The perspectives of the creation of a single state oil holding company Public Corporation «Rosneftegaz»
Date: 15.09.2007
There has recently been a piece of information in the press concerning the creation of a single national oil company in Russia. According to mass media, oil assets of the public corporation «Gazprom» and the public corporation «Rosneft» must be incorporated in a single state holding company – the public corporation «Rosneftegaz». However there is every reason to consider that a few big Russian independent oil companies can also join the holding company in a “compulsory” way. The concentration of oil industry in the hands of the state would make it possible to significantly strengthen the line of command and minimize the influence of regional political and economic elites. This article deals with both the perspective of the creation of a single oil company and the assessment of the preconditions for the joining of the independent oil and gas players to the state holding company.
Перспективы создания единого нефтяного государственного холдинга ОАО «Роснефтегаз»
Напряженные отношения между ОАО «Газпром» и ОАО НК «Роснефть» могут скоро перейти в другую плоскость. По имеющимся данным в СМИ, предполагается сформировать национальную нефтяную компанию на базе ОАО «Роснефтегаз». Старт компании предположительно намечен на середину сентября, начало октября 2007 года. Ориентировочные строки< завершения объединения – конец 2007 года. По неофициальным данным, полученным из открытых источников, в настоящее время изучается возможность объединения в рамках единого госхолдинга «Сургутнефтегаза», «Роснефти», «За¬рубежнефти» и, возможно, «РуссНефти», где первым шагом к формированию нефтяного гиганта может стать смена команды управленцев в компаниях. При этом доля возможно будущей государственной корпорации ОАО «Роснефтегаз» в общем объеме производства нефти в России составит порядка 45%. При этом в результате слияния может быть образован один из лидеров мировой нефтяной индустрии (около 11-12% от общемировых показателей добычи нефти, где Россия занимает второе место после Саудовской Аравии -13%).
ОАО «Роснефтегаз» — российская компания, владелец 75 % акций «Роснефти» , а также 10,74 % акций «Газпрома». 100 % акций «Роснефтегаза» принадлежат Российской Федерации в лице Федерального агентства по управлению федеральным имуществом.
ОАО было зарегистрировано 23 ноября 2004 по адресу регистрации ГУП Федерального внешнеэкономического объединения «Технопромэкспорт»: г. Москва, Овчинниковская наб., д. 18/1.
С 23 ноября 2004 года ГУП ВО «Технопромэкспорт» является 100-%ым учредителем ОАО «Роснефтегаз». Спустя чуть больше месяца, по распоряжению федерального агентства по управлению федеральным имуществом, от 30 декабря 2004 года N 1560-р в отношении ФГУП ВО «Технопромэкспорт» была инициировано процедура приватизации. Учредителем Общества выступила Российская Федерация в лице Федерального агентства по управлению федеральным имуществом. Уставный капитал Общества составляет 15705732,0 тыс. рублей. Государству принадлежат 100% акций Общества. Общество имеет свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц о прекращении деятельности ФГУП «ВО «Технопромэкспорт» в связи с реорганизацией в форме преобразования от 7 февраля 2006 года, серия 77 № 009969457, а также свидетельство о государственной регистрации ОАО «ВО «Технопромэкспорт», выданное 7 февраля 2006 года, серия 77 № 009969455, государственный регистрационный номер 1067746244026.
Факты истории «Роснефтегаза»
Интересной представляется история развития «Роснефтегаза», которая тянется с 1991 года. Следует сразу подчеркнуть, что «Роснефтегаз» в 1991 году нельзя сравнить с тем, что имеется в настоящее время.
Так в соответствии с Указом Президента РСФСР от 20 августа 1991 г. N 66, а также учитывая особенности функционирования нефтегазодобывающей промышленности и необходимость перевода нефтегазового комплекса на рыночные отношения, Совет Министров РСФСР постановил необходимость согласования с трудовыми коллективами производственных нефтегазодобывающих объединений и других организаций Министерства нефтяной и газовой промышленности СССР, Министерства топлива и энергетики РСФСР и Министерства экономики РСФСР об образовании на добровольной основе Российской государственной нефтегазовой корпорации «Роснефтегаз». Корпорация «Роснефтегаз» являлась хозяйственным комплексом по добыче нефти и газа, магистральному транспорту нефти, отраслевому машиностроению, научным и проектным работам в нефтегазовом комплексе на территории и континентальном шельфе РСФСР, при этом пользовалась правами юридического лица и действует на основании своего устава в пределах полномочий, переданных добровольно участниками корпорации.
