16.09.2009 - 30.09.2009
Банк России 30 сентября 2009 года снизил ставку рефинансирования на 0,5 процентного пункта — до 10% годовых. Это наименьший уровень ставки рефинансирования за всю историю. Также с 30 сентября снижаются и другие процентные ставки по операциям Банка России — на 0,25-0,75 процентных пункта.
В прошлый раз Банк России снизил ставку рефинансирования на 0,25% с 15 сентября текущего года — до 10,50% с 10,75%. Таким образом, нынешнее снижение ставки является седьмым — с 13% в начале года.
Указанное решение принято советом директоров Банка России на основе анализа показателей денежно-кредитной сферы и обусловлено необходимостью дополнительного стимулирования экономической активности.
За две декады сентября 2009 года потребительские цены в России остались на прежнем уровне, что соответствует накопленной с начала текущего года инфляции в размере 8,1% по сравнению с 10,2% за аналогичный период 2008 года. За истекший период текущего месяца инфляция продолжала снижаться и в годовом выражении: на 21 сентября ее уровень составил 11,0% (в августе — 11,6%). Ввиду того, что факторы, связанные с ограничениями со стороны внутреннего спроса и рублевой денежной массы, продолжат оказывать позитивное влияние на динамику потребительских цен, а также в силу существенного ослабления девальвационных ожиданий, Банк России продолжает оценивать тенденцию по снижению темпов инфляции как устойчивую в условиях отсутствия фундаментальных причин, которые могли бы способствовать ускорению роста цен в оставшиеся месяцы 2009 года по сравнению с их динамикой в 2008 году.
В ЦБ отмечают, что хотя принятые Банком России решения по снижению ставки рефинансирования привели к уменьшению процентных ставок межбанковского рынка, процентные ставки по кредитам реальному сектору экономики остаются относительно высокими. Индекс промышленного производства в августе снизился по отношению к июлю 2009 года. Совокупный кредит экономике в сентябре текущего года практически не изменился. Таким образом, процентная политика Банка России направлена на формирование позитивных тенденций в экономике и, прежде всего, в области кредитной активности банковского сектора.
Дальнейшие шаги Банка России по снижению процентных ставок будут определяться необходимостью создания условий для расширения кредитования и стимулирования экономического роста с учетом развития инфляционных тенденций.
Решение ЦБ снизить процентные ставки никак не повлияло на ситуацию на валютном рынке, где рубль продолжал укрепляться.
Банк России опубликовал данные по банковской системе за август. Активы кредитных организаций за месяц выросли: увеличились вложения в долговые бумаги, а также выдача кредитов на межбанке.
Однако объемы кредитования населения и юрлиц практически не изменились, в то время как просроченная задолженность продолжала расти. Позитивным фактором стал рост средств клиентов на счетах в банках.
Согласно обзору ЦБ, за август активы банков увеличились до 28,332 трлн руб., продолжив рост, который составил 1,8%, в то время как собственные средства сократились на 0,5%, до 4,195 трлн руб. Рост активов в августе, в частности, объясняется увеличением вложений банков в ценные бумаги на 7,44%, до 3,402 трлн руб., в основном за счет инвестиций в долговые обязательства, которые достигли 2,62 трлн руб. (рост на 6,4% по сравнению с июлем).
Вырос и объем выданных кредитов — на 171,5 млрд руб., однако кредитование замедлилось по сравнению с июлем, когда объем кредитов вырос на 338,4 млрд руб. Рост объема кредитования в августе произошел в основном за счет увеличения средств, размещенных банками у своих коллег (208,7 млрд руб.). Кредиты юрлицам выросли за август всего на 5,2 млрд руб., до 12,81 трлн руб. При этом средства организаций, размещенные в банках, росли в августе более высокими темпами, чем месяцем ранее, и, увеличившись на 133,5 млрд руб., достигли 3,676 трлн руб. Кредитование же банками физлиц продолжало сокращаться, хотя и незначительно.
Несмотря на то что объем кредитования в августе практически не изменился, просроченная задолженность физических и юридических лиц выросла на 6,7%, до 929,7 млрд руб., что сопровождалось в августе ростом резервов на возможные потери на 6,1%, до 1,554 трлн руб.
