English
Русский
Suomi
Deutsch
01.04.2010 - 15.04.2010  
Tietoliikenteen asiantuntija
01.04.2010 - 15.04.2010


Телеком, медиа и СМИ – в одном флаконе

Конвергенция – одно из приоритетных направлений развития телекоммуникационной отрасли последние несколько десятков лет. Специалисты различают два направления конвергенции – вертикальная интеграция (отражается в портфолио продуктов компании, когда объединяются фиксированная и мобильная связь, интернет и телевидение) и горизонтальная (маркетинг продуктов, каналы, по которым продукция продается и обслуживается).

Конвергенция (от латинского convergo – «сближаю») - процесс сближения, схождения (в различных смыслах), компромисса, стабилизации. Применительно к телекоммуникациям, это процесс сближения продуктов или технологий. У пользователей есть потребность в конвергентных услугах, и со временем она становится все более настоятельной. Как результат, могут появиться новые устройства, услуги, сервисы, предоставляющие либо новые возможности, либо более выгодные условия использования. В общем понимании, это услуги связи, оказываемые на базе и мобильных и фиксированных сетей доступа. Обычно конвергентные услуги обозначают как FMC (Fixed to Mobile Convergence). Это термин в настоящее время употребляется при описании процессов объединения фиксированной и мобильной связи с применением различных технологий. Часто под конвергенцией потребителем понимаются очень разные вещи — от единого счета за все услуги до собственно конвергентных продуктов. Есть и политический аспект объединения фиксированной и мобильной связи отделов (доход, сотрудников, цели).

Исторически начало эпохи FMC можно отнести к появлению мобильной связи и Интернета. В 90-х годах прошлого века стационарные и мобильные операторы - это независимые компании. Даже, если компания предлагала на рынке оба продукта, они продавались и обслуживались самостоятельно. С появлением Интернета операторы фиксированной связи начали продвижение интернет-услуг. Первым шагом к конвергенции стало появление пакетных услуг Triple Play. Это слияние в одном пакете фиксированной телефонии, мобильной телефонии и интернет-услуг, которые продавались и обслуживались совместно. Следующим шагом стало объединение кабельного или спутникового телевидения и услуг телекоммуникационных операторов.
В настоящее время практически не осталось компаний, работающих только на узкоспециализированном рынке. Компании стремятся объединить услуги фиксированных, мобильных и IP провайдеров, контент и медиа-услуги, оборудование и т.д. Контент-провайдеры последовательно ищет новые каналы дистрибуции. Происходит слияние телекоммуникаций, обработки данных и визуализации технологий. Это объединение привело к вступлению рынка связи в новую эпоху, в которой передача голоса, данных и изображения объединяются для оказания услуг к потребителю.

Можно выделить несколько ключевых особенностей конвергенции.

Ориентированность на клиента.

Это концепция, согласно которой поставщики услуг должны вращаться вокруг потребителей, а не наоборот. Телекоммуникационные компании и медиа-компании становится оболочкой услуг для удовлетворения желаний клиентов. При этом конечной целью для оператора становится объединение в одной компании возможностей удовлетворения потребностей всех своих клиентов, создание большого операторского портфеля услуг. Это нашло свое отражение в стремлении оператора стать «единой точкой платы» за большой портфель услуг.

Взаимодействие.

Централизованная модель бизнеса, снижение накладных расходов и затрат, совместный маркетинг, перекрестные продаж, а также консолидации технологии делают конвергенцию очень привлекательной для операторов в условиях растущей конкуренции на рынке. Конвергенция создает добавочные прибыли за счет снижения издержек и повышения эффективности деятельности компаний.

Ценность бренда.

Абонентская база компании может быть лояльна и к новым продуктам целиком из-за доверия к хорошо известному бренду.

С появлением конвергенции возникают проблемы с классификации некоторых телекоммуникационных услуг. Границы между передачей данных и передачей голоса размываются. Регулирующие органы сталкиваются с задачей, как наилучшим образом классифицировать и лицензировать пересекающиеся сегменты телекоммуникационного сектора.
Для того, чтобы один оператор мог оказывать конвергентные услуги, у него должна быть готова база для данного рода деятельности. Во-первых, существует проблема совмещения различных технических платформ в единое решение. Исторически в нашей стране технологии развивались стремительно. Сегодня существует множество разных услуг, но объединить их сложно, а порой и вовсе нельзя — технические платформы «не понимают» друг друга. Дело осложняется несовместимостью оборудования разных производителей. Решение этой проблемы связывают с переходом к IMS (IP Multimedia Subsystem). Также можно отметить работы в направлении FMS (fixed mobile substitution), предложение услуг мобильного широкополосного доступа с параметрами, не уступающими предложению операторов фиксированной связи. Пару лет назад мобильные операторы ввели новое поколение услуг, названное Домашняя зона (проект FMS — fixed-mobile substitution). По сути, предлагается замена фиксированному домашнему телефону Удобство в том, что вместо двух телефонов — мобильного и фиксированного — абонент может обойтись одним. Кроме того, есть возможность через 3G выйти на рынок широкополосного доступа в интернет.
В любом случае, для начала FMC-деятельности у оператора должен быть готов пакет лицензий на оба вида деятельности и имелась техническая возможность ее осуществления. До недавнего времени сети фиксированной связи и мобильной связи в России и за рубежом, в большинстве случаев, принадлежали различным хозяевам. В итоге, некоторые операторы мобильной связи занимаются собственным строительством сетей фиксированной связи или их приобретением. В настоящее время фиксированные сети связи построили практически все крупные сотовые операторы. При это надо отметить, что протяженность их сетей в ряде случаев уже больше, чем у традиционных операторов фиксированной связи. В следующей таблице приведены данные по состоянию на декабрь 2009 года (Журнал «Стандарт», №12, 2009 год).



