English
Русский
Suomi
Deutsch
01.03.2009-15.03.2009  
Liikennealan asiantuntija
01.03.2009-15.03.2009

Выход на рынок авиакомпании "Росавиа", которую создают "Ростехнологии" и правительство Москвы, откладывается. По итогам совещания, состоявшегося 4 марта 2009 г. с участием генерального директора «Росавиа» В Ванцева и руководителей авиакомпаний, входящих в новый альянс стало очевидно, что наступающий 29 марта "высокий" летний авиасезон пройдет без "Росавиа". Не ожидается подвижек и осенью: во время "низкого" зимнего сезона запускать рискованный проект бессмысленно. А если учесть, что после благополучного завершения объединения новой компании понадобится как минимум год для оформления разрешений для выхода на рынок международных перевозок, то на ближайшие год-два о "Росавиа" можно благополучно забыть и не ждать новостей.
Напомним, что решение о создании "Росавиа" было принято в начале сентября 2008 года после остановки альянса AiRUnion, госпакеты компаний которого были переданы "Ростехнологиям". Кроме компаний AiRUnion, крупнейшие из которых сейчас находятся в процессе банкротства, "Ростехнологии" должны внести в "Росавиа" "Оренбургские авиалинии", "Кавминводыавиа", "Владивосток Авиа", "Дальавиа", "Сахалинские авиатрассы" и ГТК "Россия". Госкорпорация получит 50% плюс одна акция новой компании, остальное достанется правительству Москвы, которое внесет в качестве своей доли 100% акций авиакомпании "Атлант-Союз" и не определенный пока денежный взнос. Однако половина крупных авиакомпаний "Росавиа" к настоящему времени не готова к объединению даже технически. В ГТК "Россия" сейчас идет выделение спецотряда по перевозкам высших чиновников, после которого ФГУП еще предстоит акционирование. Из состава "Оренбургских авиалиний" и "Кавминводыавиа" еще должны быть выделены аэропорты. Во "Владивосток Авиа" и "Атлант-Союзе" есть частные акционеры (группа "Альянс" и бывший менеджер "Каскола" Виктор Григорьев соответственно), и вопросы о выкупе их пакетов пока не решены. Поэтому не удивительно, что объединение авиакомпаний откладывается на неопределенный срок.



Депутаты Законодательного собрание Санкт-Петербурга приняли поправку к городскому закону «О наземном пассажирском маршрутном транспорте общего пользования в Санкт-Петербурге», увеличивающую штрафы для нелегальных перевозчиков, продолжающих работать на рынке маршрутных такси. Принятие поправки инициировал Комитет по транспорту Правительства Санкт-Петербурга, что свидетельствует о новом подходе команды главы комитета А.В.Кадырова к проблеме регулирования деятельности компаний-перевозчиков, кто работает в городе нелегально.
Нелегальные перевозчики появились в Санкт-Петербурге в начале 2006 г., когда Комитет по транспорту по итогам проведенного конкурса объявил имена шести компаний, получивших право возить петербуржцев в маршрутных и социальных автобусах в 2006-2010 годах. ГУП «Пассажиравтотранс» получил это право без всяких конкурсов, а за бортом прибыльного бизнеса остались 50 фирм, отказавшихся несмотря на официальный запрет, уходить с рынка перевозок. Вынужденная совместная работа победителей на одних и тех же маршрутах со строптивыми конкурентами приводит к ежемесячной потере ими 15-20 миллионов рублей недополученной прибыли. К тому же собираемость штрафов за выход на линию перевозчиков, не имеющих официального договора с Комитетом по транспорту, достаточно низка и в 2008 году не превысила 15 процентов. Кроме того, доказать вину и взыскать большой штраф с компании-нелегала достаточно сложно: по документам все они являются не юридическими лицами, а частными предпринимателями, максимальный штраф для которых составлял всего 5 тыс. рублей. Поэтому депутаты пошли по пути наименьшего сопротивления и вместо того, чтобы увеличить КПД сбора штрафов по старым расценкам, увеличили их максимальный размер в несколько раз (до 200 тыс.руб. для юридических лиц и до 50 тыс.руб. – для индивидуальных предпринимателей). Вряд ли это приведет к улучшению ситуации на рынке маршрутных такси: порядок здесь могут навести не высокие штрафы, а единый тариф для социальных и коммерческих автобусных маршрутов, который будет введен в 2010 году. Еще одно принципиальное изменение, касающееся «маршруток», вступило в силу с 11 марта 2009 г. Согласно опубликованному постановлению правительства РФ "Правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом" "маршрутки" теперь относятся не к разряду такси, а к регулярному общественному транспорту, где есть маршрут, фиксированная стоимость проезда и ответственность перед пассажирами.



Наконец-то вступила в силу поправка в ст.25.11 закона "О порядке выезда из РФ и въезда в РФ", в соответствии с которой с 3 марта 2009 г. устанавливается безвизовый режим въезда в РФ и пребывания в РФ для иностранных граждан и лиц без гражданства, прибывающих в РФ на срок до 72 часов в туристических целях на пассажирских паромах. Принятие поправки в закон может способствовать возвращению паромного сообщения в Санкт-Петербург и увеличению потока туристов. Сейчас паромы в Петербург не ходят, поскольку единственная компания, производящая рейсы в город на Неве, - Stella Lines заморозила это направление еще осенью прошлого года из-за экономического кризиса и низкой загруженности линии. Однако существуют объективные причины для развития паромного сообщения несмотря на экономические трудности. У паромов есть одно существенное преимущество над круизными лайнерами: путешествовать на них дешевле, они более локальны и занимают короткое время, что сейчас очень важно для туриста. Сдерживающим развитие паромного туризма фактором является отсутствие в Санкт-Петербурге современного пассажирского причала, способного принимать паромы. Открытие паромного терминала нового пассажирского порта Морского фасада, строящегося в западной части Васильевского острова, планируется только в следующем году.
Следует отметить, что на круизных лайнерах, прибывающих в город на Неве, кризис пока не сказался - в 2009 новый пассажирский порт в западной части Васильевского острова должен принять чуть более ста круизных судов. А в начале марта 2009 г. в круизном пассажирском терминале Морского фасада, который относится к первой очереди порта, состоялось открытие пункта пропуска через Государственную границу для работы пограничной, таможенной и других контрольных служб. Причал же для принятия паромных пассажиров на Морском фасаде планируется открыть только в следующем году.