Количество убыточных банков за месяц выросло на 16 и достигло 196. За август российские банки показали убыток в размере 18,774 млрд руб., в результате чего к 1 сентября их прибыль составила 12,552 млрд руб. Это оказало давление на капитал и привело к сокращению собственных средств.
Очевидно, что в результате нынешнего банковского кризиса пострадал ряд крупных банков. И операции по их спасению накладывают определенный отпечаток на общую картину. Достаточно сказать, что у 30 крупнейших российских банков по сумме чистых активов падение этого показателя составило почти 900 млрд руб. И более 400 млрд руб. из этих 900 млрд приходится на два банка — Сбербанк и Газпромбанк. Более чем по 50 млрд руб. потеряли активы входящих в десятку крупнейших Альфа-банка, Райффайзенбанка и Юникредит банка. Всего же из 30 крупнейших российских банков активы снизились у 23 кредитных организаций, то есть у подавляющего большинства.
Понятно, что ситуация в банковской сфере является лишь отражением общей ситуации в экономике страны. И если на протяжении пяти первых месяцев 2009 года ВВП страны неуклонно падал, причем падение доходило до 10% в месяц, а небольшой рост, выражающийся в десятых долях процентов, был отмечен только в июне, рано или поздно это должно было сказаться и на банковской системе. Официальный прогноз по падению ВВП на этот год находится на уровне 6-8%. И ситуация в банковском секторе только иллюстрирует общую картину.
Также впервые за долгие годы снизился объем кредитов, выданных крупнейшими российскими банками. Падение этого показателя превысило 550 млрд руб. И более половины этого снижения приходится на 30 крупнейших банков. Здесь нет, как в случае с активами, ярко выраженных лидеров, тем не менее из 30 банков объем выданных кредитов упал у 22 кредитных организаций. Интересно, что у Сбербанка падение активов более чем на 200 млрд руб. превышает уменьшение объема выданных кредитов. А у ВТБ, наоборот, снижение объема выданных кредитов более чем вдвое превосходит общее падение активов.
Надо отметить, что в отличие от кредитов в целом объем выданных потребительских кредитов снижается весь 2009 год. И единственным банком из 30 крупнейших, который показал рост выданных потребкредитов, оказался Россельхозбанк.
Падение цен на недвижимость привело к удешевлению залога по ипотеке, кроме того, из-за массовых увольнений и сокращения зарплат резко упала платежеспособность населения. Как это ни странно, во втором квартале 2009 года стала постепенно нормализовываться ситуация с просроченными кредитами. Если на протяжении первого квартала этого года и последнего квартала прошлого объем просроченных кредитов в банках рос неизменно более чем на 50%, то во втором квартале 2009-го рост этого показателя составил немногим более 25%.
Если не брать в расчет просрочку, то наибольший рост во втором квартале 2009 года показали вложения банков в ценные бумаги. И это неудивительно, ведь банкам необходимо зарабатывать, а при столь плачевной ситуации с кредитованием фондовый рынок является одной из немногих возможностей отработать проценты по привлеченным средствам. Тем более что и рынок во втором квартале в основном рос. Так, индекс РТС за этот период вырос с 680 до 980 пунктов, по дороге пробив отметку 1150 пунктов. Индекс ММВБ тоже во втором квартале вырос с 830 до 970, причем по ходу вплотную приблизился к отметке 1150 пунктов.
Обязательства банков также снизились более чем на 1 трлн руб. Хотя основные инструменты привлечения средств, такие как остатки на депозитах физлиц, расчетных счетах и средства бюджета и внебюджетных фондов, выросли. Наибольший рост показали бюджетные счета, выросшие практически вдвое. Да и в абсолютном выражении средства на бюджетных счетах выросли на треть больше, чем вклады, и почти вдвое больше, чем остатки на расчетных счетах.
Всего у 200 крупнейших банков вклады выросли лишь на 250 млрд руб. Причем почти 150 млрд руб. этого роста приходится на Сбербанк. А в целом объем депозитов физлиц, привлеченных 30 крупнейшими банками, составил почти 230 млрд руб.