Таблица 1
Оператор Протяжённость сети (тыс.км.) Технология Примечание
Ростелеком 150 DWDM, SDH, IP  
Синтерра 75,5 -  
Вымпелком 70 DWDM, SDH, IP Включая междугородную сеть 10 тыс.км., местную опорную сеть 20 тыс.км. и распределительную сеть 40 тыс.км.
ТрансТелеКом 55 DWDM, SDH, IP/MPLS  
МТС 34,5 DWDM, SDH С учётом сети ЕвроТел = 19,5 тыс.км.
Старт Телеком 13,7 -  
МегаФон 12 DWDM, SDH, IP  
Раском 7 -  
Orange Business Services 6 -  
РетнНет 4 DWDM, IP  

«Большая сотовая тройка» уделяет строительству магистральных сетей повышенное внимание и привлекает для этого значительные инвестиции. Кроме того, руководство «ВымпелКома» и МТС заявляют о своем интересе к покупке фиксированных операторов. Два года назад «ВымпелКом» купил оператора фиксированной связи Golden Telecom, сразу превратившись в крупного универсального оператора связи мирового масштаба. В настоящее время оператор работает над созданием конвергентного биллинга. Можно также отметить резко усилившуюся активность компании МТС на рынке M&A сделок. В конце прошлого года МТС за $110 млн приобрело 100% акционерного капитала оператора магистральной связи ОАО «Евротел». В октябре 2009 года МТС значительно увеличила протяженность своих магистральных сетей, купив контрольный пакет акций «Комстар – ОТС».

Доля рынка «Комстар-Регионы» среди других местных операторов (по данным компании)

Сейчас МТС намерена создать единую биллинговую систему, которая будет контролировать выставление счетов абонентам двух операторов. В апреле 2010 года МТС отправила в Федеральную антимонопольную службу заявку на приобретение 100% акций оператора «Мультирегион», оператора платного ТВ широкополосного доступа в Интернет. И наконец, несколько дней назад МТС выиграла тендер на обеспечение услугами мобильной связи холдинга «ЭР-Телеком». Можно предположить, что это первый шаг сближения сотового оператора с потенциально интересным активом.
На рисунке отмечены районы присутствия фиксированных сетей, принадлежащих МТС в настоящее время, и, возможно, будущих двух приобретений.





Единственный из участников «большой тройки» - компания «МегаФон» - пока не купил фиксированного оператора, а пока занимается строительством собственной магистральной сети. Процесс слияния «МегаФона» и «Синтерры» пока остается на стадии неопределенности. Хотя по формальному параметру присутствия в регионах России данная сделка могла бы резко повысить статус обеих операторов и привести к созданию еще одного универсального оператора федерального масштаба. На рисунке приведена магистральная сеть оператора «Синтерра» (по данным компании).



Конвергенция услуг совершила революцию в отрасли связи, привела к инвестициям в миллиарды долларов в сети и развитию передовых технологий. Конвергенция предлагает огромные возможности для бизнеса, позволяя операторам максимально удовлетворять потребности клиентов, предлагая персонализированные услуги связи. В итоге компании имеют возможность увеличения и сохранения своей клиентской базы. Внедрение конвергенции стимулирует получение дополнительных прибылей, внедрение нового поколения продуктов и услуг.
Fixed-Mobile Convergence набирает силу и на мировом рынка телекоммуникаций Фокус смещается с технологий доступа к приложениям и услугам, конвергенции фиксированной и мобильной (FMC) связи. Появляются эффективные стратегии для использования возможностей, предоставляемых FMC. Проникновение беспроводной локальной сети и их интеграция с широкополосной связью и услугами, связанными с развитием «голоса поверх данных», как ожидается, повысит эффективность FMC. Реализация IP Multimedia Subsystem (IMS), которая позволяет использовать единую платформу приложений, скорее всего, поможет в сокращении эксплуатационных и капитальных затрат. Повышение конкуренции на рынке будет стимулировать разработку новых приложений и услуг за счет снижения потребности в инвестициях, стимулирует развитие различных технологий, особенно «голос поверх IP (VoIP)», WLAN, появление телефонов, работающих в двойном режиме, а также увеличение скорости связи. Развертывание IMS также может помочь сломать барьеры между фиксированными и мобильными сетями.