Таким образом, в Корпорацию вошли:
ПО «Нижневартовскнефтегаз», ПО «Сургутнефтегаз», ПО «Ноябрьскнефтегаз», ПО «Юганскнефтегаз», ПО «Красноленинскнефтегаз», ПО «Варьеганнефтегаз», ПО «Когалымнефтегаз», ПО «Лангепаснефтегаз», ПО «Пурнефтегаз», ПО «Урайнефтегаз», ПО «Мегионнефтегаз», ПО Сибнефтегазпереработка, ПО «Запсибнефтестрой», ПО «Татнефть», ПО «Башнефть», ПО «Томскнефть», ПО «Куйбышевнефть», ПО «Пермнефть», ПО «Грознефть», ПО «Оренбургнефть», ПО «Коминефть», ПО «Ставропольнефтегаз», ПО «Нижневолжскнефть», ПО «Краснодарнефтегаз», ПО «Удмуртнефть», ПО «Дагнефть», ПО «Саратовнефтегаз», ПО «Сахалинморнефтегаз», ПО «Калининградморнефтегаз», ПО «Прикаспийбурнефть», НПО «Союзтермнефть», НПО «Союзнефтеотдача», Машиностроительный концерн «Нефтегазмаш», Хозяйственная ассоциация «Нефтегазгеофизика», ПО урало - сибирских магистральных нефтепроводов, ПО приволжских магистральных нефтепроводов ПО транссибирских магистральных нефтепроводов, ПО северо - западных магистральных нефтепроводов, ПО верхневолжских магистральных нефтепроводов, ПО магистральных нефтепроводов Западной и Северо - Западной Сибири, ПО магистральных нефтепроводов Центральной Сибири, ПО северных магистральных нефтепроводов, ПО северо - кавказских магистральных нефтепроводов, ПО черноморских магистральных нефтепроводов, НПО «Тюменнефтегаз», МНТК «Нефтеотдача».
В результате крупномасштабной программы приватизации (скорее перераспределения активов по регионам) Российской государственной нефтегазовой корпорации «Роснефтегаз» была образована компания «Роснефть». Компания «Роснефть» была создана в 1993 году как государственное предприятие. Она стала преемником компании «Роснефтегаз», которая, в свою очередь, возникла двумя годами ранее на месте упраздненного Министерства нефтяной и газовой промышленности СССР. Несмотря на то, что компания «Роснефть» являлась преемником «Роснефтегаза», значительные активы правопередатчика («Роснефтегаза») уже «уплыли» и «осели» по регионам, таким образом, «Роснефть» на тот период времени не обладала особой мощью и не представляла конкурентной силы. Перераспределение нефтегазовых и транспортных активов между различными региональными политическими элитискими группировками было требованием времени, поскольку президенту РФ Б.Н. Ельцину была крайне важна региональная поддержка не только в период первого, но и второго срока правления. В результате появилось несколько самостоятельных игроков на рынке ТЭК, такие как ОАО НК «Башнефть», ОАО НК «Славнефть», ОАО НГК «Сургутнефтегаз», ОАО НГК «Татнефть», ОАО НК ЮКОС, Газпром и т.д. Именно такие действия, в условиях переходного периода, способствовали созданию баланса политических и экономических сил в федеральном центре и в регионах. Как правило, в период смены политического режима, устанавливается авторитарная модель управления государством, которая предполагает образование нескольких сильных группировок (правда с теоретической точки зрения следует оговориться, что не во всех случаях перехода к демократическому режиму должны образовываться соперничающие «кланы», но применительно к России это не может быть отнесено); именно наличие резко соперничающих групп заставило правительство задуматься над тем, чтобы нефтяную и газовую сферу, а также нефтегазовые коммуникации сделать подконтрольными.
