01.12.2009 - 15.12.2009
Две используем, об остальных - помним.
За последние несколько лет сотовая связь превратилась в услугу общего потребления. Среднестатистический абонент скорее съэкономит на еде, чем лишит себя возможности общаться с там, кем хочет и столько, сколько хочет. Сотовые операторы постепенно приучили абонента к невозможности существования без сотового телефона. Существуют специальные психологические исследования, которые делают однозначный вывод, что в большинстве случаев отсутствие под рукой телефона (забыл дома, потерял и т.д.) вызывает у человека сильный стресс. Проникновение сотовой связи в России уже несколько лет назад достигло своего практического максимума и будет увеличиваться разве что благодаря естественному приросту населения. Итак, что дальше?
Какой стратегии должны придерживаться сотовые операторы, чтобы, с одной стороны, не потерять абонентов, а с другой - поддерживать стабильный уровень доходов, который постоянно требуют от них акционеры? Давно испытанный способ - расширение клиентской базы. Этой цели служат, в первую очередь, ценовые и тарифные войны, которые ведут сотовые операторы. Довольно много материала в СМИ посвящено этой теме, в частности, снижению тарифов на мобильный Интернет.
Другой способ привлечения абонента – различные маркетинговые и пиар-акции. Брендированные стойки сотовых операторов давно уже привычны глазу петербуржца. И слыша крики зазывал «Мегафон»! Присоединяйтесь к «МегаФону»!» невольно приходит на ум «пирожки, кому горячие пирожки»…SIM-карты часто берутся просто «на всякий случай». По городу ездит желто-черно-полосатый автобус, в котором промоутеры «Билайна» предлагают всем желающим попробовать возможность Интернета, предлагаемого компанией. SIM-карты сотовых операторов продают в поездах дальнего следования, в сетевых продовольственных магазинах, в отделениях банков, на вокзалах… С одной стороны, это хорошо, т.к. делает связь общедоступной услугой. С другой стороны при такой стратегии реализации товара, у потребителя постепенно теряется ощущение его действительной рыночной стоимости. Человек покупает комплект за 150 рублей, говорит на 160, «теряет» SIM-карту и покупает следующую. В итоге, в проигрыше остаются и абоненты, и операторы. Оператор получает убыток в виде недоплаченных разговоров, расходов на обслуживание и выпуск карты и т.д. По оценкам самих операторов «большой тройки» каждый год клиенты недоплачивают им порядка $20-22 млн. У абонента копятся SIM-карты, которые в большинстве случаев условно активны. Идеальным выходом в данном случае для абонента было бы введение услуги «единого номера». Но это будет еще не скоро. Сотовые операторы в данное время против введения такой услуги. Статистика использования SIM-карт удручающая. По словам С. Солдатенкова (генерального директора компании «МегаФон») за 9 месяцев 2009 года вся «большая тройка» (МТС, «Билайн», «МегаФон») продала 62 млн SIM–карт. Из них в сети на сегодняшний день осталось 9 млн. При этом мало кто из абонентов задумывается, что происходит с их счетом, находящимся на такой, мимоходом полученной карте.
В последнюю неделю Интернет-сообщество было сильно взбудоражено сообщением, что в тарифных планах компании МТС внизу мелким шрифтом указано, что в случае неактивности абонента в течение 150 дней он будет переведен на другой тариф, абонентская плата в котором составляет 10 тыс. руб. в месяц. Смысл данной приписки не очень понятен. Единственно разумный вариант – испугом заставить абонента пользоваться услугами оператора. Т.к. трудно предствить себе адекватного человека, забывшего про SIM-карту, на которой осталось более 10 тыс. рублей. После поднятого шума компания выпустила специальное сообщение, пояснив, что нововведение вступает в силу с 14 декабря и касается только московского региона. При этом абонентская плата на данном тарифе будет снижена до 3,5 рублей в день. В МТС уверяли, что из-за перехода на новый тариф абонент не окажется в долгу перед оператором: сразу по окончанию средств на его счете обслуживание прекратится. Короче говоря – «много шума из ничего». Но данное событие заставляет вспомнить абонента о серьезности с юридической точки зрения отношений «оператор-абонент».
Надо отметить, что МТС не одинока в своем желании стимулировать неразговорчивого абонента. Примерно так же действуют и другие операторы «большой тройки». «МегаФон», например, отключает неактивные карты через три месяца неиспользования и вопрос с долгом решается в зависимости от тарифного плана абонента (с абонентской платой или - без).
В итоге, у абонента, поддавшегося на очередную промо-акцию сотового оператора, получившего очередную SIM-карту и неосторожно о ней забывшего, есть две вероятные возможности развития дальнейших событий – потерять невыговоренные по карте деньги (лучший вариант) или обнаружить себя в списке должников оператора. При этом хочется напомнить, что в настоящее время долги с абонентов взымают, в основном, не сами операторы. Вся «большая тройка» и большинство более мелких сотовых операторов используют для данной цели услуги коллекторских агенств. Конечно, сама сумма долга на счете абонента вряд ли будет очень большой. Но финансовый исход дела зависит от договора оператора с абонентом. В том случае, если в договоре абонента и оператора шла речь о том, что третье лицо, которому переуступается долг, имеет право устанавливать свои штрафные санкции, и на маленькие суммы коллекторы могут накрутить процент.
В итоге хочется подчеркнуть, что, покупая SIM-карту оператора (или получая ее бесплатно), потенциальный абонент тем самым вступает в договорные отношения с ним. Условия договора нужно изучить, ненужные отношения – своевременно официально разорвать, обезопасив себя от перехода в категорию «должников».