English
Русский
Suomi
Deutsch
01.09.2008-15.09.2008  
Liikennealan asiantuntija
01.09.2008-15.09.2008

Кризис альянса AirUnion и передел рынка.
Последствия кризиса с альянсом AiRUnion могут повлиять на структуру рынка пассажирских авиаперевозок в России. Напомним, авиационный альянс Air Union был создан в мае 2007 года. В альянс входят государственные авиакомпании «Красэйр» и «Домодедовские авиалинии», а также авиакомпании «Самара», «Омскавиа» и «Сибавиатранс», контролируемые красноярским предпринимателем Борисом Абрамовичем. В мае 2008 года пакет акций компаний альянса, принадлежащий государству, был передан госкорпорации «Ростехнологии», создаваемой на базе «Рособоронэкспорта».
В августе из-за долгов компаний AirUnion поставщикам авиационного топлива полеты авиалайнеров альянса были приостановлены или проводились с большими задержками. Общий размер задолженности альянса по предварительным данным превышает 800 млн. долларов. Меры, предпринимаемые менеджментом компаний альянса и государственными структурами, не смогли улучшить ситуацию. В начале сентября госкорпорация «Ростехнологии» объявила о создании нового авиасоюза на базе находящегося в кризисе альянса AiRUnion. Предполагается, что новый союз должен вывести из кризиса альянс AiRUnion. Основой нового союза станут компании альянса AiRUnion, а также авиакомпании «Атлант-Союз», ГТК «Россия», «Кавминводыавиа», «Оренбургские авиалинии», «Саратовские авиалинии» и «Владивосток Авиа».Большинство этих компаний являются государственными. Акционерами национальной компании помимо «Ростехнологий» (контрольный пакет) будут московская администрация (контролирует «Атлант-Союз») и правительство Красноярского края. Базовыми аэропортами станут Внуково и красноярский аэропорт Емельяново.
Следует заметить, что новый авиасоюз будет на треть больше «Аэрофлота». В числе акционеров новой компании, по-видимому, не будет братьев Абрамовичей (по некоторым сообщениям против них может быть выдвинуто обвинение в выводе денег из компаний альянса AirUnion). Следует заметить, что «Ростехнологии», которые некоторое время назад заявляли о желании объединить авиакомпании с государственной долей собственности, кризис в AirUnion использовали как удачный повод к выполнению таких планов. Нельзя не отметить и появление авиакомпании «Атлант-Союз», принадлежащей правительству Москвы. Рейсы компаний AirUnion также были перенесены в аэропорт Внуково, подконтрольный столичным властям. Начальником антикризисного штаба AirUnion был назначен председатель совета директоров ОАО «Международный аэропорт Внуково» Виталий Ванцев (предполагается, что он будет курировать объединение компаний в новый союз).
Курировать слияние будет председатель совета директоров ОАО «Международный аэропорт Внуково» Виталий Ванцев. Такое решение проблемы AirUnion, озвученное госкорпорацией «Ростехнологии», кардинально изменит рынок пассажирских перевозок РФ. Если создание нового союза пойдет по такому сценарию, то полученная в результате объединения новая авиакомпания станет реальным конкурентом «Аэрофлоту» и, по-видимому, обойдет его по объемам перевозок. Аэропорт Внуково получит мощнейшую базовую авиакомпанию.
Решение о вхождении в новый альянс компании «Владивосток Авиа», поставило крест на планах «Аэрофлота» в отношении развертывания линий на Дальнем Востоке. Дело в том, что несколько лет «Аэрофлот» продвигал план создания дочерней компании на базе «Дальавиа», «Сахалинских авиатрасс» и «Владивосток Авиа». После объявления о вхождении в новый альянс «Владивосток Авиа» (крупнейшей из трех компаний), «Аэрофлот» заявил, что в такой ситуации ему вообще нет смысла заниматься Дальним Востоком.
