English
Русский
Suomi
Deutsch
01.11.2014 - 15.11.2014  
Expert in construction
01.11.2014 - 15.11.2014

Новости компаний

СМИ узнали о намерении Олега Дерипаски продать проектно-строительную компанию «Трансстрой», входящую в его холдинг «Базовый элемент» (также входят «Главмосстрой» и «Главстрой СПб»).
По данным СМИ, через Rasperia Trading Ltd. (Кипр) «Базэл» также владеет крупным пакетом акций австрийской стройкорпорации Strabag (25% + 1 акция). Strabag и «Трансстрой» сотрудничали на олимпийских стройках в Сочи, где австрийский концерн выступал в качестве генподрядчика. Сотрудничество «Базэл» со Strabag, вероятно, будет продолжено, независимо от сделки по «Трансстрою». Австрийская компания является важным партнером, обладающим рядом современных запатентованных технологий.
Основа бизнеса «Трансстроя» – крупные подряды на строительство дорог, мостов и портовых сооружений, что немаловажно, в основном с госучастием. Однако последние крупные и резонансные проекты компании подкосили ее репутацию. В декабре 2009 года в результате шторма был разрушен новый грузовой порт в Сочи, в который было вложено 6 млрд бюджетных рублей и столько же из средств самой компании. Порт должен был стать ключевым узлом снабжения всей олимпийской стройки, сметная стоимость которой в результате была скорректирована.
В конце августа 2010 года сообщалось, что «Олимпстрой» не допустил компанию Дерипаски к участию в конкурсе на получение подряда на строительство коммунальных и инженерных сетей Имеретинской долине стоимостью 12,7 млрд рублей. Далее была долгая история со строительством стадиона «Зенит» в Петербурге, которая еще свежа в памяти. Летом уже нынешнего года претензии к «Трансстроя» высказал вице-мэр Москвы Марат Хуснуллин, заявив, что компания сорвала сроки реконструкции участка Щелковского шоссе стоимостью 9 млрд руб. Как и в случае со стадионом на Крестовском острове городские власти не пошли на привлечение нового подрядчика, что могло еще больше затормозить проект. Однако к настоящему моменту очевидно, что к «Трансстрою» накопилось слишком много претензий.
Даже примерная стоимость сделки, как и список потенциальных покупателей не раскрываются, однако по слухам им может выступить один из крупный российский инфраструктурных операторов. Встречается оценка стоимости активов компании в 3,7 млрд руб. С другой стороны, один из источников газеты «Коммерсант», имевший отношение к подготовке IPO ОАО «Мостотрест», оценил рыночную стоимость «Трансстроя» в 1 млрд долларов. Для сравнения стоимость «Мостотреста» инвесторами была оценена в 1,55 млрд долларов.
По утверждению агентства «Интерфакс», первым опубликовавшего новость со ссылкой на источник в компании, покупателем может выступить крупная инфраструктурная компания. Логично предположить, что масштабные активы «Трансстроя» могут заинтересовать «Мостотрест» Игоря Ротенберга и АРКС Геннадия Тимченко. Однако позже представители компании факт участия в переговорах опровергли («Коммерсант»). Не исключено, что аргументом против покупки является неоднозначная репутация «Трансстроя» и испортившиеся отношения с госзаказчиками. Мелкая распродажа техники и персонала невыгодна и оправдана только если Олег Дерипаска хочет избавиться от компании любыми способами. В этом контексте, не вполне ясно, кто может выступить покупателем.

