English
Русский
Suomi
Deutsch
 
Expert in transportation
Competition for the sake of competition or thinking upon past and future transport competitions
Date: 19.05.2009

The results of the competition on the rights of service the passengers’ routes in Tosno district were summed up in April. That was the first competition after transport committee of Leningrad region announced its new policy in transportation. The competition was ended with a scandal, because local companies were not allowed to participate. The companies from other districts of Leningrad region and from Saint-Petersburg won the competition. A local company-transporter, which was not allowed to compete refused to serve social routes. How did it happen that a wish to improve transport service brought to an opposite result? What conclusion should a transport committee of Saint-Petersburg make based on such results of the competition?


Конкурс ради конкурса,


или размышления о прошедших и будущих транспортных конкурсах

В апреле были подведены итоги конкурса на право обслуживания пассажирских маршрутов в Тосненском районе. Это был первый конкурс после объявления Комитетом по транспорту Ленинградской области новой политики в отношении транспортных перевозок. Конкурс завершился скандалом – местные компании не были допущены на конкурс, победителями стали компании из других районов Ленинградской области и Санкт-Петербурга. А местная компания-перевозчик, не допущенная к конкурсу, отказалась обслуживать социальные маршруты. Почему же желание улучшить работу транспорта привело к обратному результату, какие уроки может извлечь Комитет по транспорту Санкт-Петербурга из итогов этого конкурса?

Конкурс в Тосненском районе.
В феврале 2009 года Комитет по транспорту и транспортной инфраструктуре Ленинградской области и Администрация муниципального образования «Тосненский район Ленинградской области» объявили конкурс на право обслуживания автобусных маршрутов Тосненского района. Автобусная маршрутная сеть района была разделена на 3 лота (по территориальному признаку). Конкурс предполагал сроки обслуживания маршрутов с 1 июля 2009 года по 1 января 2014 года, таким образом, речь шла о выборе перевозчиков для района на 4,5 года. На участие в конкурсе подали заявки 10 компаний, семь из которых так или иначе связаны с компанией «Питеравто». Все три тосненские компании, подавшие заявки на конкурс, также входят в состав холдинга «Питеравто». В их числе и ООО «АТП «Тосноавто», которое до настоящего времени осуществляло значительную часть автобусных перевозок в Тосненском районе.

Автобусные перевозки в Тосненском районе.
С 2004 года основную часть автобусных перевозок в Тосненском районе осуществляло ООО «Царскосельское транспортное предприятие «Тосно». С 2005 года предприятие принадлежит ООО «Питеравто», в 2007 году переименовано в ООО «АТП «Тосноавто». Администрация Тосненского района имеет договор на пассажирские перевозки с ООО «АТП «Тосноавто».
Всего на территории района действовало 35 социальных и 23 коммерческих маршрута, значительная часть из которых (27 социальных и 17 коммерческих маршрутов) обслуживалась ООО «АТП «Тосноавто». Компания имела для этих целей около 100 автобусов (25% малой вместимости, остальные средней и большой). Остальные маршруты обслуживали небольшие компании или компании холдинга «Питеравто» из Санкт-Петербурга.

В апреле 2009 году были подведены итоги конкурса на право перевозок в Тосненском районе. Результаты конкурса стали достаточно неожиданными. На стадии процедуры вскрытия конвертов с заявками шесть компаний (в том числе и ООО «АТП «Тосноавто») не были допущены к конкурсу из-за несоответствия документации. Все шесть компаний входят в холдинг «Питеравто». Допущены к конкурсу были только 4 компании:
  1. ООО «Гортранс»,
  2. ООО «Транс-Балт» (гатчинское подразделение холдинга «Питеравто»),
  3. ООО «Честный Извоз»,
  4. ООО «Невская линия».

На следующей стадии конкурса в результате оценки и сопоставления заявок победителями конкурса были признаны:

  1. по лоту №1 (32 маршрута, около 60 автобусов) – ООО «Транс-Балт»,
  2. по лоту №2 (5 маршрутов, около 30 автобусов) – ООО «Гортранс»,
  3. по лоту №3 (5 маршрутов, около 30 автобусов) – ООО «Невская линия».

