовыми ожиданиями на переездах и сбоем в работе электричек из-за высокоскоростного движения между двумя столицами вызывает рост социальной напряженности из-за пуска «Сапсанов». А это, в свою очередь, приводит к увеличению случаев вандализма по отношению к поезду «Сапсан». С начала движения «Сапсанов» было зафиксировано около 40 случаев совершения противоправных действий в их отношении.
Эта немаловажная в жизни РЖД проблема стала одной из главных тем совещания по вопросам организации пригородных перевозок и развития высокоскоростного сообщения, состоявшегося 9 июня. Из федерального бюджета на оснащение Октябрьской магистрали техническими средствами физической защиты был выделен 1 млрд. рублей. В настоящее время для предотвращения противоправных действий РЖД уже усилило охрану маршрута Москва - Санкт-Петербург, выставив на круглосуточное патрулирование более 90 сотрудников частных охранных предприятий. Для них построено 5 опорных пунктов охраны и 2 совмещенных с ними ситуационных центра для отслеживания ситуации на железнодорожном полотне в режиме online. Получив «тревожный сигнал» технической системы, патрули выдвигаются на место инцидента для предотвращения или пресечения противоправных действий.
В планах компании построить еще 12 опорных пунктов охраны и 1 совмещенный с ними ситуационный центр, оснастить магистраль видеокамерами и тепловизорами ночного видения для непрерывного контроля железнодорожного полотна. Сигналы устройств технических систем охраны будут выведены на пункт управления по обеспечению транспортной безопасности высокоскоростного сообщения при едином диспетчерском центре управления в Санкт-Петербурге.