English
Русский
Suomi
Deutsch
01.03.2012 - 15.03.2012  
Expert in telecommunications
01.03.2012 - 15.03.2012


По итогам 2011 года «большая тройка» показала падение рентабельности


Рентабельность - относительный показатель экономической
эффективности. Рентабельность комплексно отражает степень
эффективности использования материальных, трудовых и
денежных ресурсов, а также природных богатств.


«Мобильные ТелеСистемы» (МТС)



Компания «Мобильные ТелеСистемы» (МТС) объявила консолидированные финансовые и операционные результаты за 2011 год.

По итогам 2011 г. консолидированная выручка Группы МТС выросла в 2011 г. в годовом исчислении на 9% до $12,319 млрд. Консолидированный показатель OIBDA по Группе МТС в 2011 г. увеличился на 6% до $5,144 млрд в годовом исчислении. Маржа OIBDA в 2011 г. по Группе МТС составила 41,8%. В России этот показатель составил 42,6%, а в Украине – 48,0%. Консолидированная чистая прибыль Группы МТС в 2011 г. увеличилась на 5% в годовом исчислении и составила $1,444 млрд. Чистый денежный поток компании за 2011 г. составил $1,026 млрд. Капитальные затраты Группы МТС в прошедшем году составили $2,585 млрд или 21,0% от выручки Группы. Выручка МТС на основном рынке компании, в России, выросла в годовом исчислении на 9% до 311,9 млрд руб., в Украине – на 7% до 9,104 млрд гривен. Выручка от услуг передачи данных в 2011 г. в России выросла за год на 49% до 24,713 млрд руб.; в Украине рост данного показателя за год составил 60%; в Узбекистане рост выручки от услуг передачи данных за аналогичный период составил 122% в годовом исчислении. Абонентская база оператора за прошедший год снизилась с 71,4 млн до 70 млн пользователей. Показатель ARPU вырос в 2011 году на 8%, до 273 руб. Среднее количество минут, которое «проговаривает» абонент, увеличилось на 15%, до 269 мин. в месяц. Капитальные затраты группы МТС в 2011 году составили $2,585 млрд или 21% от выручки компании. В прессе заявлено, что с 2013 г. МТС сокращает уровень капвложений с нынешних 20 до 15-18% от выручки.

Дивидендная политика компании не претерпит изменений. Акционерам МТС, как и ранее, будет выплачено более пятидесяти процентов от чистой прибыли. Решение о размере выплат акционерам будет принято в апреле-мае. МТС может направить 60-70% от чистой прибыли на дивидендные выплаты. По итогам 2010 года компания направила на выплату дивидендов 30,05 миллиарда рублей (78% чистой прибыли), по итогам 2009 года – 1,38 миллиарда долларов.

Комментарий аналитика

В целом, можно отметить, что компания отчиталась немного хуже ожиданий рынка. Но в связи с тем, что многие показатели оказались высокими (например, OIBDA и рентабельность) отчетность компании можно назвать нейтральной. Есть перспективы роста. Алексей Корня, вице-президент МТС по финансам и инвестициям, считает, что в прошлом году «основными драйверами роста стали: интеграция приобретенных активов по фиксированному бизнесу в Москве и регионах РФ; оптимизация численности сотрудников розницы и маркетинговых подразделений МТС; переход на схему разделения доходов от подключаемых абонентов с дилерами; разумная тарифная политика, позитивно повлиявшая на соотношение вне- и внутрисетевого трафика; повышение эффективности розницы и капитальных вложений благодаря заключению соглашений о совместном использовании инфраструктуры и перевод обслуживания сетей на аутсорсинг». Если говорить о перспективах темпах роста компании, то эксперты уделяют большое внимание вопросу, насколько успешно компания будет поддерживать их на текущем уровне или пытаться превзойти.

Менеджмент ожидает, что выручка в местных валютах вырастет в 2012 г. на 5-7%, а рентабельность OIBDA составит в текущем году 40-42%. Кроме того, соотношение капиталовложений и выручки в к 2013 г. будет снижено до 15-18%.

К важным показателям можно также отнести умеренно высокую долговую нагрузку МТС. Финансовый долг на последнюю отчетную дату составил 8,7 млрд долларов США, причем порядка 87% долга составляют долгосрочные источники финансирования. Тем не менее, по итогам года, чистый приток от операционной деятельности составил 3,8 млрд долларов США, что позволяет с уверенностью сказать о способности компании обслуживать свой долг.


«МегаФон»



Компания «МегаФон» объявила консолидированные финансовые результаты 12 месяцев, закончившихся 31 декабря 2011 г.

По итогам 2011 г. консолидированная выручка увеличилась на 12,6% по сравнению с 2010 г. и достигла 242 608 млн руб. Показатель OIBDA вырос на 3,1% и составил 100 822 млн руб., что является рекордным значением за всю историю компании. Рентабельность OIBDA по итогам 2011 г. равна 41,6% по сравнению с 45,4% в 2010 г. Чистая прибыль в 2011 г. составила 43 579 млн руб., сократившись на 11,4% в годовом исчислении. Свободный денежный поток в 2011 г. достиг 24 412 млн руб. Чистая положительная денежная позиция на 31 декабря 2011 г. равна 45 689 млн руб. Число абонентов мобильной связи компании по состоянию на конец 2011 г. увеличилось за год на 9,6% и достигло 62,8 млн. Доход на одного абонента (ARPU) в месяц составил 311 рублей против 312 рублей в 2010 году. Количество минут на абонента (MOU) составил 289 минут против 285 минут в 2010 году. Капитальные вложения в России «Мегафон» нарастил в прошлом году на 5% - до 68,7 миллиарда рублей. «Мегафон» в 2012 году планирует сохранить темпы роста выручки, аналогичные результатам по US GAAP в 2011 году

Прогноз по дивидентам оказался вполне ожидаемым. «Мегафон» не планирует выплачивать дивиденды за 2011 год, сказал журналистам гендиректор Сергей Солдатенков. Это не удивительно, т.к. за всю историю работы «Мегафон» ни разу не выплачивал дивиденды.

