English
Русский
Suomi
Deutsch
01.03.2010 - 15.03.2010  
Liikennealan asiantuntija
01.03.2010 - 15.03.2010



Железнодорожная статистика и кризис


Грузовые перевозки
Согласно информации ОАО «Российские железные дороги», в 2009 году погрузка на всей сети железных дорог России снизилась на 15% - до 1,108 млрд. тонн. В течение года ситуация с падением объемов несколько стабилизировалась – январский спад в перевозках на 33% к лету уменьшился до 12-15%, а в конце года произошел рост - на 5,5% в ноябре и на 11,4% в декабре. Правда, этот рост объясняется эффектом низкой базы в конце 2008 года, когда экономический кризис в России уже привел к резкому падению железнодорожных перевозок.
Погрузка на железных дорогах РФ в январе 2010 года составила 87,6 млн. тонн, что на 17,2% больше, чем в январе 2009 года. В феврале 2010 года погрузка на железных дорогах РФ составила 88,4 млн. тонн, что на 11% больше, чем в январе 2009 года. Всего за январь-февраль 2010 года погрузка составила 176 млн. тонн, что на 14% выше, чем за такой же период предыдущего года. Тем не менее, погрузка в 2010 году все равно оказалась на 20% ниже, чем в январе-феврале 2008 года. По мнению большинства экспертов, выйти на докризисный уровень по грузовым перевозкам ОАО РЖД сможет лишь в 2011 году. Объем погрузки на железный дорогах РФ по месяцам в 2008-2010 годах представлен на Диаграмме 1.

Диаграмма 1

По данным ОАО РЖД

Пассажирские перевозки
Согласно информации ОАО «Российские железные дороги», в 2009 объем отправок пассажиров составил 1,133 млрд. человек, что на 12,5% меньше чем в 2008 году. В пассажирских перевозках кризис проявился несколько позже, чем в грузовых. Так в январе 2009 года спад пассажирских перевозок еще не превышал 4,5%, но уже в феврале он составил 10,9% и к концу весны достиг 14,3%. Стабилизировать падение перевозок не удалось, несмотря на применение гибкой системы скидок для пассажиров в период массовых отпусков. Обычно в это время монополия повышала стоимость билетов. Это позволило удержать темп спада перевозок с июня по сентябрь в пределах 12-13%. Но осенью падение усилилось, стабилизации, как в грузовых перевозках не произошло. Объем перевозки пассажиров по железным дорогам РФ по месяцам в 2008 - 2010 годах показан на Диаграмме 2.

Диаграмма 2

По данным ОАО РЖД

Падение пассажирских перевозок объясняется рядом факторов, как объективных (падение платежеспособности населения), так и субъективных (снижение объемов движения в пригородных перевозках, неконкурентоспособные цены на билеты). Если при перевозках грузов часто не существует альтернативы железнодорожным перевозкам, то в пассажирских перевозках конкуренция выше.

Если в статистике грузовых железнодорожных перевозках появляются положительные моменты, то в пассажирских перевозках ситуация только ухудшается. В январе 2010 года по российским железным дорогам было перевезено 67,6 млн. пассажиров, что на 22,4% меньше показателей января прошедшего. В феврале 2010 года ОАО РЖД перевезли 64,5 млн. пассажиров, что на 22,7% меньше, чем за аналогичный период 2009 года.

Существующая ситуация полностью отражает отношение руководства ОАО РЖД к пассажирским перевозкам, которые по сравнению с грузовыми перевозками рассматриваются как «второстепенные», так как не приносят компании прибыли. По мнению экспертов, спад во многом вызван неграмотной политикой руководства железных дорог по повышению стоимости билетов и уменьшению количества поездов. Провальным оказался даже январь, когда за счет роста перевозок в праздники показывали высокие результаты.

На фоне таких негативных результатов, руководство ОАО РЖД пытается найти хоть какие-то положительные моменты. Так в одном из пресс-релизов компании заявлено, что «в январе-феврале 2010 года падение общесетевого пассажиропотока в дальнем следовании замедлилось по сравнению с уровнем 2009 года». Падение пассажиропотока в дальнем сообщении в январе-феврале 2010 года (-6,4%) меньше, чем за весь 2009 год (-11,8%). Тем не менее, это падение, а не рост. Самое главное, что перевозки в дальнем сообщении составляют лишь 10-12% всех пассажирских перевозок по железным дорогам. Основная же составляющая – пригородные пассажирские перевозки, которые показывают намного более плохие результаты – падение глубже и продолжает расти. В январе-феврале 2010 года было перевезено в пассажирском сообщении 124,2 млн. человек (-27,2%), в том числе в дальнем следовании – 14,2 млн. пассажиров (-6,3%), в пригородном сообщении – 110 млн. пассажиров (-29,2%).