Полномасштабная реализация этой идеи могла осуществиться в 2004 году, когда президент России Владимир Путин объявил, что государство отдаст «Газпрому» контроль над «Роснефтью» в обмен на 10,74 % газовой монополии. Подобным образом государство рассчитывало сконцентрировать в своих руках контрольный пакет акций «Газпрома». Однако «Роснефти» удалось сохранить независимость: в декабре 2004 госкомпания купила «Юганскнефтегаз» у компании «Байкалфинансгруп», что коренным образом изменило не только финансовые показатели «Роснефти», но и ее риски. В результате пакеты акций обеих компаний остались на балансе «Роснефтегаза». В дальнейшем было объявлено, что слияния компаний не будет, а необходимое количество акций «Газпрома» государство приобретет за деньги. В 2005 «Роснефтегаз» за счет кредита зарубежных банков (в сумме $7,6 млрд.) купил у дочерних компаний «Газпрома» 10,74 % акций концерна. При этом следует отметить, что «Роснефтегаз» создавался как «временное хранилище» акций «Роснефти» и «Газпрома», и предполагалось, что он будет ликвидирован, как только погасит многомиллиардный кредит. «Роснефтегаз» вернул банкам деньги в середине 2006 года, но существует до сих пор.
Политические и экономические последствия срыва слияния Газпрома и Роснефти
По всей видимости, после приобретения «Роснефтью» «Юганскнефтегаза», отношения между Роснефтью и Газпромом стали напряженными. Сам факт покупки куска ЮКОСа сделал невозможным процедуру слияния двух госкомпаний, это также обнажило и противоречия среди кремлевских «кланов», которые осуществляют контроль над компаниями. При этом стоит заметить, что в открытых СМИ ранее проходила информация якобы о том, что «Газпром» и «Роснефть» заключили соглашение о разделе активов «ЮКОСа», поскольку подразделения НК «ЮКОСа» являлись свободными нефтяными активами, что делало возможным заключение «негласного соглашения». А так как производственная структура госкомпаний построена не совсем логично, по мнению ряда экономических обозревателей, то совершенно справедливым казалось заключение «негласных договоренностей», где Роснефть получила бы перерабатывающие мощности ЮКОСа, а Газпром – добывающие. Роснефть по какой-то причине нарушила договоренности и приобрела крупнейший добывающий актив – ЮНГ. Складывается впечатление, что кремлевские группировки (а их две, как утверждают в прессе) не смогли договориться о перераспределении сфер влияния после того, как будет совершена процедура объединения, ведь если рассматривать приближенно, то реально власть сосредоточена была бы только у одной «группы» высокопоставленных. При этом роль и власть контролирующих «Роснефть» была бы, возможно, несколько принижена.
Таким образом, борьба за контроль над «ЮКОСом» может вполне сойти за рефлексирование внутриполитических отношений, где конкуренция между ними будет постоянной. А если точнее, то экономическое противостояние Газпрома и Роснефти прямо пропорционально мощи политических «кланов» администрации президента. Иными словами, экономическое усиление одной из госкомпаний может быть легко переведено в усиление политического влияния.
С экономической точки зрения отказ от слияния хотя и имеет ряд негативных моментов, но в целом же оказался позитивным для обеих компаний. Так, «Роснефть» сохранила свою активность и мобильность, но ее развитие притормаживают многомиллиардные задолженности. «Газпром», несмотря на провал объединения, избежал роста задолженностей и риска судебных преследований, к тому же не пришлось решать проблемы с построением новой системы управления совместной компанией.
Перспективы образования нового государственного нефтяного холдинга на базе ОАО «Роснефтегаз»
ОАО «Роснефтегаз» может стать крупнейшим игроком нефтяной отрасли, под ее крылом могут быть объедены «Сургутнефтегаз», «Роснефть», «За¬рубежнефть» и, возможно, «РуссНефти» и предприятия башкирского и татарстанского ТЭК.
Можно предположить несколько сценариев развития ситуации:
-
Если предположить, что объединение на основе «Роснефтегаза» реально, то высока вероятность того, что «Зарубежнефть» войдет в состав нового государственного нефтяного холдинга, так как «Зарубежнефть» находится в государственной собственности и связана с ОАО ВО «Технопромэкспорт» посредством нескольких крупных проектов.
