English
Русский
Suomi
Deutsch
01.07.2009 - 15.07.2009  
Tietoliikenteen asiantuntija
01.07.2009 - 15.07.2009

В июле два основных оператора сотовой связи Петербурга сменили руководство. Это «Вымпелком» и «МегаФон». Как известно, рынок связи Петербурга распределяется между пятью операторами. Распределение рынка между ними в динамике показано на следующем рисунке.


Как видно из графика хуже всего дело обстоит у «МегаФона». Оператор постепенно продолжает терять свои позиции на рынке Петербурга. Это подтверждает и статистика по «чистым» подключениям, приведенная на следующем рисунке по данным компании AC&M Conculting. На рисунке видно, что зеленая линия, обозначающая данные по «МегаФону», неизменно находится в середине, постепенно понижаясь.


Несколько замедлился прирост абонентской базы и «Вымпелкома».

Смена руководства может быть вызвана двумя причинами.

Во-первых, обе компании закончили реорганизацию.
В «Вымпелкоме» в процессе общей реорганизации после объединения с «Голден телекомом» были присоединены все (кроме одной) региональные дочерние компании. Причем стоит отметить, что большинство ключевых постов было отдано выходцам из «Голден телекома». В июле было заменено и руководство Северо-Западного филиала компании. Директором объединенного филиала «Вымпелкома» стал Сергей Савчук, бывший до этого вице-президентом компании «Голден телеком» по Северо-Западу.
Северо-Западный филиал «МегаФона» также расширил зону деятельности. В зону ответственности Северо-Западного филиала «МегаФона» с 1 июля дня вошли еще пять регионов - Ивановская, Костромская, Смоленская, Тверская и Ярославская области. В преддверии реорганизации компания произвела изменения в команде менеджеров. Коммерческим директором филиала назначена Александра Макарова, техническим директором - Сергей Семенов. Бывший коммерческий директор Северо-Западного филиала «МегаФона» Елена Налобина станет директором по маркетингу. Второй причиной смены руководства компаний могли стать неудачи в управлении, приведшие к настоящему положению дел обеих компаний в Северо-западном регионе.

Причем на других рынках России оба оператора чувствуют себя очень уверенно. Например, в Москве и МО.


Для «Вымпелкома» рынок Петербурга важен, но не ключевой. Для «МегаФона» - очень важен. Эксперты считают, что Петербург генерирует до 79% дохода оператора на Северо-Западе.
Попробуем разобраться с возможными причинами существующего положения.

Финансовые показатели компании «МегаФон»


Общие показатели

В целом по России положение «МегаФона» очень стабильно, по показателям прошлого года «МегаФон» почти догнал своего основного конкурента в России – «ВымпелКом». В апреле «МегаФон» опубликовал финансовую отчетность за 2008 год. Выручка компании выросла на 28% и достигла $7,05 млрд. Успешный рост оператор показал в Приволжье и в Москве. За год доходы там увеличились на 46,5 и 32,5% соответственно. Если сравнивать показатели «МегаФона» за 2008 год с аналогичными показателями двух других представителей «большой тройки», то получается следующая картина: МТС – 35% от всей выручки «тройки», «ВымпелКом» - 33%, «МегаФон» - 32%. Для сравнения, МТС в 2002 г принадлежали 54% этого общего заработка, «Вымпелкому» - 30%, а «МегаФону» только 16%. Более того, из общего прироста числа абонентов сотовой связи в России в 2008 г, на «МегаФон» приходится 52% всего прироста абонентской базы сотовой связи в России.

Северо-Западный регион
При общих финансовых и маркетинговых успехах, «МегаФон» теряет долю на своем основном рынке. Доля Северо–Запада снизилась с 20% в 2007 году до 18% в 2008–м. Единственный плюс - у «Мегафона» самый высокий показатель ARPU в регионе. Средний абонент приносит компании 450 руб. в месяц. У МТС, по оценкам экспертов, ARPU в Петербурге - 350 руб., у «Вымпелкома» - 310 руб.

Рейтинги компании
В мае два рейтинговых агенства – Fitch и Moody's - объявили, что из российской сотовой «большой тройки» наиболее выигрышные позиции у «Мегафона». В связи с этим, рейтинг «МегаФона» был ими повышен до «позитивного». При этом прогноз рейтинга у МТС остается «стабильным», а у «Вымпелкома» - «негативным». Повышение рейтинга компании объясняется ее сильными операционными и финансовыми показателями, хорошей позицией ликвидности (чистый долг «Мегафона» остается отрицательным) и завершением споров между акционерами о владении акциями.