После обнародования результатов конкурса ООО «АТП «Тосноавто» с 20 апреля прекратило перевозку пассажиров по социальному тарифу. По некоторым сведениям «Тосноавто» обосновывала этот отказ тем, что районная администрация имеет долги перед компанией по компенсации за социальные перевозки. Председатель Комитета по транспорту и транспортной инфраструктуре Ленинградской области Леонид Теребнев опроверг наличие долга районной администрации перед «Тосноавто», но заметил, что перед «Питеравто» задолженность есть у Гатчинского района в размере 2,5 млн. рублей.
В течение двух недель Администрация Тосненского МО направляла в адрес компании «Тосноавто» уведомления о нарушении договора, а с 4 мая расторгла с ней договор. Администрации пришлось срочно заключать договоры с победившими компаниями с более раннего срока, а не с 1 июля. Известно, что с ООО «Гортранс» и ООО «Невская линия» договоры подписаны, с ООО «Транс-Балт» пока ведутся переговоры.
Таким образом, отказ компании от перевозок привел к тому, что социальные перевозки по районным маршрутам были на некоторое время парализованы. В итоге пострадавшими от этих споров оказались пенсионеры и школьники и другие обладатели социальных льгот. В разногласиях компании и районной администрации пострадавшим оказался пассажир.
Рынок маршрутных автобусных перевозок.
Ситуация, сложившаяся на конкурсе, когда из 10 компаний 7 входят в состав одного холдинга, зеркально отображает ситуацию на рынке транспортных перевозок Санкт-Петербурга и области. Ситуация эта сложилась после проведенного в 2005-2006 годах в Санкт-Петербурге конкурса на право обслуживания автобусных перевозок. Напомним, тогда из 24 компаний, участвовавших в конкурсе, победителями стали шесть. Исключая одного из победителей – муниципальную компанию «Пассажиравтотранс» - на рынке перевозок стали доминировать три крупных частных перевозчика (еще две небольшие компании оказались в тяжелом финансовом положении и вошли в состав «Питеравто»). К 2009 году крупнейшая из этих компаний - «Питеравто» занимает более 40% рынка городских перевозок. Уменьшение количества компаний на рынке по идее ведет к уменьшению конкуренции. Но на практике произошло усиление нездоровой конкуренции между победителями и проигравшими в конкурсе (проигравшие компании таковыми себя не признали, некоторое время пытались работать и оспаривали в суде проведение конкурса и его результаты). В дальнейшем часть компаний, проигравших в конкурсе, была вынуждена уйти с рынка автобусных перевозок в городе, некоторые компании занялись перевозками в области, другие обратились к таксомоторным перевозкам. Нездоровая конкуренция и дефицит профессиональных водителей привели к ухудшению безопасности перевозок, после ряда громких аварий (в первую очередь с маршрутными автобусами «Питеравто») вынужден был уйти один из идеологов конкурса - председатель Комитета по транспорту Александр Дацюк (на должность директора «Пассажиравтотранс»). Городские власти и в первую очередь новое руководство Комитета по транспорту оказались в положении, когда они не могли в полной мере влиять на работу частных перевозчиков, так как перевозки были монополизированы. В такой ситуации отказ от услуг одной из этих компаний привел бы к транспортному коллапсу в городе.
В Тосненском районе ситуация усугубилась отсутствием муниципального перевозчика. В такой ситуации отказ компании от социальных перевозок недопустим. Ситуация с отказом транспортной компании от социальных перевозок должна быть всесторонне расследована, а виновники (будь то руководство компании или чиновники районной администрации) названы и наказаны. Правда, такое развитие событий видится маловероятным. В том числе и по причине того, что «Питеравто» присутствует во многих районах Ленинградской области, занимая в некоторых монопольное положение. Поэтому руководство областного транспорта вряд ли пойдет на ухудшение отношений с холдингом-монополистом. Да и победителем по 1-му лоту (самому крупному) в Тосненском районе стала компания холдинга.
«Подводные камни» конкурса в Тосно.
Безусловно, положительным требованием конкурса можно считать применение для перевозок автобусов только среднего и большого класса. Что касается критериев отбора, возможно, в каких-то случаях следовало бы придать некоторым критериям более значимый вес. Проведение конкурса вызывает несколько вопросов. Один такой вопрос возникает после официального заявления пресс-службы администрации МО Тосненский район, в котором говорится о том, что безработица в районе не вырастет (в связи с тем, что ООО «АТП «Тосноавто» не будет участвовать в перевозках в районе), так как «от новых перевозчиков поступают предложения о наличии вакансий, весь водительский состав, проживающий на территории Тосненского района, планируется трудоустроить в новых компаниях-победителях» (!). Этой фразой районная администрация ставит жирный крест на всех разговорах об улучшении качества перевозок, к которым должны привести выборы перевозчиков с помощью конкурсов. Получается, что компании-победители в реальности не имеют достаточного количества персонала, который нужен для выполнения конкурсных требований, таким образом, выбор победителей как минимум необъективен.