Комментарий аналитика

Представленные результаты «МегаФона» в целом соответствуют ожиданиям рынка. Среди показателей можно отметить снижение рентабельности, которое продолжается уже не первый год. Это не очень хорошо. Хотя для этого есть вполне объективные причины: понижение тарифов на международный роуминг, рост затрат на рекламу, высокие расходы на привлечение новых абонентов, развитие собственной розницы «Мегафон-ритейл» и т.д. Остальные показатели достаточно хорошие. Например, оператор продемонстрировал самый большой рост общей выручки в России в 2011 году среди операторов «большой тройки». Объем выручки оператора увеличился на 12,5% по сравнению с прошлым годом и составил 240,7 млрд рублей. Кроме того, «МегаФон» закрепил за собой второе место по количеству абонентов, которых у него на конец года насчитывалось 62,8 млн. человек, увеличившись за год на 9,6%. Рост выручки в долларовом выражении увеличился на 16%, несмотря на затраты оператора в связи с агрессивной стратегией в привлечении абонентов и продвижении связи третьего поколения.

Эксперты также отмечают позитивный взгляд руководства компании в вопросах развития телекоммуникационного сектора в России. В 2012 году компания будет больше концентрироваться на текущих абонентах, чем на росте базы, на улучшении лояльности абонентов. По мнению руководителей «МегаФона», мобильная голосовая связь продолжает стагнировать, что делает мобильный интернет практически главным источником роста в секторе. Основным источником роста в ближайшие годы будет мобильный ШПД. Уже в 2011 г. почти половину новых абонентов компании составляли потребители услуг мобильного доступа.

В целом, опубликованные результаты можно оценивать как позитивные.


«ВымпелКом»



Компания «ВымпелКом» объявила консолидированные финансовые результаты за 2011 г.

По итогам 2011 г. чистая прибыль «ВымпелКома» по US GAAP снизилась на 71% - до $488 млн. Консолидированная выручка компании pro forma в 2011 году выросла на 7% и составила $23,5 млрд. Выручка по US GAAP составила 266,087 миллиарда рублей, увеличившись на 7% по сравнению с 2010 годом. Доходы от мобильного бизнеса составили 221,534 миллиарда рублей (рост на 7%), в том числе от мобильной передачи данных – 17,604 миллиарда рублей (рост на 35%). Доходы от фиксированного бизнеса составили 44,554 миллиарда рублей (рост на 10%). Доходы от предоставления услуг фиксированного широкополосного доступа в интернет – 8676 миллиарда рублей (рост на 53%). Показатель EBITDA сократился на 7% - до 106,681 миллиарда рублей со 114,621 миллиарда рублей в 2010 году. Рентабельность EBITDA снизилась до 40,1% с 46,2%.

Операционные расходы компании в 2011 году возросли на 20% - до 159,406 миллиарда рублей против 133,302 миллиарда рублей годом ранее. Капзатраты составили 59,795 миллиарда рублей, что на 26% больше, чем в 2010 году (47,631 миллиарда рублей).

Своим акционерам до 30 июня 2012 г. «ВымпелКом» выплатит второй транш дивидендов за 2011 г. в размере $0.35 на ADR. Таким образом, общий объем выплат составит 1,13 миллиарда долларов из расчета 0,8 доллара за американскую депозитарную акцию. Совокупная доходность по двум выплатам может составить 5.8%.

В 2012 году «ВымпелКом» сохранит капзатраты на уровне прошлого года, но их доля от выручки снизится, сообщил глава материнской компании оператора - Vimpelcom Ltd. Джо Лундер. Отношение чистого долга к EBITDA опустится ниже 2 к концу 2014 г. Отношение капиталовложений к выручке (без учета лицензий) останется ниже 15% к концу 2014 г.

Комментарий аналитика

Большинство отраслевых экспертов отмечают, что отчетность компании оставила неблагоприятное впечатление, даже, несмотря на то, что она была ожидаемо слабой. Как и другие операторы «большой тройки» «ВымпелКом» отмечает снижение рентабельности. Действия руководства компании с зарубежными активами вызвали недовольство инвесторов и привели к убыткам. «ВымпелКом» списал в убыток почти $527 млн по операциям во Вьетнаме и Камбодже. Присоединение Wind Telecom оказало негативное влияние на показатели долговой нагрузки и рентабельности бизнеса оператора. В итоге - рост чистой задолженности «ВымпелКома» в 4 кв.11 г. на $2.1 млрд до $24.7 млрд. По итогам 2011 года «ВымпелКом» остался на 3 месте по количеству абонентов в России– 59,01 млн. человек.

Из положительных показателей можно отметить, что компания VimpelCom показала хорошую динамику выручки. Выручка российского подразделения по оказанию услуг мобильной связи выросла на 9,8%.

Тем не менее, при достаточно низких годовых показателях у компании есть хороший шанс восстановить рентабельность в 2012 г. за счет мероприятий, направленных на снижение расходов. Также Джо Лундер, главный управляющий директор «ВымпелКом Лтд.» отмечает, что «процесс интеграции активов, приобретенных в 2011 году, на данный момент завершен, и в 2012 году мы планируем использовать преимущества возросшего масштаба и возможностей нашего бизнеса».