01.08.2009 - 15.08.2009
В начале августа глава Комитета по градостроительству и архитектуре Юлия Киселева сообщила об упрощении порядка согласования установки стеклопакетов. Как заявила председатель КГА, по новому приказу Комитета для согласования стеклопакетов достаточно предоставить три документа: заявку, свидетельство о собственности на квартиру и фотографию планируемого изменения окна. К сожалению, точка в скандальной ситуации, которая по разным оценкам может касаться от 30 до 40 процентов владельцев квартир, еще не поставлена.
В июне 2009 года по Санкт-Петербургу поползли слухи о том, что за самовольную установку стеклопакетов жителей будут штрафовать. Самовольной установкой в данном случае можно назвать любые действия по установке новых стеклопакетов на окнах, не прошедшие согласования с КГА. Дело в том, что в сентябре 2006 года Правительством Санкт-Петербурга были приняты «Правила содержания и ремонта фасадов зданий». Согласно этим правилам «изменения фасада, связанные с заменой или устройством отдельных его деталей или элементов (…остекления лоджий, балконов, дверных и оконных заполнений) подлежат согласованию с КГА, КГИОП (если здание, сооружение находится в объединенной охранной зоне Санкт-Петербурга)». То есть застекление лоджий и балконов или установка стеклопакетов должна проходить процедуру согласования. На практике согласование установки стеклопакетов и остекления лоджий и балконов за редким исключением не происходило. Одной из причин этого являлась сложность согласования – надо было представить в КГА полтора десятка документов, оформление которых занимало не менее месяца, а стоимость оформления документов при оформлении паспорта фасада здания доходила до десятков тысяч рублей, а после этого процедура согласования занимала еще несколько месяцев.
Как оказалось инициаторами выполнения «Правил содержания и ремонта фасадов зданий» стали жилищно-эксплутационные организации Красногвардейского района. В июне жители Красногвардейского района получили уведомления о необходимости согласования замены деревянных рам на стеклопакеты. Нарушителей поставили перед выбором: демонтировать окна за свой счет или согласовать замены в КГА, причем сроком исполнения уведомления было названо 1 июля. Нарушителей также намеревались привлечь к административной ответственности. Вначале представители КГА и вице-губернатор Филимонов одобряли действия, предпринятые в Красногвардейском районе. Позиция городских властей по сути правомерна – существуют «Правила содержания и ремонта фасадов зданий», согласно которым установку стеклопакетов надо согласовывать. Другой вопрос, что существует ряд юридических нюансов, из-за которых в настоящее время невозможно привлечь нарушителей к административной ответственности - это и невозможность определения времени правонарушения (установки стеклопакетов) и неопределенность в действующем законодательстве конкретных органов и должностных лиц, уполномоченных рассматривать дела и составлять протоколы об административных правонарушениях. А главное возмущение жителей вызвал факт того, что исполнение правил было начато с Красногвардейского района. Было бы понятно, если бы защита фасадов строений началась в исторической части города, а здесь претензии были предъявлены жителям Красногвардейского района, владельцам квартир в хрущевках и брежневках, у многих установка стеклопакетов произошла 10-15 лет назад, причем работы проводились лицензированными компаниями. Процедура согласования изменений, предложенная КГА, представляла крайне трудоемкий процесс (для заявителей), также процедура согласования не была рассчитана на массовое применение. Возникла ситуация, решение которой затрагивало интересы значительной части жителей города - владельцев квартир, установивших стеклопакеты, работников компаний, занимающихся установкой и ремонтом стеклопакетов (после начала компании по проверке оконных рам, бизнес фирм, оказывающих услуги по установке и ремонту стеклопакетов (а таких компаний в городе более 200) значительно снизился, а лето для таких компаний наиболее горячее время для работы). Вопросы и недовольство граждан нововведениями относительно установки стеклопакетов нашло выражение в многочисленных статьях в СМИ, в которых действия чиновников были представлены в негативном плане. Причины обращения к Правилам, принятым несколько лет назад не были названы ни на районном ни на городском уровне. Поэтому трактовки причин этого события в СМИ были достаточно вольные, основной причиной называли желание пополнить бюджет во время экономического кризиса.
В такой ситуации в начале июля городское руководство изменило позицию по вопросу установки и согласованию стеклопакетов. Новую позицию озвучил вице-губернатор Алексей Сергеев. Как пояснил Сергеев, если владелец квартиры при установке новых окон планирует сохранить их конфигурацию и внешний вид, никакие согласования не потребуются. Штрафовать за несогласованные стеклопакеты не будут, для тех граждан, стеклопакеты которых отличаются от старых рам (по цвету, конфигурации), срок на исправление окон будет составлять два года, процедуру согласования также будет значительно упрощена.
И вот в начале августа глава КГА рассказала каким образом теперь будет решаться эта проблема. Количество документов, нужных для получения в КГА разрешения, уменьшилось до трех. К сентябрю, как обещала Киселева, на сайте КГА будут размещены варианты цветового оформления для различных категорий домов и варианты изменения расстекловки. Было бы логично, если для компаний-производителей эта информация будет ориентиром в дальнейшем при выполнении заказов граждан.
