English
Русский
Suomi
Deutsch
 
Expert in energy development
Gold under the feet or how to earn on the problem of Russian roads
Date: 19.06.2009

There has been found a formula of monopolistic enrichment on the problems of Russian roads. A few companies of Russian fuel and energy complex will occupy the dominating position on the market of road-building with the help of production of polymeric compounds which are unique for Russia. The material augments the term of service of pavement 2-3 times more. By means of this technology, administrative resource and lobby a small group of chemists and oil industry workers will be able to reshape the market of road-building: to annihilate unnecessary actors and to build its road empire.

Золото под ногами или как заработать на проблеме российских дорог

Химики и нефтяники (производители полимеров и производных их них) придумали как можно «подняться» на извечной российской проблеме – дорогах. Узкая группа лиц, - представители ТЭК РФ, - задумали производить и поставлять инновационные полимерные компоненты и составы для строительства долговечных и надежных дорожных покрытий. Поскольку производство и поставки будут носить монопольный (избирательный, т.е. не для всех) характер, то одновременно игроки планируют занять существенную долю на рынке. Речь пойдет о новой для России технологии применения полимерных составов, которые необходимы для существенного увеличения срока службы дорог.
Актуальность и одновременно тревожность данной темы заключается в том, что до 2030 г. в РФ планируется построить не менее 20000 км дорог. Под это планируется ввести новые поправки в ГОСТ, которые предусматривали бы использование новаций при дорожном строительстве. Над Госстандартом профильные министерства и ведомства, при участии нефтехимических лоббистов, уже ведут работу, а химики и нефтяники оценивают объем рынка и подсчитывают потенциальную прибыль.
Дорожное строительство является весьма выгодным бизнесом, поэтому вхождение на рынок монопольных производителей инновационных компонентов (компаний ТЭК РФ) может изменить ситуацию на рынке. В особенности, если речь идет производстве вещества, которое значительно (минимум в два раза) увеличивает эксплуатационные свойства асфальто - бетона и дорожного полотна, соответственно. Иными словами: при использовании данной технологии, дорожное покрытие будет служить в разы дольше, а ремонтировать придется реже.
Это выгодно как региональным управлениям автомобильных дорог (подведомственных Министерству по транспорту), так и местным властям, поскольку нововведение в перспективе снизит затраты на ремонт и поддерживание транспортных коммуникаций в надлежащем состоянии. Безусловно, данный эффект отразится на общероссийском уровне, где экономия от эксплуатации дорог может составить от 2,5% до 3% от ВВП России.
Итак, недавно в СМИ различных уровней было широко про анонсировано создание супер современного промышленного производства бутадиен-стирольных термоэластопластов (БСТ), на основе которых будет изготавливаться полимерно-битумное вяжущее вещество (ПБВ). Последнее – исключительное новшество для российского рынка, будет применяться при строительстве дорог. Именно оно способно увеличить срок службы дорог минимум в два раза.



ТЕХНИЧЕСКАЯ СПРАВКА
Применение полимерно-битумных вяжущих (ПБВ) значительно улучшает качество и долговечность дорог. Если температура хрупкости традиционного битума - минус 15-18 градусов, и даже невысокие динамические нагрузки в этих условиях вызывают растрескивание дорожного полотна, то у ПБВ этот показатель увеличен до минус 40 градусов. За счет применения полимерно-битумных вяжущих сроки между плановыми и капитальными ремонтами дорог увеличиваются с 2-4 до 8-12 лет.
По экспертным оценкам, экономический эффект от использования продукта превышает 1 млн рублей на 1 км (при ширине дороги в 7 м, толщине верхнего слоя в 4 см, расходе смеси - 700 тонн на 1 км).
При расчете полной стоимости строительства 1 км дороги удорожание по сравнению с обычными битумами составляет менее 1%, а удорожание на этапе строительства полностью окупается за 2,5 года на этапе эксплуатации.


ПРЕДПОСЫЛКИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
Использование ПБВ отвечает целям государственной целевой программы «Развитие транспортной системы России», согласно которой к 2030 г. в стране должно появиться не менее 20 тыс. км. современных дорог. Существующая практика использования традиционных битумов для дорожного строительства приводит к быстрому изнашиванию дорожного полотна, из-за чего выделяемые государством средства уходят не на строительство новых, а на ремонт старых дорог. Применение ПБВ при ремонте старых дорог дает возможность реже их ремонтировать, а высвобождающиеся средства направлять на строительство новых трасс, способных, в свою очередь, разгрузить старые дороги и продлить срок их службы.
Практика применения ПБВ широко распространена в США, Европе и Китае. В России принят Госстандарт ГОСТ Р 52056-2003 «Вяжущие полимерно-битумные дорожные на основе блок-сополимеров типа стирол-бутадиен-стирол», направленный на широкое применение достижений современной науки в дорожном строительстве.


Однако не получится ли «как всегда»? Россия – страна уникальная, новшества и прогресс у нас всегда приветствуется, но при этом спотыкаются на консервативной российской ментальности и об интересы местных бизнес групп. Понятно, что применение ПБВ – рационально, но крайне не выгодно для тех, кто занимается ремонтом.
Нами не случайно была затронута «узкая группа лиц», которая продвигает применение данной технологии. Поскольку нормативное закрепление о применении состава (в ГОСТ) в асфальто- бетонной смеси гарантирует сбыт продукта и сулит повышением доли производства продуктов с высокой добавочной стоимостью для нефтехимиков. А также тех, кто на эксклюзивных правах будет закупать смесь для строительства дорог.

