English
Русский
Suomi
Deutsch
01.02.2014 - 15.02.2014  
Expert in financial institutions
01.02.2014 - 15.02.2014

В середине января три члена комитета Государственной Думы по безопасности и противодействию коррупции, первый заместитель председателя комитета по информационной политике, информационным технологиям и связи, заместитель председателя Государственной Думы и член комитета Государственной Думы по международным делам внесли в парламент законопроект о внесении поправок в федеральные законы «О противодействии легализации и отмыванию доходов, полученных преступным путем» и «О национальной платежной системе».
Депутаты обратили внимание на то, что эффективность закрепленных в законодательстве ограничений по суммам платежей нивелируется возможностью одновременного использования нескольких неперсонифицированных средств платежа, а кроме того, «в несколько раз превышают аналогичные суммы ограничений, предусмотренные в станах Европейского Союза, США и других государств с развитой финансовой системой». А потому депутаты предложили ограничить анонимный платеж 1 тысячей в день (ранее – без ограничений), 15 тысячами в месяц (против 40 тысяч ранее), 3 тысячами при использовании предоплаченной карты (ранее – без ограничений) и остатком в 5 тысяч на счету (против 15 тысяч ранее).
В целях противодействия финансированию терроризма и легализации (отмыванию) доходов, полученных преступных путем, депутаты предложили также

  • запретить анонимные денежные переводы между физическими лицами,
  • запретить анонимные трансграничные платежи,
  • запретить использование иностранных анонимных средств платежа,
  • установить обязательный контроль над электронными переводами на сумму, равную или превышающую 100 тысяч рублей (ранее – 200 тысяч),
  • установить обязательную идентификацию клиентов при денежных переводах на сумму свыше 5 тысяч рублей (ранее – 15 тысяч).
  • В январе, после обнародования законопроекта, котировки акций системы моментальных платежей Qiwi упали на 22%.
    Эксперты «Прайм» оценивают влияние законопроекта на рынок, в случае его принятия, в минус 50–80%.
    В феврале стало известно, что законопроект получил одобрение Комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции (трое членов которого и стали авторами документа), а также Министерства финансов.


    В январе–феврале официальные лица обозначили свою позицию по другому виду анонимных денежных средств – криптивалют. Как и в первом случае, государство усматривает в них риски легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма.
    В январе Банк России выпустил Информацию «Об использовании при совершении сделок «виртуальных валют», в частности, Биткойн». Регулятор отметил отсутствие по ним обеспечения и юридических обязанных субъектов, спекулятивный характер операций и высокий риск потерь. В связи с этим Банк России предостерегает физические и юридические лица от их использования в качестве средства обмена, кроме этого ссылается на ст. 27 закона «О Центральном банке Российской Федерации», которая запрещает «введение на территории России других денежных единиц и выпуск денежных суррогатов». В случае предоставления услуг обмена криптовалют юридическими лицами, регулятор будет считать это «потенциальной вовлеченностью в осуществление сомнительных операций в соответствии с законодательством о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».
    В феврале криптовалюты обсуждались уже на Межведомственной рабочей группе по противодействию преступлениям в сфере экономики с участием ответственных лиц из Банка России, Генпрокуратуры, ФСБ и МВД. В своем заявлении группа повторила практически все положения из заявления Банка России, а также наметила совместные действия с финрегулятором по предотвращению возможных правонарушений.
    В декабре 2013 года Народный банк Китая запретил финансовым организациям проводить операции в криптовалюте.