C 2004 года в СМИ появляются о том, что ОАО НК «Сургутнефтегаз» планирует вхождение в одну из госкомпаний. Не исключено, что публикуя данную информацию, топ – менеджмент «Сургутнефтегаза» изучал и анализировал реакцию остальных игроков на топливно-энергетическом рынке России. Вероятность того, что ОАО НК «СНГ» будет присоединен к «Роснефтегазу» представляется вполне возможной. Однако достоверность прогноза можно оценить приблизительно на 25-30 процентов, относительно предполагаемых трансакционных издержек и особенности владения капиталом предприятия. Заметим, что более 80% акций компании осели в «дочках» ОАО НК «СНГ» и топ – менеджменте. В СМИ сообщалось, что ОАО НГК «Сургетнефтегаз» тесно аффиллирован с Банком Россия (структурой, близкой к президенту), в этом случае присоединение ОАО «СНГ» к ОАО «Роснефтегазу» будет означать выбор президента в пользу «клана» Сечина («Роснефть»), что подразумевает негласное определение премьер министра и преемника президента на выборах в 2008 году. Предполагаем, что выбор может быть сделан 7 октября, в отношении назначении Премьер Министра (где назначение человека из Сечинской группы, означает примыкание «Сургутнефтегаза» к «Роснефтегазу»). Однако нам не удалось установить достоверность данного факта, поскольку официально Банк «Россия» не является акционером ОАО НГК «Сургутнефтегаз» и его дочерних и зависимых обществ. (см. структурную схему связей ОАО НГК «Сургутнефтегаз»). До сих пор остается не ясным кто в действительности контролирует «Сургутнефтегаз». По данным открытых источников акции компании якобы находятся на балансах дочерних и зависимых обществ НК, однако подтвердить данный факт пока не представляется возможным. Также СМИ активно настаивает на том, что структура управления компанией не является прозрачной. По данному факту отметим, что ОАО НГК «Сургутнефтегаз» имеет «двойника» (см.: структурную схему связей ОАО НГК «Сургутнефтегаз»). Некое ООО «Сургутнефтегз», зарегистрированное в Петербурге (ИНН: 7827002751), основными учредителями которого являются основатели ЧОП «Эспадон». Отметим, что сфера деятельности ООО «Сургутнефтегаза» - транспортно – логистическая. Данная фирма не имеет прямой связи с ОАО «Сургутнефтегаз», хотя совпадение в названии и формальная не связанность представляется маловероятным. Добавим, что ОАО НГК «Сургутнефтегаз» был (или остается) связан напрямую с ОАО «Роснефть» посредством учрежденной АОЗТ «Компания Русская Нефтяная Инициатива» с 1996 года. Учитывая давность события сложно сказать относительно прочности отношений «Роснефти» и «Сургутнефтегаза». На «Сургутнефтегаз» вполне может претендовать и ОАО «Газпром». Вероятность присоединения ОАО «СНГ» к газовой монополии или к «Роснефти» составляет примерно 50 на 50 процентов, поскольку активы «СНГ» уже можно считать политическими и присоединение НК к тому или иному политическому клану будет решено в самое ближайшее время. По нашему мнению ОАО НКГ «Сургутнефтегз» будет включен в состав ОАО «Роснефтегаз», поскольку, слухи об аффиллированности с Банком Россия не могут возникнуть на пустом месте, во-вторых, «СНГ» имеет давние связи с «Роснефтью», в-третьих, неясная информация о составе акционеров «Сургутнефтегаза» косвенно дает понять, что эта компания может быть зарезервирована для слияния с государственной нефтяной компанией и «защищена» от посягательства со стороны.
ОАО НК «РуссНефть». На 100% акций ОАО «Русснефть» был наложен арест, когда в отношении экс-главы компании Михаила Гуцериева было возбуждено уголовное дело, а его персона объявлена в международный розыск. Он обвиняется в незаконном предпринимательстве и уклонении от уплаты налогов. Если в результате следствия будет доказано нарушение закона, то все активы ОАО НК «РуссНефть» будут переведены на баланс Федерального агентства по управлению федеральным имуществом. Ранее Федеральная Налоговая Служба и Прокуратура провели независимые расследования в результате которых было принято решение о возбуждении уголовного дела, так пресса трактует события в отношении ОАО НК «РуссНефть». В преддверие смены политического руководства (выборы президента - 2008), по всей видимости, активизируются процессы по концентрированию нефтяных и газовых активов в руках нескольких политических групп (а соответственно и компаний, интересы которых отстаивают политико-административные «кланы»). Так, относительно недавно, был «решен» вопрос относительно крупнейших проектов: «Сахалин – 2», «Ковыкта», «Харьяга», на подходе «Сахалин-1», где с помощью прокурорских проверок и бдительности Росприроднадзора и Минприроды были изменены составы акционеров в проектах. Относительно ОАО НК «РуссНефти» не исключаем что ФНС и Прокуратура действует в пользу «Роснефти» и будущего «Роснефтегаза», поскольку нерационально было бы упускать данных актив, когда есть возможность его взять легально посредством закона. Таким образом, государственные структуры, способствующие получению желанных нефтегазовых активов для госпредприятий можно условно разделить на «газпромовские» и «Роснефти». Иными словами: по результатам деятельности госструктур в отношении нефтегазовых предприятий можно понять чьи интересы они представляют. Сценарий, когда ОАО НК «РуссНефть» перейдет на баланс ОАО «Роснефтегаза» актуален и реален в том случае, когда все судебные издержки по процессу главы НК будут завершены до президентских выборов -2008, поскольку до указанного периода проще «прибрать» «РуссНефть» в государственную собственность.