Что же касается расчетных счетов, во втором квартале 2009 года этот показатель стал лучшим за год — с 1 июля 2008 года. В третьем квартале прошлого года остатки на расчетных счетах в крупнейших российских банках упали почти на столько же, на сколько выросли во втором квартале этого года. Да и в первом квартале 2009-го отмечалось хоть и небольшое, но снижение средств на расчетных счетах в банках.
Таким образом, нынешний рост остатков на расчетных счетах вряд ли возможно считать началом восходящей тенденции, ведь этот показатель, пожалуй, острее, чем остальные, реагирует на изменения в экономике. К тому же прибавку 170 млрд руб. на расчетных счетах юрлиц только с большой натяжкой можно назвать ростом, при том что общий объем остатков на расчетных счетах превышает 4 трлн руб. и составляет почти пятую часть всех обязательств российских банков. Из этих 170 млрд руб. более 160 млрд руб. приходится на 30 крупнейших российских банков. А из этих 160 млрд руб. более 130 млрд руб. приходится на банк ВТБ. В то время как у Сбербанка и Газпромбанка прирост средств на расчетных счетах не дотянул и до 30 млрд руб. У остальных банков рост остатков на расчетных счетах во втором квартале оказался еще ниже. А 13 банков из первой тридцатки и вовсе продемонстрировали снижение этого показателя. Так что очевидно: в нынешней ситуации скорее состояние банковской системы зависит от экономики страны, чем наоборот.
Комитет по финансовым рынкам Госдумы одобрил законопроект, согласно которому до конца 2010 года к банкам с неудовлетворительными оценками по нормативам капитала, активов, ликвидности и доходности не будет применяться запрет на привлечение вкладов.
Такие послабления позволят банкам формировать резервы на возможные потери по ссудам в соответствии с реальным качеством кредитов. Ряд банков из Топ-30 — ВТБ, Газпромбанк, "Уралсиб", "Абсолют банк" — уже изменили параметры отчетности в ожидании послаблений, что привело к существенному росту резервов и убыткам.
Согласно августовской отчетности банков по РСБУ, из 30 крупнейших банков (за исключением Сбербанка) девять показали убытки. Среди лидеров по отрицательному финансовому результату — Газпромбанк, получивший в прошлом месяце убыток в 7,95 млрд руб., банк "Уралсиб" (-6,8 млрд руб.), ВТБ (-6,52 млрд руб.) и "Абсолют банк" (-2,28 млрд руб.). Причиной убытков стало значительное увеличение отчислений в резервы на возможные потери по корпоративным кредитам — у Газпромбанка на 8,8 млрд руб., у ВТБ — на 3,9 млрд руб., у банка "Уралсиб" — на 3,44 млрд руб., у "Абсолют банка" — на 1 млрд руб. В предыдущие два месяца высокие темпы роста резервов из этих банков показывал лишь ВТБ. Как пояснили в банке "Уралсиб" и "Абсолют банке", резкое увеличение резервов последовало в результате анализа полугодовой отчетности корпоративных заемщиков.
Отмена необходимости соблюдения требований по финансовым показателям для участия в ССВ позволит банкам формировать резервы в соответствии с реальным качеством кредитного портфеля без оглядки на соблюдение нормативов. Ряд банков показали убытки из-за повышенных отчислений в резервы, что по требованиям закона может грозить санкциями регулятора. Если такие требования будут отменены, банки не будут бояться формировать резервы в полном объеме, адекватно страхуя риски по кредитному портфелю, без оглядки на прибыль.
В предыдущие месяцы многие банки сокращали резервы, чтобы показать положительную доходность, в том числе и из-за требований к участию в ССВ. В результате этого, сейчас объем резервов по банковскому сектору как минимум вдвое меньше необходимого. Но тенденция по росту проблемной задолженности продолжает оставаться негативной, что подтверждается отчетностью банков по МСФО.
Тем не менее, хотя ЦБ и будет освобожден от обязанности наказывать банки за несоответствие требованиям по финансовым результатам, право ввести ограничение на привлечение вкладов у регулятора по-прежнему останется. Предложенные поправки не накладывают мораторий на положение закона, разрешающее регулятору ввести такой запрет, если он выявит в деятельности банка "угрозы интересам кредиторов и вкладчиков".
