Way to dead end
Date: 27.01.2009
Every St. Petersburg citizen either public transport passengers or road-users can soon face one more crisis, and that is of transportation. The crisis will definitely begin without St. Petersburg transportation concept being developed and realized in a relatively short time.
Путь в тупик
Всех жителей города – и пассажиров общественного транспорта и автовладельцев – в ближайшее время может ожидать еще один кризис – транспортный. Кризис наступит, если в короткие сроки не будет выработана, а затем реализована транспортная концепция Санкт-Петербурга.
Случилось. Практически год продолжалась подготовка очередного проекта комитета по транспорту – создание выделенных полос на Невском проспекте для общественного транспорта. Уже закончился полугодовой ремонт Невского проспекта, уже была нанесена новая разметка, в том числе и та, которая разрешает движение по крайней правой полосе только общественного транспорта. А Комитет по транспорту все медлил с открытием своего нового детища и в очередной раз переносил сроки открытия выделенных полос. Наконец, в субботу 20 декабря транспортный мегапроект был торжественно открыт.
А в понедельник тысячи жителей города опаздывали на работу, ругая нововведения транспортного комитета. Для многих пассажиров привычное время на дорогу увеличилось в полтора-два раза. Дело в том, что с открытием выделенных полос с Невского проспекта были убраны все маршрутки – теперь перевозки осуществляются только автобусами большой вместимости и троллейбусами. Были изменены схемы движения трех автобусных социальных маршрутов и пятнадцати коммерческих маршрутов микроавтобусов. Еще 14 коммерческих автобусных маршрутов были отменены. Добавлен же был один маршрут троллейбуса.
Недостаточное развитие сети петербургского метрополитена по сравнению с Москвой или крупными городами Европы приводит к тому, что даже в центре города многие районы находятся вне 5 минутной пешеходной доступности от станций метро. В такой ситуации использование наземного общественного транспорта в центре города необходимо. Упраздненные и измененные маршруты выполняли именно такую роль, а также связывали центр города с соседними районами. Причем для многих жителей города, в частности той части Красногвардейского район, где отсутствует метро, Васильевского острова и Петроградской стороны наземный транспорт являлся основным.
Отказ от маршруток – это одна из задач, которую поставил комитет по транспорту во главу своей деятельности. Не вдаваясь в дискуссию по поводу достоинств и недостатков маршрутных такси, надо заметить, что от выбора приоритетных направлений развития городского транспорта не должна ухудшаться транспортная доступность городских районов. Наоборот, все действия транспортных служб города должны только увеличивать возможности городского транспорта. У нас часто происходит наоборот, ситуация с введением выделенной полосы на Невском из разряда таких примеров. Снятие маршруток предполагалось компенсировать увеличением количества автобусов и троллейбусов. По заверениям чиновников транспорт на Невском проспекте должен ходить с интервалом немногим больше одной минуты. Месяц наблюдений за выделенной полосой на Невском проспекте дает основания сказать, что интервал такой выдерживается далеко не всегда. Причина этому – пробки в районе площади Восстания и стрелки Васильевского острова. А основные нарекания пассажиров относятся не к движению транспорта по выделенной полосе, а к изменениям маршрутов транспорта в связи с открытием выделенной полосы и к невозможности добраться наземным транспортом до Невского проспекта.
Во многих городах Европы существуют выделенные полосы для общественного транспорта и очень успешно работают.
Выделенная полоса – это полоса на проезжей части, предназначенная для движения только городского общественного транспорта (в некоторых городах движение по такой полосе разрешено такси). Полоса обозначена специальными знаками, разметкой, в некоторых случаях она обособлена физически от других полос проезжей части. Цель создания таких полос – сделать движение общественного транспорта независимым от пробок и создать ситуацию, когда передвижения на общественном транспорте становятся более выгодным по сравнению с личным транспортом. |
В нашем же городе возникает впечатление, что выделенные полосы создаются для того, чтобы опровергнуть весь успешный опыт их эксплуатации. В октябре 2007 года выделенные полосы для общественного транспорта были открыты на Петроградской стороне (на Большой Пушкарской улице и Большом проспекте). Для движения транспорта была выделена крайняя правая полоса, которая никак не отделялась от остальной проезжей части. Первые месяцы работы показали полную неэффективность таких полос. Главной причиной этого стало то, что на выделенных полосах продолжали парковаться автомобили. Недостаток знаков о том, что это выделенная полоса, плохая разметка, недисциплинированность водителей, отсутствие альтернативных парковок, недостаточная работа сотрудников ГИБДД - вот некоторые причины неэффективности выделенной полосы. После полугодовой работы полосы удалось справиться с привычкой автовладельцев парковаться на выделенной полосе, но ожидаемого эффекта от введения полосы добиться все равно не удалось. При создании выделенных полос в нашем городе все время допускается одна системная ошибка. Дело в том, что полуторокилометровая выделенная полоса на Петроградской стороне упирается с одной стороны в забитый автомобилями Каменноостровский проспект, а с другой стороны - в пробки в районе метро «Спортивная». Такая же ситуация повторилась на Лиговском проспекте, где выделенная полоса была открыта в середине ноября 2007 года. Выделенные полосы были устроены в центре проспекта и отделены от остальной проезжей части, но и в этом случае выделенная полоса (длиной около двух километров) упиралась в пробки у Московского вокзала и в районе Расстанной улицы. Выделенная полоса на Невском проспекте имеет такие же недостатки. В тоже время можно было соединить выделенные полосы на Невском проспекте и Петроградской стороне (через Васильевский остров и проспект Добролюбова), продлить полосы в одну сторону по Каменноостровскому проспекту в Приморский район, по проспекту Медиков в Выборгский район, а в другую сторону по Заневскому проспекту в Красногвардейский район. Выделенную полосу на Лиговке также можно соединить с Невским проспектом, продлить в одну сторону по Литейному проспекту, в другую - по Московскому. Таким образом, был бы получен ряд связанных выделенных линий, пересекающих всю центральную часть города в разных направлениях.