-
ОАО НК «Башнефть». Серьезная игра вокруг «Башнефти» уже началась. В полном соответствии с положениями своей экспансионистской стратегии «Газпром» предпринимает активные усилия для того, чтобы лишить семью президента Башкирии контроля над ТЭКом республики. То, что в итоге «Башнефть» достанется одному из крупных государственных концернов – «Газпрому» или «Роснефти» – очевидно было решено давно. Первый шаг сделал «Газпром». Так, в обмен на 0,29% своих акций гигант приобрел контрольный пакет (53,9% акций) «Салаватнефтеоргсинтеза». Несмотря на заявления Муртазы Рахимова о том, что эта сделка останется единственной, и Башкирия не намерена переуступать никому дальнейшие части холдинга, маловероятно, что ему удастся сдержать свои обещания. Москва заявляет о необходимости проведения деприватизации «Башнефти», для чего уже предпринят ряд соответствующих мер. Сходство разворачивающихся событий с процессом над ЮКОСом не вызывает сомнений. За дело активно взялась ФНС, которая официально обвиняет Урала Рахимова в том, что за длинной цепочкой подставных фирм он пытался «спрятать» от государства предприятия, приватизированные с серьезными нарушениями. В исках налоговики требуют признать недействительными все сделки по передаче акций как "совершенные с целью, противной основам правопорядка и нравственности". Статья 169 Гражданского кодекса предусматривает взыскание в доход государства всего, что было получено по подобным сделкам. Это означает, что в случае удовлетворения исков доли компаний должны будут немедленно перейти государству. Кроме того, «Башкирскому капиталу» предъявлена претензия на 42 млрд руб. за неуплату налога на прибыль после безвозмездной передачи акций благотворительным фондам. В ходе заседания, состоявшегося 29 марта, стало известно, что суд уже запретил всем структурам, владеющим акциями, любые сделки с этими бумагами. С юридической точки зрения, у государства есть все шансы на победу. Так и случилось. По последним данным, как следствие проведенных судебных разбирательств, компании башкирского ТЭКа будут поделены между ОАО «Роснефть» и ОАО «Газпром». При этом добывающая АНК «Башнефть» отойдет к «Газпрому» (у которого есть нефтяная «дочка» ОАО «Газпром нефть»), а перерабатывающие активы — ОАО «Уфаоргсинтез», ОАО «Новойл» (Ново-Уфимский НПЗ), ОАО «Уфанефтехим», ОАО «Уфимский НПЗ» и ОАО «Башкирнефтепродукт» — к «Роснефти». Таким образом, перерабатывающие активы Башкирского ТЭК могут вполне быть присоединены к «Роснефтегазу».
ОАО «Роснефтегаз». Недавно произошли изменения в руководящем составе Роснефтегаза. В частности бывший управляющий компании – Борисенко Николай Александрович - был назначен полномочным представителем президента по Дальне Восточному Федеральному Округу. Каланда Лариса Вячеславовна сменила его на посту. Предполагаем, что назначение Борисенко далеко не случайно и предполагает решения задач в интересах «Роснефти», поскольку в ДВФО остро скоро встанет проблема в связи с месторождениями Сахалина (1, 3, 4, 5) и Магадана (1 и 2), где Борисенко, по всей видимости, должен урегулировать эти проблемы в пользу Роснефти. Если новой нефтяной госкорпорации суждено быть, то для нее стратегически важным будет прочно обосноваться на Востоке страны, где перспективные и постоянно растущие экспортные рынки АТР создадут благоприятные условия для экспорта нефти, нефтепродуктов и СПГ. Следует заметить, что для Газпрома также крайне важным остается укрепление своих позиций на Востоке России, где одним из основных игроков является Роснефть. Соседство двух госкомпаний невольно сталкивает их экономические и политические интересы. Предполагаем, что назначение Борисенко на Дальний Восток вполне может быть подготовкой почвы для активного перераспределения или скорее закрепления месторождений за Роснефтью, в частности Сахалин 1, 3, 5.
