English
Русский
Suomi
Deutsch
01.02.2011 - 15.02.2011  
Expert in transportation
01.02.2011 - 15.02.2011

Городской пассажирский транспорт

Аукцион на реконструкцию Московского проспекта

В Петербурге проводится конкурс на реконструкцию Московского проспекта, в ходе которой на участке от Московских ворот до Авиационной улицы планируется строительство выделенной полосы для общественного транспорта. В дальнейшем полоса на Московском будет в итоге продлена до аэропорта «Пулково». Помимо Московского проспекта, по словам вице-губернатора Ю. Молчанова, курирующего транспортный блок, выделенные полосы появятся на участках Ржевка – ст. метро «Ладожская», ул. Авиаконструкторов – пр. Испытателей – Светлановская площадь; ул. Типанова – пр. Славы; Петергофское шоссе – ул. Казакова и далее к проспекту Стачек. Всего в ткущем году на создание выделенных полос планируется потратить порядка 1,5 миллиардов рублей.
Открытый аукцион на право выполнения работ по капитальному ремонту Московского проспекта (с разработкой проектной и рабочей документации) от Московских Ворот до Авиационной улицы 21 января объявило СПб ГУ «Дирекция транспортного строительства». Учреждение является подведомственным предприятием комитета по развитию транспортной инфраструктуры (КРТИ). Заявки принимались до 31 января, а сам аукцион должен был пройти 4 февраля. Максимальная стоимость госконтракта - 558,97 млн. рублей. Подрядчик должен будет приступить к работам не ранее 15 февраля и завершить их до конца июня 2012 года. Всего на строительство 4,2 км дорог запланировано 560 миллионов рублей. Получается, что каждый километр выделенной полосы обойдется в 133 миллиона рублей.
Победитель аукциона по проекту реконструкции Московского проспекта должен будет гарантировать городу 5-летний срок службы дорожного покрытия и трамвайных путей, 10-летний - инженерных сетей и двухлетний - элементов благоустройства.
Согласно конкурсной документации победитель должен предусмотреть разработку вариантов планировочных решений, в том числе с устройством выделенной полосы для совместного движения трамваев, троллейбусов, автобусов. Выделенную полосу для движения общественного транспорта на Московском проспекте собираются делать по образу и подобию коридора на Лиговском проспекте. То есть автобусы и маршрутки будут двигаться прямо по утопленным в бетонное покрытие трамвайным рельсам.
После объявления конкурса комитет по развитию транспортной инфраструктуры (КРТИ) в начале февраля выступил с разъяснением, что строить «выделенку» начнут только через год. По словам заместителя председателя КРТИ А. Суханова, аукцион на проектирование и выполнение строительно-монтажных работ по проекту пройдет через 2-3 месяца. Затем должен быть выполнен проект полосы, в конце года планируется начать строительно-монтажные работы. А основные работы по устройству полосы запланированы на следующий год.
При этом, поскольку по новым рельсам от Московских ворот кроме обычных трамваев должны будут ходить скоростные поезда до Пулково, то к подрядчикам предъявляются максимально жесткие требования. У них должен быть опыт работы по устройству полос для общественного транспорта, максимально приближенные к европейским стандартам, должна быть необходимая техника.
Предложенный проект вызвал критику со стороны общественности и экспертов. Во-первых, для создания выделенной полосы придется пожертвовать бульваром на Московском проспекте, который сегодня украшает одну из главных магистралей города.