Возможные причины отставания

  1. Агрессивная политика других операторов (в первую очередь, Теле2)
  2. Недостаточное вложение финансов в развитие
  3. Неудачные маркетинговые решения
  4. Низкая привлекательность тарифов. Устаревшие тарифы.
  5. Неудачные стратегические решения руководства компании в данном регионе.
Маркетинговые мероприятия для усиления позиции оператора на рынке Петербурга

  1. Введение услуги 3G. Увеличение числа базовых станций и зоны покрытия
    За 2008 год в Санкт-Петербурге и области было установлено около 1000 базовых станций сети 3G, что обеспечило полное покрытие города и ближайших окрестностей, а также основных районов Ленобласти. Сейчас ведется расширение сети и закрытие проблемных районов – за 1 квартал 2009 года было установлено еще 150 БС.

  2. Усиление работы с корпоративными клиентами
    У «МегаФона» сейчас имеется более 200 корпоративных клиентов, среди которых пивоваренная компания «Балтика», «Водоканал», Neste, РЖД, банки ВТБ и ВТБ-24 с региональной сетью, Почта России, МЧС в Калининградской области, Налоговая инспекция в Архангельской области и др.

  3. Новые тарифы
    В феврале были обновлены тарифные планы группы «Люкс».
    Появился новый привлекательный тарифный план для пользователей интернета – «Интернет-драйв».
    С марта появилась «Сказка» - тарифный план для экономных абонентов. Однако дискаунтером «МегаФон» становиться не планирует – суббренды типа псевдо-MVNO «Просто для общения», уместные на московском рынке, в Петербурге запускать смысла нет. Здесь уже существует дискаунтер рынка – оператор Теле2.

  4. Изменение и снижение действующих тарифов
    Например, за последние месяцы были снижены цены на ряде тарифных планов в Московском регионе, введена тарифная опция «белые ночи» и т.д. С 1 июля на 50% снижены цены и в роуминговые тарифы в некоторых выделенных направлениях для каждого региона. Правда, сделано это довольно хитро. Например, для Северо-Западном регионе - это Египет, Кипр, Китай. Самой посещаемой страны для петербуржцев - Финляндии – в списке нет. Зато, по льготным ценам можно связаться с Финляндией, например, из Новосибирска или Дальнего Востока.

  5. Объявление о введение безлимитки на Интернет-доступ
    "МегаФон" в августе запустит безлимитный тариф на мобильный Интернет на федерадьном уровне. оператор будет ограничивать скорость загрузки после закачки определенного объема информации (вероятно, первым порогом станет 2,5 Гб). По словам экспертов, плюсом "МегаФона" является большое покрытие сети 3G. Абонентская плата планируется в пределах 300-500 рублей в месяц.

  6. Новые рекламные решения
    В июле специалистами было отмечено оригинальное решение компании в сфере рекламы для корпоративных клиентов. «Мегафон» использовал на контентном сайте необычный баннер-подложку. В результате простых действий пользователя баннер-подложка из элемента брендинга сайта по сути превращается в рекламную листовку с предложением различных услуг и тарифными планами, которую можно распечатать. Эксперты уже отмечают растущий интерес рекламодателей к огромным по размеру супербаннерам: их уже использовали в своих кампаниях BMW, Mercedes, Bank of America и другие компании. Однако баннер-подложка «Мегафона» представляет собой гибрид «брендирования» сайта, собственно флеш-баннера и печатной рекламы и является необычным техническим решением.

  7. Расширение услуги фиксированной телефонии
    Уже подключены 3 коттеджных поселка в Курортном районе Петербурга, где абонентам предоставляется услуга фиксированной телефонии (нумерация из 9 миллионной зоны в ABC-коде 812) и широкополосного доступа в Интернет. Планируется подключение поселков и в Ленобласти – для этого у «МегаФона» имеется также областная номерная емкость в ABC-коде 813u

  8. Кадровые перестановки
    В июле Северо-Западный филиал компании объявил, что коммерческим директором назначена Александра Макарова, ранее занимавшая аналогичную позицию в хабаровском офисе компании. До назначения на этот пост А.Макарова руководила коммерческим департаментом оператора на Дальнем Востоке и в Восточной Сибири. Ранее уже упоминались успехи компании в Сибири и Поволжье. За время работы А.Макаровой абонентская база «Мегафона» в регионе увеличилась более чем в три раза до 3 млн пользователей, а доля рынка по выручке достигла 33%. Должность технического директора Северо-Западного филиала занял Сергей Семенов, ранее — технический директор «Мегафона» в Поволжье. Напомним, что первым заместителем генерального директора «МегаФона» в апреле этого года стал Валерий Ермаков, до этого возглавляющий «МСС Поволжье».