Банк России предлагает ввести механизм безотзывных вкладов и продлить еще на год свое право ограничивать ставки банков по депозитам граждан.
Предложения ЦБ свидетельствуют об изменении позиции чиновников в части регулирования банковских вкладов — ранее президент и правительство указывали, что из-за особенностей российского менталитета эффект от предложенных мер будет скорее негативным.
Таким образом, целесообразность введения на банковском рынке безотзывных вкладов была впервые с начала кризиса признана на уровне первых лиц финансового блока. Возврат к обсуждению этой темы сразу после заявлений властей о прохождении наиболее острой фазы кризиса не случаен. Глава ЦБ дал понять, что для кредитования необходима стабильная ресурсная база, которой сейчас нет. Средства господдержки ЦБ намерен сокращать, внешние займы банков ограничивать, внутри России стабильных длинных денег, кроме средств населения, практически нет. По экспертным оценкам, дома у граждан находится примерно половина тех средств, что они хранят на депозитах в банках,— то есть порядка 3 трлн руб.
Дело даже не в кредитовании, а в обеспечении устойчивости банковского сектора, который, как показал кризис, крайне уязвим к настроениям вкладчиков. Сейчас, несмотря на формальное наличие срочных вкладов и вкладов до востребования, все депозиты де-факто — до востребования. Поэтому при малейшей нестабильности, когда население начинает забирать вклады, банки оказываются в преддефолтном состоянии. Напомним, за сентябрь—ноябрь прошлого года вкладчики забрали из банков свыше 450 млрд руб. Следствием оттока вкладов стала потеря устойчивости многими региональными и целым рядом достаточно крупных федеральных банков, к которым в результате пришлось применять процедуры финансового оздоровления.
Само по себе введение безотзывных вкладов сильно снизит ставки по обычным депозитам, за что давно борется ЦБ. А для тех банков, которые все же будут идти на процентный риск, останутся принудительные ограничения ставок. Сергей Игнатьев попросил у депутатов продлить еще на год право Банка России ограничивать ставки банков по депозитам граждан. Это право, согласно действующему законодательству, ЦБ утрачивает с 1 января 2010 года. Нет понимания, что будет с кредитными рисками и объемами резервов на возможные потери по ссудам в следующем году. Могут найтись такие банки, которые в расчете, что риски не реализуются и большая часть резервов вернется им в прибыль, будут наращивать кредитный портфель за счет дорогих депозитов физлиц".
Петербургские банки сократили ставки по валютным вкладам для населения на 1-2%. Валютные кредиты не пользуются спросом, банки сокращают пассивы в евро и долларах. Так, Балтийский инвестиционный банк понизил процентные ставки по вкладам физических лиц в валюте на 1,5-2%. Сейчас средние ставки в банке составляют примерно 9% в валюте и 11-12% — в рублях. В банке ВТБ 24 ставки по вкладам в долларах и евро сократились на 0,25-1,5% годовых. В Балтийском банке также планируют сокращать ставки по депозитам: ставки в валюте примерно на 1%, по рублям — на 0,25-0,5%. В банке "Санкт-Петербург" не исключают снижения ставок по депозитам банка в ближайшее время на 0,5-1 %.
Сейчас банкам более доступны госсредства, в частности аукционы репо, поэтому нет смысла так дорого привлекать средства у населения. Банкам нужны рублевые вклады, поскольку спрос на рублевые кредиты выше, поэтому резко сокращать ставки по рублевым депозитам просто нет смысла. Валютные же кредиты не пользуются сейчас высоким спросом, поэтому банки сокращают их долю в пассивах.
До конца года ставки по вкладам могут еще снизиться. Крупные банки будут более чувствительны к сокращению ставки рефинансирования, а вот более мелкие участники рынка не будут торопиться сокращать доходность по вкладам. На господдержку небольшим игрокам рассчитывать не приходится, вклады для них важный источник фондирования.
Уже очевидно, что проблема «плохих» долгов, накопленных в банковской системе, не решится естественным образом, без специальных действий.
