English
Русский
Suomi
Deutsch
01.04.2010 - 15.04.2010  
Liikennealan asiantuntija
01.04.2010 - 15.04.2010

Авиационные перевозки

Масштабная акция протеста авиадиспетчеров

Для российской гражданской авиации протестные акции уже само по себе беспрецедентное событие - они запрещены Воздушным кодексом РФ.
Акции протеста авиадиспетчеров начались 24 марта, когда диспетчеры Ростовского районного диспетчерского центра филиала «Аэронавигация Юга» ФГУП «Госкорпорация по организации воздушного движения (ОрВД)» начали акцию протеста в виде «неухода с работы». Смена, которая заканчивала дежурство, не уходила домой, а оставалась в стенах предприятия. Там она пребывала, пока не отработает другая смена. Затем ее сменяли те, у кого закончились рабочие часы. Такая форма протеста выбрана потому, что по законодательству авиадиспетчерам запрещены забастовки.
Причиной выступления стали споры авиадиспетчеров с работодателем о новом коллективном договоре и недопущение к участию в переговорах председателя ростовской организации Федерального профсоюза авиадиспетчеров России (ФПАД) Ю. Батагова. Предлагаемый коллективный договор существенно снижает уровень социальных гарантий авиадиспетчеров. А одно из положений проекта и вовсе гласит, что в работодатель имеет право в случае «неблагоприятной» финансовой ситуации в одностороннем порядке приостанавливать действие любого пункта коллективного договора.
25 апреля в Ростов прибыл гендиректор ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» В. Горбенко для встречи с коллективом авиадиспетчеров, но не нашел «взаимопонимания». Руководитель предприятия настаивал на принятии предложенного им проекта коллективного договора, поясняя, что авиадиспетчеры 10 из 15 филиалов госкорпорации уже подписали коллективные договоры, вступающие в силу с 1 апреля 2010 года, а именно это участники встречи посчитали неприемлемым.
27 марта авиадиспетчеров Ростова-на-Дону решили поддержать их коллеги из Краснодара и Волгограда, затем – из Минеральных Вод, Нальчика, Ставрополя, Оренбурга, Уфы, Пензы, Сургута, Москвы и ряда других российских городов.
30 марта в Москве состоялась конференция Федеральный профсоюз авиадиспетчеров (ФПАД), на которой было решено потребовать отставки генерального директора ФГУП «Госкорпорация по организации воздушного движения» В. Горбенко поскольку хозяйственная деятельность госкорпорации не отвечает требованиям работников и зачастую противоречит их интересам., а также выдвинуто также требование подписания единого коллективного договора в масштабах корпорации в соответствии с предыдущими соглашениями и на основе ныне действующего коллективного договора. Кроме того, были приняты решения о проведении пикетов и о приостановлении с 31 марта акции протеста до 6 апреля с тем, чтобы дать время правительству и Минтрансу выполнить заявленные требования.
30 марта у зданий Росавиации и Министерства транспорта в Москве около 170 активистов федерального профсоюза авиадиспетчеров организовали пикеты с требованием отставки руководства госкорпорации. Участниками пикета было принято обращение к председателю правительства В.Путину, министру транспорта И.Левитину, подписали его более 100 участников этого пикета.
Поскольку руководство ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» отказалось выполнить требования профсоюза, то 9 апреля в Ростове-на-Дону началась бессрочная акция протеста авиадиспетчеров в виде ограничения приема пищи, при этом прекращения деятельности по обеспечению безопасности воздушного движения не произошло. Акция проходит в нерабочее время на нейтральной территории. Таким образом, событие нельзя квалифицировать ни как забастовку, ни как голодовку. Проверка оперативно вмешавшейся в ситуацию Южной транспортной прокуратуры нарушений требований исполнения законодательства авиационной безопасности и безопасности полетов не выявила, те диспетчеры, которые должны находиться на рабочих местах, исправно выполняют свои обязанности. Данное обстоятельство дало представителям госкорпорации основание заявить о том, что никакой акции протеста нет.
Протест быстро приобрел всероссийский масштаб. 11 апреля в акции ограничения приема пищи участвовали авиадиспетчеры аэропортов Нальчика, Ставрополя, Нижневартовска, Сургута, Когалыма, Иркутска, Екатеринбурга, Набережных Челнов, Бугульмы, Ханты-Мансийска, Краснодара, Волгограда. К вечеру 14 апреля, по сообщениям Федерального профсоюза авиационных диспетчеров России, к акции присоединились авиадиспетчеры и работники радиотехнического обеспечения полетов 32 городов, в том числе Березова (Ханты-Мансийский авт. округ), Бугульмы (Татарстан), Волгограда, Вологды, Екатеринбурга, Иркутска, Когалыма, Колпашева (Томская область), Краснодара, Магадана (Якутия), Махачкалы, Минеральных Вод, Мурманска, Набережных Челнов, Надыма, Нальчика, Нерюнгри, Нижневартовска, Новокузнецка, Новосибирска, Олекмы (Якутия), Омска, Оренбурга, Пензы, Перми, Самары, Санкт-Петербурга, Ставрополя, Сургута, Сыктывкара, Тарко-Сале (Ямало-Ненецкий авт. округ), Томска, Тюмени, Уфы, Ханты-Мансийска, Якутска.
Первое время участники акции не ели только в нерабочее время, затем условия акции протеста ужесточились, и диспетчеры отказались от еды во время работы. Авиадиспетчеры в обязательном порядке проходят медицинский контроль, когда заступают на смену. Таким образом, продолжительная голодовка может привести к ухудшению здоровья диспетчеров и недопуску их на рабочие места.
13 апреля «Госкорпорация по ОрВД» опубликовала заявление, что распространенные в СМИ сообщения о голодовках не соответствуют действительности и являются «болезненной реакцией потерявшего авторитет» президента профсоюза диспетчеров С. Ковалева. Социальная обстановка и трудовой ритм в коллективах аэронавигационного комплекса стабильные и никаких угроз для прекращения обслуживания воздушного движения нет.
Информация об акции авиадиспетчеров поднимает вопрос о возможности и вероятности нарастания забастовочного движения в России. Социологи отмечают, что представители таких консолидированных групп как диспетчеры более склонны к организованным акциям протестов. Однако, мониторинг протестной активности за 2008–2009 годы показывают, что количество конфликтов, в которых участвовали и выступали организующим началом профсоюзы, постепенно увеличивается.

