English
Русский
Suomi
Deutsch
16.03.2014 - 31.03.2014  
Expert in construction
16.03.2014 - 31.03.2014

Надзорные мероприятия в строительстве

По сведениям газеты «Известия», Минрегион России подготовил законопроект, прописывающий механизмы восстановления системы экологического надзора в строительстве. Как пояснили источники газеты в ведомстве, разработка закона находится в ведении Минстроя.
Функции по организации и проведению контрольных мероприятий предлагается делегировать Госстройнадзору. Расширение полномочий ведомства даст право его сотрудникам без предварительного уведомления проводить проверки застройщиков. Согласно тексту законопроекта, к зоне ответственности Госстройнадзора отнесены помимо прочего стройки на континентальном шельфе и на охраняемых природных территориях, федеральные трассы, метро и ряд других объектов.
Законопроектом также предлагается внести поправки в КоАП РФ об ответственности за невыполнение распоряжений проверяющих органов. Для юрлиц нарушения чреваты штрафом до 500 тыс. рублей с приостановкой деятельности на срок до 90 суток. Также изменения могут коснуться Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». Экологический надзор предлагается осуществлять в рамках строительного надзора, а Пункт 1 ст. 37 изложить в следующем виде: «Строительство и реконструкция зданий, строений, сооружений и иных объектов должны осуществляться по утвержденным проектам с соблюдением требований в области охраны окружающей среды, в том числе, содержащихся в технических регламентах».
В настоящее время Госстройнадзор следит в основном за соблюдением технических регламентов. По сложившейся практике экологическим надзором в нынешнем виде занимается только прокуратура, которая проводит проверки по обращениям граждан. Таким образом, поправки предлагают отдельно выделить функции по экологическому контролю.
Аргументы Минрегиона позволяют говорить об уместности создания нового административного барьера для застройщиков. С другой стороны, в отраслевых изданиях отмечается, что экологический надзор может дублировать функции закона 2006 года о внесении изменений в Градкодекс (№232-ФЗ), который ввел единый надзор при строительстве. Сделано это было как раз для сокращения количества проверок и проводящих их служб. Новое разделение этих функций, возможно, не станет хорошей новостью для сообщества застройщиков. В частности в интервью порталу «Саморегулирование», директор Департамента нормативного обеспечения и развития саморегулирования НОСТРОЙ Леонид Бандорин уже заявил, что организация будет выступать против поправок.
Впрочем, на этот счет есть разные мнения и, в частности, у экологов есть много претензий к системе надзора, сложившейся после 2006 года после упразднения квалифицированных служб. Опрошенные СМИ представители Гринписа считают, что со своими задачами она не справляется.
Участники строительного рынка также отнеслись к инициативе настороженно. Встречаются мнения, что введение дополнительных надзорных процедур противоречит объявленному руководством страны курсу на упрощение ведения строительного бизнеса.

По данным портала «Саморегулирование», Министерством строительства и ЖКХ подготовлены поправки в Градостроительный кодекс, согласно которым стройкомпаниям разрешат начинать подготовительные работы в строительстве в уведомительном порядке.
Порядок будет распространяться на такие виды деятельности, как ограждение территории и сооружение временных конструкций на стройплощадке, а также земляные работы без перекладки коммуникаций.
Компании смогут начинать подготовительные работы, одновременно получая разрешение на строительство, что ускорит освоение строительных площадок.

Строительные материалы

«АСН-Инфо» пишет об усложнении ситуации на рынке бетона в Санкт-Петербурге. Сообщается, что установленные мощности бетонных производств Петербурга в настоящий момент в 6,5 раза превышают потребности рынка в этом ключевом для строительства материале. Согласно данным Росстата, по итогам 2013 г. рост рынка бетона в Петербурге составил от 5 до 7%, однако 2014 г. обещает быть гораздо сложнее.
По данным компании «Решение», в первые месяцы текущего года в Петербурге работает не менее 162 бетонных узлов от 93 компаний. Для сравнения, на 2011 году на город приходилось 100 узлов от 70 компаний. Объем рынка Петербурга и Ленобласти в 2013 году вырос на 5–7% (6,1 млн куб. м). Прогнозируемый прирост по итогам 2014 года составит еще 6%.
Плотная конкуренция и не самая благоприятная экономическая ситуация могут в ближайшем будущем существенно перекроить схему производства в регионе. Сегмент ждет очистка через естественную убыль слабых игроков: средняя загруженность производств в городе – всего в 15–18%. При этом, у ведущих игроков загрузка производства может составлять до 50%. Увеличив загрузку, мелкие предприятия уронят цены и проиграют крупным игрокам.
Наряду со снижением цен, чрезмерная насыщенность не самыми современными мощностями может привести к падению общего уровня качества продукции. Как отмечает газета «Деловой Петербург», низкий порог выхода делает рынок привлекательным для новых игроков. Эксперты, опрошенные изданием, считают, что если на рынке не произойдет чистка, то сегмент ждут тяжелые времена и потрясения наподобие «аммиачных» скандалов 2011 года. Последние могут привести к ужесточению регламентов соответствия для предприятий, запускающих новое производство.

Крупные проекты

В конце марта Госдума приняла поправки в бюджет, предусматривающие выплату дочерней структуре «ВТБ-Девелопмент» – компании «Петербург Сити» – 10-миллиардной компенсации за выход из проекта «Набережная Европы». Ранее СМИ сообщили, что Счетная палата подтвердила затраты компании в размере около 12 млрд рублей. Оставшиеся 2 млрд рублей будут включены в бюджет позже.
В рамках проекта «Набережная Европы» до 2018 года планировалось строительство МФК, включающего в себя элитное жилье, офисные и торговые площади, пятизвездочную гостиницу, первую в Петербурге пешеходную набережную, важнейшим элементом которой должен был стать Дворец танцев Бориса Эйфмана.
Согласно данным сайта «ВТБ-Девелопмент», проект был запущен в 2008 году, когда Градостроительный совет Петербурга одобрил концепцию «Набережной». Однако в октябре 2012 г. проект был остановлен. Управление делами президента выбрало эту территорию для строительства объектов для переезжающих из Москвы Верховного и Высшего арбитражного судов. От первоначального проекта сохранился только Дворец танцев.
Как пишет «Фонтанка.ру», инвестор успел выполнить почти все свои обязательства, в частности, построил новый бизнес-центр и новые корпуса для переезда Госинститута прикладной химии, передал в городскую казну квартиры для ФСБ на сумму 800 млн рублей и выполнил ряд работ по расчистке территорий.
На данный момент участок на набережной Малой Невки остается под контролем ВТБ. Тем не менее, строительство комплекса для объединяемых Высших судов планируется запустить в первой половине 2014 г. Строительство должно быть завершено до конца 2016 г.
Это первый прецедент выкупа государством проекта такого уровня по такой стоимости. При этом выкуп был произведен у структуры госбанка. Кроме того, без учета уже проведенных работ «судебный квартал» обещает стать одним из самых дорогостоящих проектов для госнужд. Стоимость переезда судов предварительно оценивается в 50 млрд рублей.