В качестве вероятного сценария может быть рассмотрена стратегия политической игры, в рамках которой образование «Роснефтегаза» – негласное соглашение между Газпромом и Роснефтью о разграничении сфер влияния, после того, как нынешний президент РФ уйдет в отставку. Если кремлевская элита (группы, контролирующие госкомпании) сможет найти компромиссное решение, то это снимет множество внутриполитических и экономических противоречий и конфликтов.
Напомним, что компанию «Роснефтезаз» не ликвидировали по выполнении взятых на себя обязательств, для чего? Возможно для того, чтобы в канун выборов использовать данную организацию в качестве политического инструмента. Поскольку представляется весьма актуальным «глобальная» консолидация нефтяных активов, когда на кану голоса избирателей в урне «принятия решений».
Как уже было отмечено выше Российская государственная нефтегазовая корпорация «Роснефтегаз» была образована в 1991 году, а в 1993 на ее базе было основано АО НК «Роснефть», при этом все активы Роснефтегаза были переданы в ОА «Роснефть», а сама правопередатчица, по всей видимости, канула в лету. В 2004 Федеральным агентством по управлению федеральным имуществом было учреждено ОАО «Роснефтегаз». Однако к 2004 году уже существовало некое предприятие под названием ОАО «Роснефтегаз», которое было зарегистрировано 29.03.2001 года в городе Тверь; и к тому же это предприятие имело полноценное представительство в Москве. Отмеченное тверское предприятие трудилось(ся) в нефтегазовом секторе, причем полностью находится в частной собственности. Представляется маловероятным, что относительно близко географически могут уживаться две организации со схожим названием, правовой формой и родом деятельности. Вряд ли двойник стратегического предприятия мог появиться просто так, даже тремя годами ранее, это наводит на мысль, что после президентских выборов ситуация вокруг государственного ОАО «Роснефтегаз» может сильно измениться.
Следует заметить, что помимо государственного «Роснефтезга» и частного ОАО существуют еще две организации со схожим названием, но они находятся в ЯНАО и Иркутской области, занимаются схожей деятельностью, однако для выявления связей между ними, частным и государственным ОАО требуется провести дополнительное исследование.
Приложения
Борисенко Николай Александрович Дата рождения: 4 марта 1956 г. Образование: Окончил Сибирский металлургический институт (г. Новокузнецк), получив квалификацию «инженер-металлург» в 1980 г. Основные этапы биографии С 1981 по 1991 год работал геофизиком-оператором, инженером, старшим инженером, начальником отряда полевой картели Сахалинской геофизической экспедиции ПГО «Сахалингеология», г.Южно-Сахалинск. С 1991 по 1994 год занимал должность заместителя генерального директора ТОО «Новинтех», г.Южно-Сахалинск. В 1996-1998 гг. - заместитель генерального директора ОАО «Роснефть-Сахалинморнефтегаз». В 1998 г. был назначен первым вице-президентом ОАО НК «Роснефть» (курировал взаимодействие с органами государственной власти, вопросы собственности и корпоративного управления, вопросы приобретений, слияний и поглощений; в сфере его ответственности находилась контрольно-ревизионная деятельность, а также формирование информационной и имиджевой политики компании). В марте 2007 г. покинул этот пост в связи с переходом на другую работу. В мае 2005 г. вошел в Совет директоров ОАО «Роснефтегаз» - компании, которой государство передало 100% акций Роснефти; также являлся представителем основного акционера ОАО «Юганскнефтегаз» - ООО «Байкалфинансгруп»; Награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» II степени (Указ Президента РФ от 20 сентября 2005 г.). В июне 2007 г. назначен на пост заместителя полномочного представителя Президента РФ в ДВФО. |
Каланда Лариса Вячеславовна 18.05.1964 г.р. По данным прессы являлась сотрудником: ОАО «Роснефтегаз» с марта 2007 года ОАО «Роснефть» с 2004 года ТНК-ВР Менеджмент ОАО с 01.01.2003 по 31.12.2004 ФКК Росконтракт ОАО с 01.01.2000 по 31.12.2002 |
Send message