Грузовые автотранспортные перевозки

В России могут начать взимать плату за проезд по дорогам большегрузных автомашин

В конце марта на итоговой коллегии Министерства транспорта, обсуждавшей в том числе конкуренцию между различными видами транспорта, вице-премьер С. Иванов высказался о целесообразности взимания платы со всех перевозчиков, как российских, так и зарубежных, за проезд большегрузных автомобилей по российским дорогам.
1 апреля на Всероссийском совещании Федеральной службы по тарифам России подобную инициативу высказал и глава РЖД В. Якунин, призвав уровнять условия функционирования железнодорожного и автомобильного транспорта. По мнению Якунина, бесплатность автодорог ставит их в неравные конкурентные условия по сравнению с железными дорогами.
14 апреля на конференции «Инновации и технологическая модернизация: меняющийся ландшафт российской экономики» в рамках Недели российского бизнеса, организованной РСПП, вице-премьер С. Иванов еще раз остановился на вопросе введения сбора с грузоперевозчиков весом более 12 тонн за пользование автомобильными дорогами. Вице-премьер напомнил, что клиенты железных дорог и авиации платят в оплату услуг железнодорожного и авиационного транспорта инфраструктурную составляющую - в железнодорожных тарифах содержится плата на ремонт железных дорог, а в авиационных - аэронавигационный сбор за пролет по небу. И только для пользователей автомобильного транспорта такой платы нет.
Иванов отметил также, что в начале прошлого года началось взимание платы за проезд автомобильных фур из ЕС, которые доставляют импортные товары в Россию, но эти автоперевозчики платят не только за проезд по российским дорогам, но и за проезд по дорогам Европы. Российские автоперевозчики также платят за пользование автодорогами в Европе, но не платят в России. Россия не может не прислушаться к требованиям Европейского союза, настаивающего на выравнивании условий конкуренции и на том, что дорожный сбор необходимо брать со всех перевозчиков. Сроков введения дорожного налога С.Иванов не назвал, отметив, что предварительно должна быть разработана система администрирования этих сборов.
Государство из-за особенностей географии России несет большую нагрузку по строительству и модернизации дорожной сети, и новый источник доходов призван помочь строить и содержать автомобильные дороги, финансирование которых в период кризиса значительно уменьшилось. Таким образом, к существующему транспортному налогу, который как раз должен тратиться на ремонт дорог (его размер каждый субъект федерации устанавливает самостоятельно), может добавиться еще один сбор.
Большинство экспертов считают, что введение нового налога никакой прибыли экономике это не принесет. Двойная налоговая нагрузка для отечественных автоперевозчиков не только ударит по карману потребителей, но и может привести к разорению значительной части автоперевозчиков. Кроме того, возможное введение платы за проезд для российских перевозчиков можно считать своеобразной попыткой обойти запрет на повышение базовой ставки транспортного налога, введенный по инициативе Президента в ноябре прошлого года. Любое дополнительное налогообложение, если оно получается не очень обоснованным и его уровень достаточно высок, дестимулирует деловую активность. А в условиях, когда налоговая нагрузка и так достаточно высока, это приведет к тому, что динамика развития транспортной отрасли будет снижаться, что в конечном счете приведет к замедлению выхода из кризиса.
Экономисты отмечают, что Россия может оказаться на грани очередного витка инфляции, поскольку сейчас в стране автомобильным транспортом перевозится самое большое количество грузов. Ни железная дорога, ни авиасообщение не позволяет пока что перевозить товар в таком объеме. Дополнительные сборы с водителей грузовиков автоматически повлекут за собой повышение цен на абсолютно все товары и услуги в сфере перевозок.
Сомнение вызывает и то, что собранные средства будут использованы по назначению, то есть на ремонт дорожного полотна. Нельзя сказать, что появление транспортного налога положительно подействовало на улучшение качества дорог. Деньги, которые направляются на ремонт, расходуются нецелевым образом, а сам ремонт проводится некачественно, поскольку используются на самые лучшие технологии. Самое главное, что строительство очень дорогое из-за высокой коррупционной составляющей.
Участники рынка автоперевозок предупреждают, что введение дорожного налога на фоне неустойчивого экономического положения введение налога может иметь эффект разорвавшейся бомбы и повлечь за собой массовые забастовки автомобилистов по всей стране.
В настоящее время дорожный налог для грузовиков уже действует в ряде европейских стран, например в Германии, Голландии, Чехии. Также система дорожного налога введена в Литве и в ближайшее время должна заработать в Латвии и Эстонии.