ГТК «Россия» в течение нескольких лет называлась основой для создания новой объединенной авиационной госкомпании, планировалось к «России» присоединить авиакомпании «Кавминводыавиа» и «Оренбургские авиалинии». Но сторонникам таких планов видимо не хватило поддержки. С ГТК «Россия» ситуация вообще пока неопределенная, есть план о разделении пассажирских авиаперевозок и перевозок первых лиц государства. Пока такого разделения не произойдет, говорить о вхождении компании в какую-то корпорацию не имеет смысла. Многие эксперты выражают недоумение по поводу того, что основой будущего альянса должна стать небольшая компания «Атлант-Союз». Это решение связано с тем, что одним из акционеров новой компании будет правительство Москвы, с этим же связано решение о том, что базовым аэропортом будет Внуково.
Сложно сказать, как будет складываться создание нового союза, но предлагаемый его состав не может не вызывать ряд вопросов. В частности, объединение ряда компаний, находящихся в плачевном экономическом состоянии. Могут возникнуть вопросы и к качеству управления новыми структурами при отсутствии в новых компаниях частных акционеров. Надежды в такой ситуации возлагаются на поддержку государства (по некоторым данным прямая финансовая господдержка проекта составит 20 млрд. рублей). В любом случае процесс создания такой компании сложный и долговременный процесс (объединение компаний «Пулковские авиалинии» и «Россия» продолжалось более двух лет).

Планы ОАО «Аэрофлот.
Так получилось, что одновременно с объявлением о планах создания государственной авиакорпорации, которая должна стать главным конкурентом «Аэрофлота», «Аэрофлот» обнародовал план мероприятий, позволяющие снизить потребление топлива и других энергоресурсов, а также повысить экологические показатели. Конкретные пути решения поставленных задач изложены в Программе энергосбережения и повышения экологической эффективности до 2020 года, одобренной в августе советом директоров общества.
Эта программа в качестве составной части стратегии развития ОАО «Аэрофлот» разработана менеджментом компании во исполнение Указа Президента РФ от 4 июня 2008 года № 889 «О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики». До 2020 года «Аэрофлот» планирует приобрести 122 новых самолета, в том числе 50 отечественного и 72 иностранного производства. Эти воздушные суда заменят 73 эксплуатируемые в настоящее время самолета и позволят довести парк авиационной техники до 149 единиц. Повышение эффективности потребления топлива с целью снижения стоимости перевозок и нагрузки на окружающую среду обозначено как одна из наиболее значимых задач. Именно замена самолетного парка - главное в комплексе мероприятий, которые позволят ОАО «Аэрофлот» экономить до 1,5 млн. тонн авиатоплива в год и снизить удельный расход за период с 2007 по 2020 год на 43,6%. Закупаться будут самолеты Boeing 787, Aerobus 320 и 350, а также отечественные Super Jet. Правда, существенного улучшения экономических показателей компания не получит, так как стоимость и содержание новых самолетов значительно дороже, чем старых. Но в условиях высоких цен на нефть мероприятия по энергосбережению имеют первостепенную важность.
Эти планы могут служить ответом «Аэрофлота» на планы по созданию новой авиационной госкорпорации. Стоит заметить, что только ГТК «Россия» и несколько компаний альянса AirUnion имеют в своем парке иностранные самолеты и планы их приобретения. Планы (точней контракты) в данном вопросе имеют первостепенное значение, так как в ситуации отсутствия новых самолетов российского производства и дефицита иностранных аналогов предполагает планирование покупок на несколько лет вперед.

Открытие первой очереди Морского пассажирского порта в Санкт-Петербурге.
10 сентября 2008 года состоялось открытие первой очереди Морского пассажирского порта в Санкт-Петербурге, в котором принял участие руководитель Федерального агентства морского и речного транспорта Александр Давыденко. С приветственным словом выступила губернатор Валентина Матвиенко. Морской пассажирский порт, построенный на намывной части Васильевского острова в рамках проекта «Морской фасад», принял первый круизный лайнер.