Именно разбухание задолженности станет причиной дестабилизации финансовой системы, торможения операций в реальном секторе и в итоге второго витка кризиса. В целом доля просроченной задолженности по всем кредитам, депозитам и прочим размещенным средствам на 1 сентября, по предварительным оценкам, равна 4,76%.
Для российских банков, многие из которых не имеют достаточной капитализации, это верный путь к отзыву лицензий. Однако в официальной статистике настораживает только динамика просрочки; абсолютные цифры пока не трагичны. Но в российской отчетности к просроченной относится только та часть займа, по которой наступило погашение на отчетную дату, плюс невыплаченные в срок проценты.
Международные стандарты финансовой отчетности предусматривают совсем иное: как только наступил дефолт по части кредита, вся его сумма идентифицируется как проблемный долг.
Замалчивать по российской традиции проблему стало уже невозможно.
Есть еще один нюанс — практика пролонгаций. В конце 2008 года ЦБ РФ ввел послабления в формировании дополнительных резервов по ссудам, которые подлежат пролонгации. Этим с большим энтузиазмом стали пользоваться банки. Но смогут ли компании, неспособные платить сейчас, стать платежеспособными через год? Примерно 15-20% корпоративных кредитов в российской банковской системе можно отнести к безнадежным. Что будет, когда сроки пролонгаций истекут и тайный объем просрочки станет явным? Массированное формирование дополнительных резервов для покрытия «плохих» долгов ведет к уменьшению капитала банков, так как текущей прибыли становится недостаточно. Списание 20% портфеля в случае многих российских средних и небольших банков ведет к полному вымыванию их капитала.
Вынужденным решением для правительства вполне может стать национализация заметной доли банковской системы России. Поскольку это никого не вдохновляет, финансовый бизнес вырабатывает альтернативные решения.
В Петербурге в последние месяцы активно обсуждался механизм, задействующий паевые фонды. Предполагалось, что банки передают проблемные активы в закрытые ПИФы, в обмен на банковских балансах появляются паи. Это решение изначально продвигали сами ПИФы, в том числе московские. Петербургская новация заключалась в намерении создать для нескольких специализированных ЗПИФов единую авторитетную УК, действующую под эгидой полпредства президента РФ на Северо-Западе или правительства Санкт-Петербурга.
Однако ЦБ РФ выпустил письмо, в соответствии с которым паи (или другие ценные бумаги), обмененные на проблемный долг, требуют того же объема резервирования, как и просрочка в денежном выражении. И формируемые механизмы потеряли для банкиров всякий смысл. Последовательность действий ЦБ подсказывает, что надежнее предлагать решения, подразумевающие госучастие. Не будет же государство издавать запреты, направленные против созданных им самим инструментов. Самый простой возможный инструмент — временное смягчение обязательных нормативов ЦБ. Например, норматив достаточности капитала было бы логично снизить с сегодняшних 10 до 8%, если закрепить снижение требований на два года, банки сами решат проблемы просроченных задолженностей.
Минфин окончательно определился с условиями докапитализации банков через механизм обмена привилегированных акций на облигации федерального займа (ОФЗ).
В обновленном проекте постановления правительства отменено требование кредитовать реальный сектор и сокращен срок рассмотрения заявки банка на докапитализацию. Даже с учетом всех послаблений этот вид госпомощи интересен только банкам, оказавшимся в критическом положении.
Правительство планирует, что эта схема станет доминирующим способом господдержки банковского сектора. В связи с этим условия получения банками господдержки через ОФЗ смягчаются. Минфин отменил норму, согласно которой банки должны были выдавать предприятиям кредиты на эквивалентную полученной госпомощи сумму по ставке не выше ставки рефинансирования плюс 3 процентных пункта.
Правительство также решило ускорить процесс докапитализации банков через ОФЗ. Банк России будет рассматривать заявки банков не десять дней, а три, Минфин будет анализировать бизнес-план банков 15 дней вместо 20, на его исправление банкам будет дано 30 дней, а не 60. Затем Минфин должен будет принять окончательное решение в десятидневный срок.
