15.09.2009 - 30.09.2009
Kuten sanotaan
Viimeisen puolen vuoden aikana, alkaen Venäjän liikenne- ja viestintäministeriön määräyksestä vaatia mobiili- ja virtuaalipalveluoperaattoreiden huoltavan yhteyksiään, valtion liike-elämään avoin puuttuminen on tullut varsin suosituksi. Tietenkin virtuaalipalveluiden operaattorit ovat jo merkittävästi ennen tätä tienneet määräyksestä, ja jotkut ovat jo onnistuneet varautumaan siihen, mutta läpinäkyvässä markkinataloudessa (lain tai määräysten puitteissa) kaikki tällainen (valtion elinten mahdolliset vaatimukset)on parempi pitää hämärän peitossa.
Как говорится, no frills
13 марта 2009 года Минюст России зарегистрировал приказ Минкомсвязи о требованиях к ведению деятельности мобильных виртуальных операторов связи. Прошло полгода с этого момента, а данная модель ведения бизнеса уже стала весьма популярна. Конечно, виртуальные операторы появились значительно раньше приказа, а некоторые даже достаточно успешно оставались на плаву, но прозрачная схема бизнеса (в рамках закона/приказа) все-таки лучше непрозрачной (с точки зрения возможных претензий со стороны государственных органов).
Приказ Минкомсвязи от 29.12.2008 г N 116 "Об утверждении Требований к оказанию услуг подвижной радиотелефонной связи при использовании бизнес-модели виртуальных сетей подвижной радиотелефонной связи" |
Очень важно, что приказ все же появился, особенно в момент, когда 3G вовсю шагает по стране, а LTE вот-вот подоспеет. Новые стандарты позволяют более эффективно организовывать деятельность MVNO. И кто только не проявлял интерес к модели MVNO, и Orange Business Services, и Эффортел, и Евросеть и т.д. Всем не дает покоя идея построить нечто подобное Virgin Mobile.
И хотя у всех на слуху и на памяти пример с проектом «Евросети» и СМАРТС, тем не менее, сейчас несколько проектов находятся в активной фазе развития.
26 июля 2007 года ЗАО «Евросеть» и ЗАО «Средневолжская межрегиональная ассоциация радиотелекоммуникационных систем» (СМАРТС) заявили о намерении создать совместную опытную зону MVNO. Чуть более чем через полгода (20 марта 2007) сотовый ритейлер под собственной торговой маркой запустил виртуального оператора. Начало проекта было положено в Самарской области, в дальнейшем зона охвата расширилась на Ульяновскую и Саратовскую области, Башкортостан, Татарстан, Марий-Эл и Мордовию. За первые шесть месяцев «Евросеть» смогла привлечь лишь 6,2 тыс.человек, 1,5 года спустя абонентская база насчитывала 10,2 тыс. пользователей. При этом ARPU был в пределах $9, что для быстрой окупаемости проекта крайне мало. Основная причина медленного развития MVNO «Евросеть» - изначально высокие неконкурентноспособные тарифы. С покупкой доли «Вымпелкомом» в «Евросети» данный проект и вовсе исчерпал свою актуальность. |
Так, недавно начал коммерческую деятельность дискаунтер «Просто для общения» - детище «Мегафона». Коллеги по цеху, точнее по «большой тройке» изначально были настроены пессимистично относительно новой идеи «Мегафона». На деле «Просто» достаточно успешно стартовал, поскольку пользователи сотовой сети в Москве жаждут низких цен в лице Tele2, но о лицензии на столицу дочка шведского холдинга пока лишь может только грезить.
Кстати о Tele2, шведы не смогли сдержаться и не отреагировать на то, что «Мегафон» через MVNO занял их нишу и существенно осложнил вход (если таковой все же случится) Tele2 в Москву. В своей манере «Tele2» агрессивно скопировало название раскручиваемого MVNO и использовало такое же название в своем новом тарифном плане для Краснодарского края (коммерческая эксплуатация сети началась только в конце ноября прошлого года), сохранив «все те же» 5 копеек.
С запуска в марте 2009 года «Просто» набрал уже более 260 тыс. абонентов – на порядок больше, чем удалось «Евросети» в Поволжье. Вообще, проект «Просто» выглядит весьма успешным: реклама и грамотный маркетинг делают свое дело. Ведь, действительно большинство пользователей связи звонят и отправляют SMS (несмотря даже на растущую популярность мобильного Интернета) и ничего больше (no frills), а низкие цены на эти услуги многих привлекли.
Сравнивая с подобными задумками конкурентов, предпочтиетльнее смотрится именно «Мегафон» (по крайней мере, до 1 сентября, когда для абонентов «Просто» была изменена стоимость услуг). Так, например, если сравнивать тариф «Базовый» и «А-Мобайл» (совместный проект «виртуального оператора» французской «Ашан»и МТС), то true-MVNO (т.е. «Просто») оказывается в более выигрышной позиции.
К тому же, если учесть наличие в портфеле тарифных планов «Мегафона» ТП «Особый. Специально для Carrefour», то «Мегафон» в данном направлении становится бесспорным лидером.
Вообще, часто идеологи независимых виртуальных операторов говорят, что они не конкуренты владельцам сетей. Но это ведь лукавство чистой воды: своих абонентов «виртуалы» в большинстве своем будут переманивать именно у существующих операторов. Конечно, будет часть новых абонентов, но при общем проникновении связи в России в 140% их не так уж много осталось.
Соответственно, абонент, ушедший, например, в «Народный мобильный телефон или «Ё» «не есть хорошо» для арендодателя каналов (даже если MVNO будет оптом закупать трафик у того, у кого «забрал» абонента).
Таким образом, с выходом приказа Минкомсвязи, грубо говоря, легализирующим деятельность виртуальных операторов, владельцам сетей выгоднее самим запустить MVNO-дискаунтера, чем предоставлять свою инфраструктуру неаффилированным с собой компаниям. Хотя в последнее время все чаще слышны обвинения региональных операторов в дискриминации, и чувствуется, что в ближайшей перспективе регулирующие органы все чаще будут давить на «федералов». Но лучше, конечно, без излишеств.