16.08.2010 - 31.08.2011
Строительные материалы
В июле рост цен на строительные материалы в России достиг своего пика. Только в течение месяца стоимость основных материалов – цемента и арматуры – поднялась на 7-12%. Стоимость строительства напрямую взаимосвязана со стоимостью цемента. Другими словами. Если рост себестоимости стройматериалов не остановится, застройщикам тут же начнут повышать цены.
Кроме того. Нужно посмотреть на проблему с другого ракурса. Дело в том, что работающие в северо-западном регионе цементные заводы не справляются с удовлетворением растущего спроса, что, в свою очередь, приводит к увеличению на рынке доли импортеров. По оценкам исследователей строительного рынка. крепление позиций импортеров на рынке Северо-Запада – это один из самых заметных трендов 2011 года.
В первом полугодии 2011 года в Санкт-Петербург и Ленинградскую область было поставлено почти 0,4 млн. тонн цемента из регионов, не входящих в СЗФО. Из них четверть относится к импорту, главным образом, из Прибалтики.
В этот период объемы потребления цемента в СЗФО выросли на 17% по сравнению с первым полугодием 2010 года. Это связано с посткризисным возобновлением в регионе строительной активности. После 2008 года цемент стал более доступным материалом и цены пока еще не вышли на докризисный уровень. Благодаря восстановлению отрасли объемы производства бетона на Северо-Западе в первом полугодии выросли на 30%.
В целом в 2011 году спрос на цемент в России вырос на 10-15% по сравнению с прошлым годом.
Строительные компании стараются наверстать то, что было упущено в кризис. СЗФО наряду с Центральным, Южным и Приволжским входит в число регионов, лидирующих по объемам строительства и, следовательно, потребляющих наибольшее количество цемента. Северо-Западный регион регулярно сталкивается с дефицитом этого материала. Цена на цемент в регионе с начала года выросла в 1,5 раза.
Новости строительных компаний
Владелец Бинбанка Микаил Шишханов в партнерстве с ООО «Сбербанк Инвестиции» (дочерняя компания Сбербанка России) стали владельцами ЗАО «Интеко» Елены Батуриной: 2 сентября, стороны подписали безотзывную оферту на приобретение 100% акций «Интеко», ЗАО «Патриот» и всех принадлежащих им производственных и проектных структур.
Основным приобретателем выступил Микаил Шишханов (95%). ООО «Сбербанк Инвестиции», в свою очередь, выкупило 5%.
Финансовые подробности не разглашают, однако, по некоторым оценкам, рыночная стоимость «Интеко», «Патриота», принадлежащих им структур и проектов составляет порядка 1,2 миллиарда долларов.
Руководство ООО «Сбербанк Инвестиции» уже заявило, что рассматривает покупку 5% акций компаний «Интеко» и «Патриот» как часть своей инвестиционной стратегии, направленной на покупку активов с устойчивой перспективой роста и их последующей перепродажи.
Михаил Шишханов же, в свою очередь, рассматривает покупку «Интеко» в качестве долгосрочной инвестиции, ориентированной на завоевание одной из лидирующих позиций в московском стройкомплексе.
В официальном заявлении Елены Батуриной отмечается, что решение о продаже активов «Интеко» было принято «с учетом поступившего адекватного рыночного предложения».
Батурина также заявила, что в настоящий момент заинтересована в реализации новых проектов в России и за рубежом, которые требуют значительных дополнительных инвестиций.
С ноября 2010 года стабильная деятельность компании позволила погасить значительную часть ее кредитных обязательств. Выручка ЗАО «Интеко» в 2010 г. упала по сравнению с 2009 г. в 1,8 раза (с 54,42 млрд. рублей до 29,98 млрд. рублей). Финансовый результат компании, однако, оказался лучше, чем в предыдущие годы - чистая прибыль составила около 100 млн. рублей. Собственный цементный бизнес компания оценивает примерно в 400 млн. долларов.
Начало разговорам о продаже «Интеко» было положено сразу после отставки с поста мэра Москвы мужа Батуриной Юрия Лужкова. После этой отставки Батурина уехала за границу, а активами «Интеко» заинтересовались ВТБ, Coalco Василия Анисимова, владелец «Нафта-Москвы» Сулейман Керимов и совладельцы банка «Россия» Михаил и Юрий Ковальчуки. Тогда же Батурина продала свою долю в проекте комплекса City Palace (169 тыс. кв. м) в ММДЦ «Москва-Сити» акционеру ММК Виктору Рашникову.
Вскоре интерес к финансовой отчетности «Интеко» проявили Счетная палата и другие органы. Проверяющих интересовала законность выдачи кредитов Банком Москвы структурам «Интеко».