Воспользоваться докапитализацией через ОФЗ смогут банки с активами не менее 30 млрд руб., то есть, по данным ЦБ, 73 банка, которые аккумулируют 85% всех активов банковской системы. Стоимость госсредств, которая определяется выплатой дивидендов в пользу государства как держателя привилегированных акций банка (ставка купонного дохода по ОФЗ + 3 процентных пункта, сейчас это выше 14% годовых), остается непривлекательной для большинства банков. Если банк будет привлекать пассивы под такие проценты, то ставка кредитования для надежных крупных компаний будет слишком высока, и они найдут другие более дешевые источники финансирования. В итоге банк вынужден будет кредитовать менее надежные компании под более высокие проценты, снижая таким образом качество своих активов. Для того чтобы докапитализацией через ОФЗ заинтересовалось большее число банков, необходимо также более четко в подзаконных актах регламентировать условия, при которых представитель государства применяет право вето на принятие решений советом директоров банка.
При этом те банки, которым докапитализация через ОФЗ действительно нужна, могут не успеть провести ее до конца года. С учетом этих обстоятельств годовой лимит бюджетных средств на докапитализацию банков в150 млрд руб., скорее всего, останется невыбранным. В министерстве рассчитывают, что в 2009 году общий объем размещения этих бумаг может составить 20-25 млрд руб.
Банки с "неудовлетворительной" доходностью с октября будут относиться к 3-й классификационной группе, а не 4-й. Об этом говорится в указании Банка России N 2267-У "О внесении изменений в указание Банка России от 30 апреля 2008 года N 2005-У "Об оценке экономического положения банков".
Одновременно, наличие "неудовлетворительной" доходности исключено из оснований, для отнесения банка в 4-ю классификационную группу. Теперь одним из оснований может стать наличие "капитала, активов или ликвидности оцененных как "неудовлетворительные".
Кроме того, ЦБР определил новый порядок расчета финансового результата банков, который используется при расчете показателя прибыльности активов.
Согласно ему, финансовый результат банка представляет собой показатель "Прибыль до налогообложения" либо "Убыток до налогообложения", увеличенный на размер налогов и сборов, относимых на расходы в соответствии с законодательством РФ, и величину отрицательной переоценки ценных бумаг, текущая /справедливая/ стоимость которых определена банком при отсутствии средневзвешенной цены, раскрываемой организатором торговли на рынке ценных бумаг, и уменьшенный на величину положительной переоценки указанных ценных бумаг.
В случае, если выплаты из прибыли банка после налогообложения /распределение между акционерами в виде дивидендов/, отчисления на формирование и пополнение резервного фонда превышают величину прибыли после налогообложения или если данные выплаты произведены при допущенном убытке после налогообложения, то показатель финансового результата уменьшается на сумму превышения таких выплат над прибылью банка после налогообложения или на сумму таких выплат при убытке банка после налогообложения.
Согласно классификации, к группе 3 относятся банки, имеющие недостатки в деятельности, неустранение которых может в ближайшие 12 месяцев привести к возникновению ситуации, угрожающей законным интересам их вкладчиков и кредиторов. К группе 4 относятся банки, нарушения в деятельности которых создают реальную угрозу интересам их вкладчиков и кредиторов и устранение которых предполагает осуществление мер со стороны органов управления и акционеров банка.
Количество фондов и управляющих компаний в России растет, несмотря на сокращение активов под их управлением за год на 17,8%.
За год, с 23 сентября 2008 г. по 23 сентября 2009 г., ФСФР аннулировала рекордное число лицензий управляющих компаний — 45 — и приостановила еще одну, т. е. рынок покидало почти по компании в неделю, по статистике Национальной лиги управляющих (НЛУ). Однако, несмотря на кризис, число управляющих компаний не сократилось, а, наоборот, увеличилось — за этот же период было выдано 59 новых лицензий. И хотя темп выдачи лицензий сократился по сравнению с докризисным практически вдвое, число работающих выросло с 519 до 532, причем среди них количество компаний, работающих с ПИФами, выросло еще сильнее — с 298 до 325.