Проект строительства порта на намывных территориях осуществляет управляющая компания «Морской фасад». Первая очередь терминала включает два причала для лайнеров длиной более 300 метров и осадкой до 9 метров. Благодаря использованию механизма государственно-частного партнерства на ее строительство ушло меньше двух лет. Из федерального бюджета на строительство порта было выделено восемь миллиардов рублей. Еще 27 миллиардов поступило из внебюджетных источников. Предполагается, что Морской пассажирский порт сможет принимать круизные и паромные суда длиной до 311 метров и осадкой до 9 метров. Будет построено семь причалов с общей длиной причальной стенки более 2100 метров.
На пресс-конференции, посвященной завершению первого этапа строительства первого в России морского пассажирского терминала, губернатор Петербурга Валентина Матвиенко сообщила, что в рамках проекта «Морской фасад» помимо Морского пассажирского порта будет также построен Речной порт, который будет введен в эксплуатацию в 2012 году. Речной порт будет принимать небольшие суда, которые, как предполагается, будут доставлять туристов с океанских лайнеров в центр Санкт-Петербурга.
В настоящее время пассажирские суда используют в качестве причалов Английскую набережную и набережную лейтенанта Шмидта, суда более 200 метров не могут входить в Неву и вынуждены швартоваться в торговом порту, что создает ряд неудобств. Новый пассажирский порт должен решить эту проблему.
Еще одной проблемой пассажирского морского транспорта является наличие визового режима для пассажиров морских паромов. Власти Санкт-Петербурга активно лоббирует принятие Госдумой РФ решения о безвизовом 72-часовом пребывании паромных туристов в России (в настоящее время безвизовое посещение возможно только для пассажиров круизных судов). Из-за отсутствия такого режима прекратили существование паромные линии, которые связывали Санкт-Петербург со странами Скандинавии и Прибалтики. Паромы, в отличие от круизных лайнеров, ходят круглый год и могли бы привозить в город около 3-4 млн. туристов ежегодно. Каждый прибывший турист оставит в Санкт-Петербурге по подсчету Администрации не менее 160 евро. Принятие решения о безвизовом пребывании пассажиров паромов в связи с постройкой пассажирского порта крайне важно для экономики города.

Планы пополнения парков городских транспортных предприятий.
Администрация Санкт-Петербурга проводит несколько аукционов, по результатам которых предполагается закупка новой техники для государственных транспортных предприятий города. На эти цели из бюджета выделено 660 млн. рублей. Больше всего средств – более 460 млн. рублей планируется потратить на закупку автобусов для социальных перевозок. Претендентам на государственный контракт предлагается два лота. По первому лоту планируется закупить 19 автобусов большого класса (низкопольные, двухосные). По второму лоту - 55 автобусов особо большого класса (низкопольные, трехосные, сочлененные).
Гораздо меньше денег планируется потратить на закупку трамвайных вагонов – 110 млн. 600 тыс. рублей. «Горэлектротранс» намерен приобрести 6 вагонов (2 четырехосных с частично низким полом и 4 шестиосных с аналогичным полом).
На покупку троллейбусов планируется потратить 90 млн. рублей. Предполагается приобрести 15 троллейбусов. Этот тендер вызывает наибольший интерес - предыдущий, проводившийся в апреле этого года закончился скандалом. Проигравшая конкурс компания «ПетроТроллейбус» обратилась в Федеральную антимонопольную службу (ФАС), которая установила три нарушения в ходе конкурса. Во-первых, он не проводился в форме аукциона. Во-вторых, в конкурсной документации не указано количество машин, которые должны быть закуплены. А в-третьих, в техническом задании к конкурсу содержались по сути описания конкретных моделей троллейбусов, которые в итоге и победили.
ФАС приняла решение о выдаче КЭРППиТу, как уполномоченному органу по размещению государственного заказа Санкт-Петербурга, предписания об аннулировании торгов. Но чиновники не выполнили предписаний ФАС. Правда нынешний конкурс имеет меньший бюджет (90 млн. против 600 млн. рублей в апреле) и проводится аукционным способом, как это и предписывает закон в случае закупок транспортных средств.