Петербург-Финляндия: первое полугодие 2011
Date: 22.07.2011
Петербург-Финляндия: первое полугодие 2011
С запуском поездов Allegro и паромов между финской государственной и российской северной столицами в прошлом году транспортная отрасль в двустороннем взаимодействии отошла на второй план. Приоритет в информационном пространстве отдан строительному сектору. Чем отмечено взаимодействие Петербурга и Финляндии в первой половине 2011 года?
В январе было объявлено о новом этапе развития территории «Балтийской жемчужины». ООО «Жемчужная плаза», на то время – совместное предприятие на паритетных началах
- финской SRV (ее петербургской дочки – ООО «СРВ Девелопмент») и
- китайской Шанхайской заграничной объединенной инвестиционной компании (ее петербургской дочки – ЗАО «Балтийская жемчужина»), холдинга под руководством Шанхайской индустриальной инвестиционной компании, объединяющей компании Brillance Group, Jinjiang International, Shanghai Greenland и Shanghai E&A Development Center,
утвердило объем инвестиций в 130 млн. евро на строительство первой очереди торгового центра. ООО «СРВ Девелопмент» подписало договор на управление проектом строительства первой очереди стоимостью 100 млн. евро. Большую часть расходов по проекту (85%) предполагалось возложить на китайскую компанию. В феврале ООО «Жемчужная плаза» сменила собственника, им стала голландская компания Netherlands Pearl Plaza. 50% акций – в собственности SRV, данные о собственнике второй половины компании не раскрываются.
Тогда же финские компании Rakla и YIT объявили о подписании соглашения о строительстве завода по производству стекла и стеклопакетов, который Rakla называет самым современным в Европе. Данные о стоимости проекта не раскрываются. Площадь завода составит 8 тыс. кв. м.
В феврале Lemminkäinen подписала соглашение с финской компанией Lipsanen & Co на застройку 5,6 га территории бывшего Сталепрокатного завода на Косой линии Василеостровского района. В нынешнем проекте строительства предполагается возвести жилой микрорайон на 2000 квартир, 90 тыс. кв. м отдать под офисную недвижимость и 30 тыс. – под гостиницу, всего планируется возвести около 410 тыс. кв. м жилой и коммерческой недвижимости. Стоимость проекта (окончание строительства в 2017 году) – около 400 млн. евро.
В марте первый завод в России открыла компания Meka Pro Oy, специализирующаяся на производстве кабеленесущих систем. Представительство финского предприятия в Петербурге (первом из российских городов) было открыто практически 10 лет назад, в 2002 году, реализацией продукции занималась компания ООО «Мека». Производством конструкций для прокладки кабелей будет заведовать ООО «Румека».
Месяцем ранее дочернее предприятие другого финского предприятия, Rudus AB, ООО «Элпотек» объявило о начале строительства завода по производству железобетонных панелей, также со встроенными коммуникациями, и бетона. Текущий проект строительства производственного комплекса оценивается в 8 млн. евро.
В апреле ЗАО ЮИТ «Лентек» (дочернее предприятие YIT) завершило оформление всех документов на земельный участок площадью 2,9 га вблизи Смольного собора и здания Администрации Петербурга, на территории бывшего завода «Мягкая мебель». Компания планирует разместить на участке элитный жилой комплекс на 500 квартир, общей площадью в 50 тыс. кв. м.
В июне, в рамках Петербургского международного экономического форума SOK Retail International Oy, управляющая компания сети супермаркетов Prisma, объявила о заключении соглашения с холдингом «Адамант» на строительство четырех торгово-развлекательных комплексов. Объем инвестиций с финской стороны – 100 млн. евро. Другая торговая компания, Kesko, также планирует экспансию на российском рынке. В Петербурге компания планирует открыть два продуктовых центра в 2012-2013 гг. При этом Kesko планирует перевести часть магазинов «К-Раута» в новые, более просторные помещения.
Закономерно, с обилием позитивных новостей строительная отрасль стала источником и тревожных сообщений. Так, в региональных СМИ появилось 6 сообщений сходного содержания и эмоциональной окраски о конфликтной ситуации с дольщиками дома по Ярославскому проспекту, 78, доставшимися финской компании от предыдущего застройщика – холдинга «Высокие строительные технологии». Фабула публикаций заключалась в том, что одна из крупнейших строительных компаний Финляндии «под давлением» властей Петербурга может уйти с российского (!) рынка. Фактическая сторона вопроса заключалась в том, что правительство города (в лице вице-губернатора Романа Филимонова) потребовало от Lemminkäinen (ЗАО «Лемминкяйнен Рус») принять обязательства по погашению задолженности перед всеми дольщиками. Летом Lemminkäinen сообщила, что все вопросы получилось согласовать.
Что касается транспортной отрасли, она функционировала в первом полугодии 2011 года в штатном режиме. Объем железнодорожных перевозок между Петербургом и Хельсинки в первом квартале 2011 года вырос на 34,8%.
Традиционно успешно визовое направление двустороннего, финско-петербургского, взаимодействия. На этот раз не только в срезе количества выданных петербуржцам финских виз, сколько в инфраструктурном плане. В феврале был открыт крупнейший в мире финский визовый центр «одного окна»: 3 тыс. кв. м площади, 83 окна для обслуживания, 200 сотрудников. Что касается официальной визовой статистики, то по результатам первых двух месяцев 2011 года, количество виз, выданных Генеральным консульством Финляндии, выросло на 30%, за первые три месяца работы визового центра – на 60%. Алаверды, в Финляндии открыто четыре российских визовых центра, оператором которых выступает, как и в финских центрах в России, индийская компания VFS Global.
Другая область двусторонней компетенции – экология. И здесь отмечается прогресс. В июне введен в строй последний элемент петербургской части международного проекта «Чистая Балтика», патронируемого президентом Финляндии Тарьей Халонен, – полноценный комплекс по удалению фосфора из сточных вод, поступающих в Финский залив, на третьей крупнейшей очистной станции Водоканала – Северной станции аэрации. Теперь город соответствует последним рекомендациям Хельсинской комиссии по защите Балтийского моря, достигнуты цели проекта, запущенного еще в 2005 году.
Подводя итог, следует отметить, что в первом полугодии 2011 года произошла смена отраслевых акцентов во взаимодействии Петербурга и Финляндии: большой массив событий в транспортной отрасли сменился на такой же объем событий в строительной сфере. При этом тенденции роста сохраняются. Вместе с тем, двусторонним отношениям предстоит испытание человеческим фактором. Хочется надеяться, что интенсивность связей Финляндии и Петербурга со сменой руководства, в Финляндии – уже частично состоявшегося (в следующем году предстоят еще выборы президента), в Петербурге – только предстоящего, спадать не будет.
Send message