Если же обратиться к техническому заданию конкурса, то видно что оно составлено крайне небрежно. Так, расписание движения некоторых маршрутов не согласуется с временем в пути для этих маршрутов. Для других маршрутов (для которых указан интервал движения) для соблюдения запланированного интервала не хватает количества автобусов на маршруте. Такие несоответствия есть в техническом задании на маршруты №315а, 318, 320, 337, 684, 688. Для маршрута №688, например, при указанном интервале движения и времени в пути надо не 6, а минимум 8 машин. На практике это приведет к тому, что не будет выдерживаться расписание (или интервал) движения, либо для выполнения расписания водители вынуждены будут уменьшать время в пути, что соответственно скажется на безопасности движения. Маловероятно, что в техническом задании изначально запланировано нарушение графика или правил движения, по-видимому, это просто небрежность составителей. В итоге может сложиться ситуация, когда водитель оказывается под двойным прессом: невыполнимое расписание движения и план по перевозке от руководства компании, основанный на изначально неправильных данных. В итоге страдает пассажир – увеличиваются интервалы движения и страдает безопасность перевозок.
Таким образом, вызывают сомнения как качество подготовки конкурсной документации, так и критерии отбора победителей конкурса. Не лучше ли было продлить договор с ООО «АТП «Тосноавто», ведь до проведения конкурса никаких претензий к компании со стороны районной администрации не было (по крайней мере официально такие претензии не высказывались).
При проведении конкурсов при наличие нескольких участников всегда есть победители и проигравшие. Но когда результаты конкурса приводят к тому, что деятельность, которая должна проводиться по результатам конкурса и улучшаться в своем качестве, оказывается парализованной, а участники и заказчики проведения конкурса оказываются втянутыми в многомесячные судебные разбирательства, возникают вопросы об истинной цели проведения таких процедур.
Для руководства транспортом Ленинградской области конкурс был вдвойне показательным: во-первых, предполагается провести такие конкурсы на право обслуживания автобусных маршрутов во всех районах области, во-вторых, в связи с конфликтом транспортного комитета области и ОАО «Северо-Западная пригородная пассажирская компания» автобусные перевозки в некоторых районах области становятся безальтернативными (не будут дублироваться пригородными железнодорожными перевозками). (Подробнее о конфликте области и железной дороги в публикации Экономический кризис остановит железнодорожную реформу или движение пригородных поездов?)
Председатель Комитет по транспорту и транспортной инфраструктуре Ленинградской области Леонид Теребнев часто заявляет о новых стратегических проектах на территории области. Например, канал из Ладожского озера в Финский залив в обход Невы. Одним из доводов в пользу этого проекта называют подъем экономики в дальних районах области. Но о каком же подъеме может идти речь, когда ломается уже существовавшая транспортная связь с некоторыми территориями области, причем теряются те связи которые были (железнодорожное сообщение), а альтернативные (автобусное сообщение) налаживается с трудом.
Только тщательный анализ проведенного конкурса в Тосненском районе поможет вывести автобусные перевозки в Ленинградской области на более высокий уровень. В противном случае «нечего и огород городить», так как проведение таких конкурсов, как в Тосненском районе не улучшит транспортной ситуации в области.
Конкурс в Санкт-Петербурге.
Для Комитета по транспорту Санкт-Петербурга тема конкурса на право обслуживания автобусных маршрутов также является приоритетной. Осенью планируется провести конкурс на право обслуживания автобусных маршрутов с 2011 года. Городские автобусные перевозки должны выйти на более высокий качественный уровень, в них должны произойти революционные изменения. В частности, предполагается ввести единый тариф, к парку компаний-перевозчиков будут предъявлены жесткие требования. Комитет по транспорту уже разрабатывает конкурсные условия. Стало известно, что ГУП «Пассажиравтотранс» не будет принимать участия в конкурсе, а получит градообразующие маршруты вне конкурса. С одной стороны это правильное решение, так как основные маршруты будут обслуживаться городской компанией. В тоже время важно, чтобы конкурсные требования по качеству и безопасности техники и квалификации персонала распространялись и на «Пассажиравтотранс».
Чтобы увеличить здоровую конкуренцию и уменьшить монополизацию перевозок, стоит разделить маршруты на небольшие лоты, с тем, чтобы в конкурсе смогли участвовать не только крупнейшие компании на рынке перевозок, но и небольшие перевозчики. Также необходимо предусмотреть строгие санкции для перевозчиков в случае нарушения ими правил перевозки (ситуация с внезапным отказом от перевозок, как в Тосно, должна быть исключена). В тоже время надо предусмотреть механизм, который позволил бы, наказывая перевозчиков (вплоть до расторжения договора), защитить права пассажиров. Может быть, стоит проанализировать сценарии развития ситуации на рынке автобусных перевозок Санкт-Петербурга в зависимости от результатов конкурса и в дальнейшей деятельности перевозчиков в зависимости от возникающих коллизий. Причем сценарии должны быть подробными, включающими в себя всевозможные технические и правовые ситуации. Оценив эти сценарии, можно будет доработать условия конкурса с целью недопущения наиболее негативных вариантов.
Только всесторонняя оценка развития ситуации в пассажирских перевозках в городе и области (в том числе и результатов проведения конкурсов на транспортные перевозки), учет российского и мирового опыта в этом направлении, использование этой информации в конкурсной документации позволят провести конкурс по результатам которого автобусные пассажирские перевозки в Санкт-Петербурге выйдут на уровень лучших мировых образцов.
И, конечно, следует обратить внимание на прозрачность и открытость всех этапов конкурса, что бы исключить возникновения скандальных ситуаций, как на проходивших раннее аналогичных конкурсах.


Send message
*Email

*Message

Name

*Type the digits