Что ж, настал черед раскрыть основных игроков на среднесрочную и долгосрочную перспективу. Итак, бутадиен-стирольные термоэластопласты (БСТ) – основной компонент для производства полимерно-битумное вяжущего вещества будет изготавливаться на дочернем предприятии ОАО «Сибур Холдинг» - ОАО «Воронежсинтезкаучук». ОАО «Воронежсинтезкаучук» - единственное предприятие в России, которое с 2010 г. будет производить БСТ (50 тыс. т в год.).

То, кто будет закупать данный полимер, и применять его для изготовления ПБВ – в перспективе представиться монополистом по поставкам. Производить ПВБ, также с 2010 года, планирует дочернее предприятие ОАО «Газпром Нефть» - ОАО «Омский НПЗ» , в перспективе также и ОАО «Московский НПЗ» . Между Сибуром и Газпром Нефтью уже согласованы закупки полимера.
Производство ПВБ на заводах в Омске и Москве, из-за выгодности географического положения, будут весьма перспективны. Если в Москве применение ПВБ можно лоббировать через Правительство Москвы, то Омск – отправная точка для наращивания потенциала транспортной инфраструктуры, как в Западной, так и Восточной Сибири. Кроме того, в Сибири применение ПВБ можно продвигать силами крупного и местного игрока, желательно имеющего связи в ТЭК.
Аналитическая группа «Балтийские Боевые Слоны» составила карту аффилированных и заинтересованных лиц, которая будет задействована при производстве и применении полимерного состава для дорожных покрытий (см. графическую схему).

Согласно данным, представленным на графической схеме видно, что ОАО «Газпром Нефть» и ОАО «Сибур Холдинг» создали рабочую группу по применению полимера. Проект уже поддержало Министерство по транспорту, а подведомственные органы Росавтодора: СоюздорНИИ и Росдортехнологии ведут активную работу с ОАО «Сибур Холдинг» по включению полимера в стандарт (ГОСТ) для изготовления и применения смеси для укладки порожного покрытия.
ОАО «Газпром Нефть» и ОАО «Сибур Холдинг» входят в одну вертикально-интегрированную структуру ОАО «Газпром». Газовая монополия, как известно, посредством ОАО «Роснефтегаз» контролируется государством (10,74 % акций «Газпрома»). Поэтому небезосновательно будет предполагать, что данный проект будет активно лоббироваться в кулуарах государственно власти.
Как уже было отмечено выше, ОАО «Газпром Нефть» имеет договоренности по поставкам БСТ на свое дочернее предприятие – Омский НПЗ. Первыми потребителями ПБВ от «Газпром Нефти» будут ремонтные службы и подрядные организации ФГУ «Сибуправтодор» . Регион был выбран не случайно, поскольку не так давно (2007 г.) разработана и утверждена правительственная программа РФ по наращиванию транспортного (дорожного) потенциала Сибирских территорий.
Основной игрок в регионе – иркутская компания ЗАО «Труд», основанная в 90-х, сейчас имеет несколько дочерних обществ и 700 единиц дорожно-строительной техники. ЗАО «Труд» входит в систему генеральных подрядчиков Федерального дорожного агентства Министерства транспорта (Росавтодор), имеет представительства в Москве, Чите, на Байкале и Сахалине. ЗАО «Труд», так же как и «Газпром Нефть», имеет возможность эксклюзивно закупать полимер у ОАО «Сибур Холдинг» и использовать его для строительства дорог.
С высокой долей вероятности, ЗАО «Труд», возможно и есть тот игрок, который будет продвигать использование данного продукта как на территории Сибири и Дальнего Востока, так и на европейской части страны (Москва, Санкт-Петербург). При этом компания займет существенную долю на дорожно-строительном рынке.
Согласно данным региональной прессы, ЗАО «Труд» было основано г-ном Тен Юрием Михайловичем, который, по слухам местных СМИ, являлся членом Некоммерческого партнерства «Энергетический клуб России». Членами НКО также значились весьма видные политические фигуры и бизнесмены: Черномырдин Виктор Степанович, Язев Валерий Афанасьевич, Медведев Владимир Сергеевич, Генералов Сергей Вадимович и др. Возможно в клубе участвовали и другие не менее важные и влиятельные лица, но о них местные СМИ как-то умалчивают. Данный факт представлен на графической схеме и показывает связи ЗАО «Труд» со структурами «Газпрома» и «Сибура».
ОАО «Воронежсинтезкаучук» (дочка «Сибура») совместно с ЗАО «Труд» и правительством Воронежской области приступили к развертыванию рекламной компании по применению ПБВ при строительстве дорог. Причем ЗАО «Труд» будет строить дорогу с применением данной технологи (участок трассы М4, как в Тульской, так и Воронежской областях).
По непроверенным данным Ъ, помощь в лоббировании применения ПБВ может оказать «Российский союз химиков», куда входит ОАО «Сибур Холдинг».
Таким образом, в обозримой перспективе регулировать данный бизнес будут всего два предприятия ТЭК РФ: ОАО «Газпром Нефть» и ОАО «Сибур Холдинг» и один игрок на рынке дорожного строительства – ЗАО «Труд».
К монополистам может присоединиться также ОАО «Татнефть» (имеет долю в ОАО «Московский НПЗ»). Подобный бизнес также выгоден и дочернему предприятию ОАО «Лукойл» - ОАО «Лукойл - Нефтехим».


Send message
*Email

*Message

Name

*Type the digits