Этот год выглядел как период полного разгрома рынка коллективных инвестиций — за год, к 22 сентября, только ПИФы, без учета средств в доверительном управлении, по данным НЛУ, потеряли 140,5 млрд руб. активов. Что не помешало количеству зарегистрированных ПИФов за то же время вырасти почти на 10% — с 1081 до 1188. Причем количество работающих открытых ПИФов уменьшилось на 62, а число работающих ЗПИФов выросло на 101. Активы перетекли из ПИФов в более консервативные направления, но о закрытии отрасли речи не идет.
Ослабевает интерес розничных пайщиков, но отрасль развивается за счет закрытых ПИФов и фондов для квалифицированных инвесторов — появилось уже 40 кредитных ПИФов, постоянно открываются новые фонды, которых не существовало в России до вступления в силу весной 2008 г. поправок к закону об инвестфондах. Кроме того, кризис подстегнул процесс переупаковки активов: если раньше ПИФы воспринимались многими как способ инвестиций «для бабушек», то теперь их все больше рассматривают как форму собственности с хорошим регулированием и удобным налогообложением. Кризис показал, что ПИФы — надежный бизнес для компаний, гарантирующий вознаграждение, тогда как в сегментах негосударственных пенсионных фондов и даже доверительного управления многие управляющие в 2008 г. остались без него.
Правительством был рассмотрен вопрос об основных направлениях единой денежно-кредитной политики (ДКП) на 2010 год и 2011-2012 годы.
Центральный банк представил сценарии денежно-кредитной политики при разных ценах на нефть, включая увеличение цены до $80 за баррель. Правительство обсудило эти сценарии и риски, в том числе для инфляции и кредитования банками.
В 2010 году цена колеблется от $45 до $80 за баррель, в 2011 году - от $45 до $87, в 2012 году - от $45 до $95 за баррель.
В рамках первого варианта ($45 за баррель) реальные располагаемые денежные доходы населения могут снизиться в 2010 году на 0,6%, инвестиции в основной капитал - на 2,5%, объем ВВП увеличится на 0,2%.В качестве второго варианта рассматривается прогноз, положенный в основу проекта федерального бюджета. Предполагается, что в 2010 году цена на нефть может составить $58 за баррель. Согласно этому варианту, прогнозируется оживление в экономике вследствие реализации инвестиционных программ естественных монополий и государственной поддержки приоритетных направлений социально-экономического развития. Доходы населения и инвестиции в основной капитал могут вырасти на 0,4% и 1,0% соответственно, ВВП - на 1,6%. В рамках третьего варианта в 2010 году предусматривается повышение цены на нефть до $68 за баррель. В этих условиях доходы населения могут увеличиться на 1,4%, инвестиции в основной капитал - на 4,5%, объем ВВП - на 3,0%.
Чистый отток частного капитала из РФ в 2009 году может составить $42 млрд. Чистый отток частного капитала в 2010 году в зависимости от вариантов сценария развития российской экономики составит $10-25 млрд. ЦБ ожидает, что в 2011 году в случае реализации худшего сценария может сложиться чистый отток на уровне $5 млрд, в случае реализации лучшего сценария - чистый приток на уровне $10 млрд, в 2012 году - чистый приток от $10 млрд до $25 млрд.
Мир утрачивает доверие к американским активам. Наша страна сократила вложения в Америку на $2 млрд. При этом Россия - не единственная, кто отказывается от "тихой гавани" - Бразилия, Швейцария и страны-экспортеры нефти сократили инвестиции в американские госбумаги US Treasuries.
US Treasuries всегда считались одними из наиболее надежных в мире ценных бумаг, а кризис еще больше увеличил спрос на них, поскольку инвесторы предпочитают вкладывать деньги в защитные бумаги, согласившись на невысокую доходность. Однако в последнее время слишком большой госдолг США и дефицит бюджета начинают беспокоить тех, кто раньше твердо верил в эти бумаги. Совокупный госдолг США сейчас составляет примерно $11,8 трлн. В 2009 финансовом году, по прогнозам администрации США, бюджетный дефицит составит $1,84 трлн, или 12% ВВП. Правительство США печатает много денег, и это не может сделать госбумаги привлекательнее.