Во-вторых, не совсем понятно, зачем на Московском проспекте нужна такая выделенная полоса, ведь на трамвайных путях сейчас и так достаточно места, чтобы там могли проехать машины экстренных служб. Да и самих пробок, с которыми призвана бороться выделенная полоса для общественного транспорта на Московском не так уж много.
В-третьих, эксперты не видят целесообразности создания столь длинной полосы для совмещенного движения трамваев и автобусов. Она не должны быть длиннее 300 м, как в Европе, и смысл в ней есть только в узких местах.
К тому же опыт эксплуатации выделенной полосы на Лиговском проспекте показал, что такой способ не помогает разгрузить саму магистраль. «Выделенке» удалось лишь улучшить движение автобусов по Лиговке, но общей ситуации в городе она не изменила и не повлияла на решение проблем автомобильного движения в этой части города. И то, что автобусы ушли на трамвайные пути, в общем-то особой погоды не сделало, так как их доля в общем потоке транспорта была не велика. Специалисты ожидают, что примерно такая же ситуация будет и на остальных выделенных полосах, создание которых запланировано городом.
Тендер на проектирование и строительство выделенной полосы от Московских ворот до Авиационной улицы вызвал негодование городских подрядчиков. Один из них - ЗАО «ПО «Возрождение», ремонтирующее десятки петербургских улиц по госконтракту, с удивлением обнаружило в условиях требование наличия у участников опыта работ в категории «трамвайные пути» (что не предусмотрено законом о госзакупках). Кроме того, победитель должен был при проектировании при проектировании использовать формулу полезной модели № 75399 «Транспортная магистраль мегаполиса».
Правообладателем патента, зарегистрированного в августе 2008 года, является ЗАО «Нева-Дорсервис». При этом его авторами числятся сразу два бывших председателя КБДХ – В. Антонов и О. Виролайнен. И вдобавок бывший начальник дорожно-мостового управления КБДХ В. Щемелев. Также к изобретению приложили свою руку экс-глава комитета по транспорту А. Дацюк и ныне действующий начальник УГИБДД по Петербургу и Ленобласти С. Бугров. К столь элитной компании добавлены еще пятеро не столь известных соавторов.
По мнению некоторых экспертов формально подобное требование не противоречит законодательству. Требование использования патента является требованием к работам, а не к характеристикам участников аукциона. То есть работы должны быть выполнены в соответствие с конкретной моделью, но в условиях не прописано, что участник должен иметь договор с патентообладателем, - потенциальный исполнитель госзаказа может заключить договор с субподрядной организацией, имеющей подобный договор. Фактически же такое требование, как отмечают специалисты, может привести к тому, что круг участников аукциона будет ограничен. А с учетом того, что авторами проекта являются бывшие и действующие чиновники, это может значительно сказаться на том, с кем патентообладатель заключит договор на использование патента, а с кем нет.
ЗАО «ПО «Возрождение» направило свою жалобу в Управление федеральной антимонопольной службы по Петербургу. Антимонопольное ведомство, рассмотрев условия тендера, пришло к выводу о том, что условия аукциона противоречат законодательству и вынесло заказчику, допустившему нарушения, предписание об их устранении. Также решается вопрос об административном взыскании.
В КРТИ с решением антимонопольного ведомства не соглашаются и планируют оспорить его в суде. Однако, 11 февраля комитет был вынужден отменить конкурс на проектирование и строительство выделенной полосы от Московских ворот до Авиационной улицы. Хотя от планов реконструировать Московский проспект городская администрация все же не отказалась. Ожидается, что новый конкурс будет объявлен в мае этого года.