Социальное жилье

Внешэкономбанк и Государственный банк развития Китая подтвердили заинтересованность в совместном консультировании и кредитовании социальных жилищных программ АИЖК. Намерения банков были закреплены в соответствующем меморандуме о взаимопонимании, подписанном в ходе встречи Владимира Путина с председателем КНР Си Цзиньпином.
Если говорить о соцпрограммах АИЖК, то в настоящий момент таких программ две: «Жилье для российской семьи» (строительство 25 млн кв. м жилья эконом-класса) и «Арендное жилье». По данным портала «Бюллетень недвижимости», АИЖК в привлечении 135,5 млрд рублей со сроком кредитования до 25 лет. В текущей экономической ситуации это маловероятно без внешних заимствований, однако действие санкций сужает пространство для маневра. Впрочем, глава ВЭБ Владимир Дмитриев это предположение опроверг, отметив, что привлечение восточных партнеров оправдано исключительно опытом Китая в массовом строительстве жилья эконом-класса (РИА «Новости»). Однако если речь изначально идет о кредитовании на миллиарды долларов не совсем ясно, причем тут китайский опыт строительства. Собственно, информация об участии китайских подрядчиков в проектах соцжилья появилась еще в сентябре вслед за подписанием в Шанхае долгосрочного контракта на поставку российского газа в Китай. В частности, идея такого сотрудничества в рамках программы «Жилье для российской семьи» была озвучена министром строительства и ЖКХ Михаилом Менем.
По данным газеты «Коммерсант», сегодня на Россию приходится до 2,5% прямых китайских инвестиций. Вложения относятся, главным образом, к сырьевой отрасли. Из крупных проектов, реализуемых китайскими застройщиками, можно вспомнить только строительство в Санкт-Петербурге жилого комплекса «Балтийская жемчужина» и проекты международной инвестиционной компании «Хуа Бао».
Если Китай заручится гарантиями для своих застройщиков со стороны российского правительства, присутствие последних на российском строительном рынке может беспрецедентно расшириться. По словам Михаила Меня, при проведении конкурсов приоритет в любом случае будет отдаваться российским застройщикам. Однако министр сделал оговорку, что местных операторов может не устроить низкая доходность на уровне 10–15%. Китайских же девелоперов, ежегодно строящих до 1,5 млрд кв. м. в год, такая доходность, вероятно, устроит. В связи с этим, в ближайшие годы в России можно ожидать роста строительных проектов с привлечением китайских инвестиций. Причем благодаря опыту реализации самых разных проектов (известные «города под ключ», ставшие символом строительного бума последних лет) и техническому оснащению, китайские девелоперы могут составить россиянам конкуренцию не только в эконом-сегменте.

Рынок недвижимости

«Ведомости» сообщили об одобрении в первом чтении поправок к Федеральному закону «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса и отдельные законодательные акты РФ». Документ, ожидающий думских слушаний, получил название закона «о налоговом маневре» и предусматривает сокращение вывозных таможенных пошлин на нефть и нефтепродукты в течение трех лет, что, по мнению авторов законопроекта, принесет бюджету дополнительные 250 млрд рублей. Вместе с тем, упомянутые поправки предусматривают рост налоговой нагрузки на доходы от сделок по продаже недвижимости.
О подготовке налоговых изменений мы писали в начале августа. Тогда инициатором выступил Минфин, предлагавший сократить налоговые льготы при продаже жилья.
Ведомство предложило освободить от налога сделки по продаже единственного жилья, независимо от срока владения. Если таким жильем является загородный дом, то к земельному участку такой порядок должен применяется при сроке владения не менее трех лет. Для жилья, не являющегося для продавца единственным, определение размера льгот было предложено отдать на откуп региональным властям устанавливать регионы. Местные власти могут освободить от НДФЛ доход от продажи квартир стоимостью до 5 млн руб. при сроке владения от 3 до 10 лет. Аналогично поправки Минфина направлены против практики занижения договорной цены квартиры с целью ухода от налогов. Если цена ниже 70% кадастровой стоимости, налог будет взиматься с этих самых 70% стоимости.
Напомним, что пересмотр действующего порядка и налоговых аспектов инвестиционных сделок на рынке недвижимости еще весной одобрил президент Путин. Однако итоговый документ, внесенный в Думу депутатом Андреем Макаровым («Единая Россия»), предусматривает существенно более жесткие поправки, чем в концепции Минфина. В частности, предлагается отменить особые условия при продаже единственного жилья. Кроме того, через три года льготы смогут получить только те граждане, которым жилье досталось от близких родственников в подарок или в наследство.
Окончательно принятие поправок, должно упразднить основные законодательные лазейки при сделках с недвижимостью. Это приведет к снижению привлекательности инвестиционных сделок, хотя и увеличит налоговые поступления в бюджет.
Положительный эффект – стабилизация цен на недвижимость. Негативный – повышение нагрузки на граждан как через налог на имущество, так и через налог на доходы от ее продажи.