По мнению аналитиков, для Михаила Шишханова в настоящее время строительные проекты являются одними из приоритетных, а соинвестором может выступать его дядя и крупный бизнесмен Михаил Гуцериев. Иными словами, приобретение «Интеко» является для их семейного бизнеса профильной инвестицией.
С другой стороны, сделка по продаже «Интеко» - это первый шаг перехода московского строительного бизнеса из-под контроля структур, связанных с Лужковым, под управление федеральных властей через Сбербанк. В данном ключе Шишханов выступает в качестве посредника.
Интерес вызывает также цена сделки. Напомним, в мае сама Елена Батурина заявляла, что рыночная стоимость активов ЗАО «Интеко» составляет порядка 3 млрд. долларов. По мнению участников рынка, скандалы вокруг компании значительно ее удешевили.
Политолог Станислав Белковский разделяет распространенное мнение, что бизнес «Интеко» базировался на административном ресурсе Юрия Лужкова и еще некоторых лояльных ему губернаторов. Поэтому нежизнеспособность бизнеса Батуриной после отставки Лужкова Белковский считает очевидной: «…именно из этого исходили предложения продать «Интеко» за $400 млн., которые адресовались Батуриной еще полгода назад, например, братьями Ротенберг. Поэтому то, что Батурина получает 1 млрд. 200 тыс., — это не такая уж плохая плата за выход из положения» (06.9.2011. Коммерсант. «Этот бизнес схлопнулся бы в течение нескольких лет, так или иначе»). Вместе с тем, лишившись политического покровительства, структура «Интеко» оказалась достаточно ценной.
Шишханов и Сбербанк несомненно смогут привлекать в проекты инвестиции под солидные гарантии, и эти инвестиции туда пойдут. В частности в контексте готовящего ся расширения границ столицы. «Интеко» имеет все шансы бороться за участие в этой масштабной стройке. Более того, не станет сюрпризом если участие в проекте и являлось основной целью сделки.
Продажа Еленой Батуриной своего строительного бизнеса, хотя и вызвала существенный резонанс, не стала, тем не менее, неожиданностью для рынка. Этого события эксперты и участники рынка ждали уже около года. Долгий торг был обусловлен скорее политическими нежели экономическими аспектами.
Также важно отметить, что если рыночную значимость продажи «Интеко» можно оценивать в основном положительно, в политическом аспекте в сделке присутствует элемент «кумовства» и личная заинтересованность некоторых правительственных лоббистов. Это в значительной мере обесценивает позитивный эффект от ухода с рынка административного ресурса, только создавая иллюзию прозрачности.
Транспортное строительство
Французская компания Vinci в партнерстве со структурами Аркадия Ротенберга предложила Москве услуги по строительству метро и паркингов.
В настоящее время Vinci и Ротенберг совместно реализуют проект строительства скоростной платной автодороги Москва - Санкт-Петербург стоимостью 66,081 млрд. руб.
У французской компании есть большой опыт в строительстве метро - компания работала в Каире, Алжире, Будапеште, Афинах, Гонконге, Ренне и Париже.
Напомним, что именно строительство метро мэр Москвы Сергей Собянин назвал приоритетной задачей на ближайшие годы: на 2012-2014 гг. в адресно-инвестиционной программе на эти цели заложено 343 млрд. рублей. Уже через два года планируется увеличить число ежегодно вводимых новых станций с 4 до 14, а за пять лет - ввести 75 км метро. Строительство парковочных мест - также одна из приоритетных задач столичного правительства.
Имя Аркадия Ротенберга часто упоминается в прессе в свете его близкого знакомства с Владимиром Путиным. В этой связи, хотя метрополитен относится к стратегическим объектам госохраны, и иностранные компании не допускаются к таким проектам, лоббистские возможности Ротенберга, могут помочь решить эту проблему для Vinci.
К слову, именно участие Владимира Путина недавно спасло проект строительства трассы Москва - Санкт-Петербург через Химкинский лес, когда ЕБРР отказался финансировать скандальный проект. После вмешательства премьера вместо кредиты ООО «Северо-Западная концессионная компания» дали Сбербанк и ВЭБ.
Отметим, что компания Vinci Park несколько лет назад уже готова была вложить 300 млн. долларов в московские паркинги. Однако строительство на Тверской и Лубянке (в особенности) было доверено российской компании. В этот раз перспективы Vinci относительно тендера на строительство паркингов более многообещающие.
Что касается московского метро, то желание строить отдельные линии и поставлять подвижной состав выразили также компании Siemens и Hyundai.
В целом участие в столь специфических проектах иностранных компаний имеет позитивный характер и тому есть несколько причин. Во-первых, отечественные компании могут просто не справиться своими силами с объемами запланированной стройки. Кроме того, существуют нарекания эффективности современных технологий метростроения в России.