Морские перевозки

Тяжелая ледовая обстановка в Большом порту Санкт-Петербурга

Сильные морозы в конце снежной зимы привели к неординарной ситуации в морском порту Петербурга и других российских портах в восточной части Финского залива. В связи с тяжелой ледовой обстановкой в Финском заливе происходят задержки в пути круизного парома «Принцесса Мария», курсирующего между Петербургом и Хельсинки. Еще сложнее приходится грузовым судам, которые не могут самостоятельно пробиться к причалам порта и ожидают ледокольной проводки в порт у кромки льда. При этом кромка льда, сковавшего Финский залив, все дальше отодвигается на запад. В результате увеличивается расстояние, а значит, и время ледовой проводки.
Толщина льда в акватории порта уже составляет 30 сантиметров, а в связи с морозами он быстро растет, доходя местами до 1 метра. Усугубляют ситуацию февральские ветра, из-за которых лед прессуется и перемещается, а проложенный ледоколами канал быстро затягивается. Ледовые поля уже распространились за остров Гогланд, а это 90 морских миль от Петербурга. Там и на пути к порту работают ледоколы, прорубающие судам проход во льду.
Ледовую ситуацию в Финском заливе в федеральном унитарном предприятии «Росморпорт» называют крайне тяжелой. Именно этому предприятию принадлежат ледоколы, проводящие грузовые суда в Большой порт Петербурга, а также танкеры к причалам Высоцка и Приморска. Когда лед был не таким толстым, ледоколы проводили теплоходы от кромки льда до порта караванами, то есть по несколько судов, идущих один за другим вслед за головным ледоколом. Но сейчас это невозможно, так как большой лед затирает задние суда, поэтому каждое судно приходится вести по отдельности. В результате на 15 февраля у острова Гогланд и на трассе пути скопилось 80 грузовых судна, ожидающих своей очереди для проводки в порт.
Всего в акватории Большого порта Санкт-Петербург работают 12 ледоколов. Порядок проводки судов устанавливает Штаб ледовых операций под руководством администрации Большого порта Санкт-Петербург. При этом проводка судов осуществляется в порядке приоритета - сначала суда, терпящие бедствие, затем пассажирские, с опасными грузами и лишь затем все остальные.
Проводку танкеров в направлении порта Приморск осуществляют линейные ледоколы «Москва» и «Ермак». Танкеры на Высоцк проводит ледокол «Санкт-Петербург». На трассе от приемного буя до кромки льда в западном направлении работает ледокол «Капитан Сорокин». На трассах к порту Санкт-Петербург, порту Усть-Луга, а также на северо-восток к портам Высоцк и Приморск работают ледоколы «Мудьюг», «Тор», «Кару». На трассе к порту Выборг и на Сайменском канале работает ледокол «Капитан Измайлов». Внутри акватории порта Санкт-Петербург и у Кронштадта ледовую вахту несут ледоколы «Юрий Лиснянский», «Семен Дежнев», «Иван Крузенштерн», «Капитан Зарубин». Кроме того, из-за поломки главного двигателя ледокола «Капитан Плахин», с начала февраля и до середины марта ледоколы ФГУП «Росморпорт» возьмут на себя работы по проводке небольших судов типа «река-море» дедвейтом до 5 тысяч тонн.
На помощь 12 ледоколам, обеспечивающим проводку судов в Большом порту Санкт-Петербург и на подходных каналах к нему, направлен также ледокол «Капитан Драницын», который возвращается из Антарктического рейса в Мурманск. Ледокол «Капитан Драницын» продолжает свой путь из Антарктиды в направлении Финского залива. В настоящее время судно пересекает Индийский океан.
Кроме того, принято положительное решение о передислокации из Мурманска в Петербург атомного ледокола «Вайгач». Проект договора между ФГУП «Росморпорт» и «Атомфлотом» уже готов. Однако отправку «Вайгача» в Петербург тормозит то, что атомный ледокол должен пройти Датскими проливами, а, следовательно, движение «радиоактивного судна» надо согласовать с МИДами и Морскими администрациями восьми европейских стран. Министерство транспорта РФ через Министерство иностранных дел приступило в оперативному решению этого вопроса.
По прогнозам улучшение обстановки к концу февраля не прогнозируется — ожидается, что теперь уже вся акватория Финского залива будет покрыта льдами. На заседания Штаба ледовых операций администрации Большого порта капитан порта П. Паринов сообщил, что в порту Санкт-Петербург возможно введение новых ледовых ограничений на мощность силовой установки заходящих в порт судов. В настоящее время ограничения на заход в порт касаются судов с силовыми установками мощностью менее 3,5 тыс. л.с.
Существенные потери от простоя несут в первую очередь судовладельцы. В ледовой блокаде Петербурга, Приморска и Усть-Луги на вход и на выход стояли судна, чей суточный фрахт в среднем стоит порядка 10 тыс. евро. Помимо простоя, судовладельцы теряют на оборачиваемости флота. Значительные убытки от сложившейся тяжелой ледовой обстановки в Петербургском порту несут и грузовладельцы, чьи товары застряли либо на судах, либо в самом порту.
Государство и терминалы несут потери от сокращения судооборота и от снижения объемов перевалки. Сейчас суда простаивают в ожидании ледокольной проводки в/из Петербурга сутками. В порту не хватает причалов для отстоя судов, которые завершили погрузку/выгрузку, но не могут выйти без ледокола.
Теоретически каждое такое судно, на которое распространяются ограничения по режиму ледового плавания, нужно выводить на чистую воду в индивидуальном порядке. Однако, во-первых, цена индивидуальной проводки будет неподъемной для судовладельца, а, во-вторых, работа в таком режиме может окончательно парализовать порт. Метеопрогноз до конца месяца неблагоприятный, значит, потом грузы придется принимать в авральном режиме.
В связи с ледовой обстановкой произошел сдвиг в линейном расписании судозаходов на терминалы ОАО «Петролеспорт» (ПЛП). Сейчас сотрудники ПЛП работают с клиентами в режиме оперативной координации. В «Национальной Контейнерной Компании» также подтвердили, что сложившаяся ситуация в Петербурге негативно сказывается на работе ЗАО «Первый Контейнерный Терминал».