Как видно, процесс разрешения проблем, связанных с установкой стеклопакетов, еще не до конца разработан. Кроме того «Правила содержания и ремонта фасадов зданий» предъявляют требования и к другим деталям фасада – остеклению лоджий и балконов, установке кондиционеров и спутниковых антенн. Это подтвердила и Киселева, заявив, что в сентябре будет принято решение о том, как согласовывать остекление лоджий и балконов.
Возможно, более правильным решением было бы передать согласование стеклопакетов и остекления лоджий компаниям, специализирующимся на этих работах. Имея информацию о вариантах выполнения работ для разных типов домов, компании предлагали бы заказчикам разрешенные варианты и информировали бы КГА о произведенных изменениях.
Так что окончательной ясности с выполнением «Правил содержания и ремонта фасадов зданий» пока нет. Поэтому тем, кто менял рамы на стеклопакеты, стеклил лоджии или балконы, устанавливал спутниковые антенны и кондиционеры на фасаде здания, или тем, кто собирается сделать что-то из перечисленного, надо быть готовым получить в ближайшее время от КГА массу новостей.
Власти Санкт-Петербурга объявили четвертый по счету аукцион на выкуп однокомнатных квартир для ветеранов Великой Отечественной войны, которые по указу Президента России Дмитрия Медведева должны получить новое жилье до мая 2010-го года. Организаторы аукциона для возможности участия в нем компаний, желающих предложить небольшое количество квартир, разделили общее количество квартир на 40 лотов. Всего городские власти хотели выкупить 425 квартир по стартовой цене 47 тысяч 250 рублей за квадратный метр. Такая же стоимость квадратного метра была и на июльском аукционе, на котором из 1587 квартир, которые Фонд имущества Санкт-Петербурга планировал выкупить, удалось приобрести примерно три четверти от общего количества. Через несколько дней стартовая цена квадратного метра была понижена с 47 250 до 44 300 рублей. Такой норматив для Санкт-Петербурга установило Министерство регионального развития 10 июня. Предполагается, что сумма, выделенная на аукцион не уменьшится, при этом город может получить дополнительно 25-30 квартир за счет уменьшения стоимости квадратного метра. Станет ли снижение стоимости тем моментом, который и так отпугнет немногих желающих участвовать в аукционе пока неясно. По мнению некоторых специалистов отрасли городу не так уж и важно успешное проведение аукциона – около двух тысяч квартир уже выкуплены, остальные должны быть построены за счет бюджета. Поэтому городские власти не рискуя могут снизить выкупную стоимость квартир до цены, рекомендованной Минрегионом. О том, что покупка квартир по цене, не выше рекомендованной Минрегионом, – принципиальная позиция городской администрации, говорил еще на предыдущем аукционе в июле вице-губернатор Михаил Осеевский.
Спрос на офисные помещения и объемы строительства коммерческой недвижимости в Санкт-Петербурге продолжают снижаться. В настоящее время в бизнес-центрах города доля свободных помещений составляет более 20%, тогда как до кризиса этот показатель находился в пределах 8-10%. Кризис еще долго будет оказывать влияние на политику строительных компаний и после своего завершения – об этом говорят факты по изменению программ строительства коммерческой недвижимости. В настоящее время в городе на стадии строительства находится более 70 бизнес-центров, из них лишь немногим более половины находятся в состоянии строительной активности.
Компания «Главстрой СПб» Олега Дерипаски также намерена изменить планы строительства коммерческой недвижимости. После встречи губернатора Валентины Матвиенко с Олегом Дерипаской стало известно, что «Главстрой СПб» внесет изменения в проект делового квартала на улицах Шкапина - Розенштейна, включив в состав проекта кроме коммерческой недвижимости и жилье эконом-класса. Первоначально предполагалось, что компания построит на этом участке около 400 тысяч квадратных метров офисов и подземный паркинг площадью 100 тысяч квадратных метров. Участок в инвестиционное пользование достался компании на торгах в декабре 2007 года. За право аренды участка на улицах Шкапина-Розенштейна компания «Главстрой СПб» предложила 701 миллион рублей, при начальной цене 561 миллион. Объем инвестиций в проект строительства бизнес-квартала на месте депрессивного района оценивался в 300 миллионов долларов. В конце 2008 года инвестор заявил о приостановке реализации проекта. Одновременно возник план строительств на этом месте мелкооптового рынка, но этот проект не встретил одобрения со стороны администрации города. Строительство жилья эконом-класса (около 50 тысяч квадратных метров) выгодно для города - квартиры в новых домах могут быть выкуплены городом по невысокой цене. В свете нехватки такого жилья в ближайшие годы решение компании правильное – квартиры будут востребованы, в отличие от офисов. Правда, могут возникнуть сложности с местом положения проекта – квартал находится в депрессивном районе, среди объектов промышленности и транспортной инфраструктуры. Стоимость жилья также может повысить строительство социальной инфраструктуры, которая практически отсутствует в этом районе. Не вполне ясно, как в такой жилой квартал будет интегрирована коммерческая недвижимость высшего класса. Возможно, через какое-то время коммерческая недвижимость полностью уйдет из проекта – район будет застроен только жилой недвижимостью.