Во всем крупных городах мира транспортная проблема является одной из самых важных. Способы решения проблемы существуют разные, но во всех способах присутствуют такие действия городских властей как:
- придание приоритета общественному транспорту, в частности путем устройства выделенных полос для общественного транспорта,
- оптимизация движения в городе, в частности организация одностороннего движения по центральным улицам города,
- создание широкой сети парковок.
В декабре 2007 года Институт территориального развития и транспортной инфраструктуры представил Комплексную схема организации дорожного движения, выполненную по заказу «Дирекции по организации дорожного движения Санкт-Петербурга» (подразделение комитета по транспорту). Схема предполагала создание в общей сложности более 100 километров выделенных полос, организацию парковок и запрещение движения и стоянки личного транспорта на некоторых городских улицах. Предполагалось, что в течение нескольких месяцев схема будет обсуждена всеми заинтересованными сторонами и принята для исполнения. Кадровые перестановки, произошедшие в Комитете по транспорту в начале 2008 года отложили выполнение этих планов. Новый глава комитета по транспорту Александр Кадыров говорит уже о необходимости разработки другой программы - концепции городского пассажирского транспорта.
В итоге в течение 2008 года была подготовлена выделенная полоса на Невском проспекте, которая является изолированным двухкилометровым отрезком для относительно приоритетного движения общественного транспорта (в том случае, когда он добирается до выделенной полосы через окружающий Невский проспект пробки). Была изменена схема движения транспорта в нескольких районах, причем снятые маршруты коммерческого транспорта не получили достаточной замены социальными маршрутами. Оставшиеся маршруты коммерческого транспорта, которые были убраны с Невского проспекта на прилегающие улицы, что еще больше затруднило ситуацию с проездом в центре города. Например, Гороховая улица иногда просто заблокирована маршрутками, объезжающими Невский проспект. К увеличению потока по этим улицам добавилось закрытие некоторых полос из-за ремонта домов. Таким образом, действия по созданию выделенной полосы на Невском проспекте и изменения в связи с этим схемы движения транспорта привели к общему ухудшению ситуации.
Претензии надо предъявлять не только к комитету по транспорту. Отсутствие городской стратегической программы решения транспортной проблемы приводит к несогласованности в действиях различных структур городской администрации. Транспортная концепция должна учитывать развитие жилых и промышленных районов города, причем опережающими темпами, а не по факту возникновения проблемы. А в каких-то случаях транспортные вопросы должны стать определяющими для развития городских районов. Так концепция вывода из центра города промышленных предприятий и строительство на их месте многочисленных бизнес-центров приводит к еще большему ухудшению транспортной обстановки в городе. Поэтому надо рассмотреть возможность законодательного ограничения строительства новых бизнес-центров в центральных районах города, и представления определенных привилегий для строительства бизнес-центров в новых районах.
До тех пор, пока не будет такой концепции развития транспорта в городе, мы будем свидетелями половинчатых и непоследовательных решений польза от которых минимальна. Финансовый кризис может быть даже «полезен» городу в сложившейся ситуации. Данные о снижении в ноябре продаж иномарок в России (впервые с 2004 года) дают возможность предположить, что увеличение количества машин в городе замедлится – транспортный коллапс не некоторое время будет отсрочен. Смогут ли власти города использовать эту отсрочку, выработать и начать реализацию профессиональной транспортной концепции Санкт-Петербурга, скоро станет понятно на улицах города. Хотелось бы, чтобы действия городских служб при этом были значительно эффективней и вызвали у жителей более положительные эмоции, нежели при открытии выделенной полосы на Невском проспекте.
Send message