English
Русский
Suomi
Deutsch
16.11.2011 - 30.11.2011  
Expert in telecommunications
16.11.2011 - 30.11.2011


Перспективы развития российского рынка мобильной связи



Во второй половине ноября на сайте компании «Финам» состоялась он-лайн конференция, затрагивающая основные перспективы развития и общее состояние рынка мобильной связи в России. На вопросы отвечали ведущие эксперты телекоммуникационного рынка. Поскольку тема конференции представляет собой интерес, ниже приведены основные выводы, которые были сделаны в процессе работы конференции.

Перспективы развития фиксированной телефонии

Фиксированная телефония, конечно, останется как один из способов связи. Но ее активное развитие осталось в прошлом. Традиционная область ее использования – корпоративный сегмент. Кроме того, фиксированная линия является более надёжным каналом связи. Поэтому постепенно традиционная телефония превратится в нишевый продукт.

Рынок дополнительных услуг (VAS)

Последние несколько лет сделали очевидным тенденцию вытеснения голосовой связи услугами по передаче данных. Помимо предоставления интернет-трафика сюда входят SMS, MMS, комиссия от продажи контента и т.д. Данная область постепенно превратилась в основной фактор роста бизнеса сотовых операторов. По оценкам экспертов доля VAS в общем объеме выручки операторов к 2014 году достигнет 35-40% от услуг мобильной связи.
Общее состояние дел таково, что почти треть доходов мобильных операторов составляют дополнительные услуги. Рынок мобильных телефонов развивается ускоренными темпами. Пользователи «умных» телефонов уже сейчас в больше степени используют интернет, чем мобильную связь. Более того, операторы наращивают выручку с помощью еще и таких допсервисов как отправка и прием текстовых и мультимедийных сообщений, услуги по замене стандартных гудков мелодиями и пр.
Тем не менее контент - это не совсем операторский бизнес. Хотя есть и удачные примеры развития контент-сервисов самими операторами связи (например, приложения от МТС для Android), операторы всё-таки в большей степени останутся провайдерами услуг доступа, а новые приложения будут создаваться специалистами из других смежных отраслей.

Перспективы развития интернет-телефонии

На конференции, в основном, обсуждались вопросы конкурентоспособности голосовой связи в присутствии более дешевого варианта, предлагаемого интернет-телефонией, в частности, сервисом Skype. Здесь есть несколько факторов, которые необходимо учитывать при корректном сравнении цены на услуги обоих видов связи. Во-первых, общение по Skype расходует интернет-трафик, который стоит денег. Во-вторых, Skype бесплатен только в настоящее время. В будущем компания Microsoft может ввести абонентскую плату за пользование Skype и тогда дешевизна такого вида связи станет неочевидной. Бизнес уже активно использует VoiP, поэтому мобильные операторы уделяют большое внимание соблюдению экономического баланса между стоимостью передачи данных и голосовым трафиком.
Кроме того, сотовые операторы уже предлагают пакетные предложения на мобильный интернет с неограниченным трафиком. Поэтому если пользователь уже подключил услугу, то трафик уже не будет иметь значения. Большое значение имеет и качество связи. В настоящее время скорость передачи данных в сетях операторов не позволяет полноценно использовать интернет-телефонию. При появлении в России связи четвертого поколения ситуация должна изменится. Некоторые эксперты полагают, что безлимитный доступ к интернет вместе с высокой скоростью соединения в перспективе убьют мобильную связь и приведут к серьезному развитию во многих отраслях.

Перспективы деятельности российских операторов на европейских рынках

Европейский рынок связи, как правило, уже сформированный и высоконасыщеный. Его перспективы роста ограничены. Эксперты не считают европейский рынок ключевой точкой роста для российских компаний. Наиболее правильная стратегия является экспансия на развивающиеся рынки (отдельные страны Азии, Африка), однако это долгая история и на быстрый возврат инвестиций надеяться не приходится.

М2М

Все более важным сегментом для сотовых операторов становится М2М-рынок и, прежде всего, системы мониторинга транспорта. Потенциал тут довольно узкий. Это пожарные сигнализации, охранные системы, да много чего можно придумать. Это пожарные сигнализации, охранные системы, да много чего можно придумать. Правда, рынок слабо насыщенный, поэтому эксперты предрекают ему двух- или даже трёхзначный рост.

Ритейл

Рынок сотового ритейла низкомаржинален и его показатели размывают консолидированные показатели рентабельности операторов. Развитие собственной розницы в настоящее время является одной из тенденций развития бизнеса российских сотовых операторов. Но двигаться он будет, в основном, в направлении развития собственных салонов, в которых будет представлена сотовая розница вместе с продажей услуг.

MVNO

Эксперты скептически оценивают перспективы развития данной ниши рынка в России. Основным препятствием к этому является незрелость законодательства в этом направлении. Было выдано 70 лицензий для работы виртуальных операторов, были объявлены планы деятельности рынка в данном направлении. Но назвать действительно успешные MVNO нельзя. Сильно тормозит деятельность данной отрасли рынка отсутствие избытка мощностей на сетях, что приводит к невозможности продавать третьей стороне дешевых трафик. Поэтому виртуальные операторы в России пока не стали массовым явлением.

Переносимость номеров

В Минкомсвязи данную услугу определили как ненужную для российских пользователей. Поэтому переносимости номеров в ближайшее время не будет.

Строительство сетей четвертого поколения

Данная тема является одной из самых скандальных на телекоммуникационном рынке России. Затянувшаяся борьба телекоммуникационных компаний за LTE-частоты задерживает запуск четвертого поколения связи. Подвижки в этом направлении, конечно, есть. ГКРЧ более или менее определилась с условиями проведения конкурсов. Несомненным преимуществом процесса стала договоренность крупнейших операторов о совместном строительстве и использовании инфраструктуры.
Сильным тормозом для развития связи четвертого поколения является отсутствие практического интереса к ней как со стороны операторов связи, так и со стороны большинства потребителей. «Большой тройке» эти сети сейчас не нужны. Они будут строить их после запуска 3G в большей части регионов России.

Будущее «Ростелекома»

«Ростелеком» имеет амбициозные планы стать крупным федеральным игроком в мобильном сегменте. Например, было объявлено, что в стратегию развития «Ростелекома» входит достижение 22% доли рынка мобильного ШПД к 2015 г. Но большинство экспертов сомневается, что ему удастся потеснить остальных игроков. Единственным реальным шансом занять достойной место среди конкурентов заключается для него концентрации усилий на самых быстрорастущих сегментах рынка - предоставление доступа в Интернет и мультимедийного контента. В перспективе нельзя исключать слияния «национального чемпиона» с одним из операторов «большой тройки». Основная проблема при возможном слиянии заключается в оценке компании. «Ростелеком» не настолько высоко капитализирован, чтобы государство сохранило значимую долю после слияния.

Консолидация рынка

Большинство экспертов согласно с оценкой, согласно которой на рынке практически не осталось активов, которые можно консолидировать. Совокупная доля сотовой «большой тройки, «Ростелекома» и Теле2 составляет 98%. Поэтому за счет эффекта масштаба, федеральные сети остаются вне конкуренции. Региональным операторам остается находить узкие ниши и адресно работать с абонентами.

Перспективы роста рынка мобильной связи

Сейчас проникновение SIM-карт в России превышает 150%. Это означает, что новых абонентов практически не появляется. Тем не менее, дальнейший рост возможен за счет увеличения количества SIM-карт на одного пользователя с ростом проникновения USB-модемов, планшетов, GPS-навигаторов и других мобильных устройств.