English
Русский
Suomi
Deutsch
16.03.2010 - 31.03.2010  
Expert in telecommunications
16.03.2010 - 31.03.2010


Рынок сотовой связи отчитался за прошлый год

Все основные российские сотовые операторы отчитались за прошлый год. Результаты «большой тройки» показали, что рынок сотовой связи начинает восстанавливаться от кризиса, хотя очевидно, что эпоха стремительного роста рынка уже закончилась. Операторам приходится искать другие способы и возможности получения доходов. Например, выходить на смежные рынка (фиксированная связь, ритейл, интернет-доступ, мобильная реклама и т.д.). Очевидно, что основными драйверами роста стали запуск сетей 3G и мобильного Интернета. Компании сосредоточились на сохранении рентабельности и удержании доли рынка. В таблице 2 приведены основные финансовые показатели четырех компаний, занимающих основное место на сотовом рынке. Кроме «большой тройки» в сводную таблицу включены данные по компании Теле2, т.к. по количеству абонентов она уверенно занимает четвертое место, со значительным отрывам опережая две следующие компании (по данным компании ACM-Consulting на 28.02.2010):



Таблица 1
показатель МТС «Вымпелком» «МегаФон» «Теле2-Россия» «Уралсвязьинформ» «Сибирьтелеком»
Количество мобильных абонентов 102 313 735 64 853 874 51 571 069 14 950 000 5 770 000 5 271 224

Финансовые показатели компаний получены из их официальных пресс-релизов, размещенных на сайтах, размерности величин соответствуют приведенным в официальных источниках:
www.company.mts.ru
www.megafon.ru/news/newsarhive/15142/
www.ru.tele2.ru/files/TELE2_Russia_2009_Q3_press-release_rus.pdf
www.press.beeline.ru/releases/index.wbp?id=0fdb19b9-2cf6-461e-b2b8-6a5d31519175

Таблица 2
показатель «Tele2-Россия» «Вымпелком» Группа МТС «МегаФон»
абонентская база 14,451 млн чел.
+39%
64,6 млн чел.
+5.8%
97,76 млн чел.
+7,1%
50,7 млн чел.
+16%
OIBDA
рост

$4,3 млрд
-12%
$4 473,6 млн
-23,5%
88 192 млн. руб
-0,1%
Чистая прибыль
рост

$1,122 млрд
+114%
$1 004,5 млн
-49,8%
45 289 млн. руб
+2,2%
Операционная выручка
рост
31,6 млрд руб
+11%
$8,7 млрд
-14%
$9823,5 млн
-17,5%
181 883 млн руб
+3,7%
Объем кап.затрат
рост
9,3 млрд руб
+31%
$814,1 млн
-68,3%
$2 328,3 млн
-23,7%
524 767 млн. руб
+4,7%
MoU
рост
227 минут
+8%
211 минут
-3,5%
213 минут
+3,3%
276 минут
-4,5%
ARPU
рост
216 руб
+4%
319,6 руб
-7,2%
247,5 руб
-5,1%
320 руб
-13%
Совокупный долг   $5,9 млрд $8,3 млрд 27 146 млн руб
Денежные средства     $2,522 млрд 34 518 млн руб

К настоящему времени результаты деятельности сотового рынка проанализировали практически все эксперты рынка. Основные итоги прошедшего года и основные события, произошедшие в 2009 году, также прокомментировали руководители всех четырех компаний.


«Вымпелком»

Аналитики оценивают результаты компании неоднозначно, подчеркивая, что компания закончила год немного хуже прогнозов. По выручке оператор недотянул до их ожиданий на 2,2%, по OIBDA - на 2,5%, а по чистой прибыли - на 25,3%.Сильным положительным моментом явилось значительное снижение долговых обязательств оператора на величину порядка 1 млрд долл. Кроме того, положительную реакцию рынка вызвало прекращение конфликты между основными акционерами компании и выход ее на международный рынок в новом качестве.

Ключевые показатели за 2009 год и последние события
• 3,6 миллиона новых активных абонентов в мобильном сегменте; абонентская база достигла 64,6 миллиона человек.
• 2,3 миллиона пользователей широкополосного интернета, что на 85% больше, чем год назад.
• Развертывание сети «третьего поколения» в России идет в соответствии с планом, все текущие лицензионные обязательства выполнены.
• Начало операций в Камбодже и Вьетнаме под брендом «Билайн».
• Стратегические акционеры начали процесс объединения своих активов в «ВымпелКоме» и «Киевстаре» в новую компанию и объявили предложение об обмене всех выпущенных акций ОАО «ВымпелКом»

Главный управляющий директор ОАО «ВымпелКом» Борис Немшич:
«К концу 2008 года, в разгар мирового экономического кризиса, мы предприняли ряд решительных шагов в ответ на сложившуюся на рынке неопределенную ситуацию. Мы взяли обязательства перед нашими акционерам сфокусироваться на рациональном использовании денежной наличности, улучшить показатели ликвидности, контролировать затраты и интегрировать вновь приобретенный фиксированный бизнес при сохранении наших ведущих позиций на рынке. Я очень рад, что мы выполнили все эти обязательства, что ясно подтверждают наши годовые результаты.
И в заключение, наши стратегические акционеры сделали не так давно еще один важный шаг в направлении позиционирования «ВымпелКома» как глобального игрока в телекоммуникационной отрасли, сделав через VimpelCom Ltd. предложение об обмене акций, которое, в случае успешного завершения, объединит «ВымпелКом» и крупнейшего мобильного оператора в Украине «Киевстар». Мы уверены, что эта сделка поможет в реализации наших стратегических целей и создаст дополнительную ценность для акционеров Компании».


«Мобильные ТелеСистемы»

Результаты МТС по итогам 2009 г. в целом совпали с прогнозами отраслевых аналитиков.

Основные отраслевые и корпоративные события за 2009 год
• Приобретение сетей мобильного ритейла «Телефон.ру» в феврале, «Эльдорадо» в апреле и «Телефорум» в октябре с общим количеством 1075 салонов; переход в марте 14 топ-менеджеров «Связного» на работу в МТС в качестве управленческой команды розничной сети МТС
• Размещение двух рублевых облигационных займов в мае и июле 2009 года на общую сумму 30 миллиардов рублей
• Привлечение в мае-июле 2009 года нового синдицированного кредита для рефинансирования части долговых обязательств в размере $630 миллионов; кредит был досрочно выплачен в феврале 2010 года в полном объеме
• Привлечение дополнительного финансирования в Сбербанке в виде двух кредитов на сумму 47 миллиардов рублей и 12 миллиардов рублей (август-сентябрь 2009 года)
• Выплата ежегодных дивидендов за 2008 год в размере 20,15 рубля на обыкновенную акцию (порядка $2,96 на АДР), на общую сумму 39,40 миллиарда рублей ($1,158 миллиарда) или порядка 60% от чистой прибыли компании по стандарту US GAAP
• Запуск 3G в Армении в апреле и запуск полноценной сети 3G в Москве
• Приобретение дочерней компанией ОАО «МТС» у АФК «Система» 50,91% доли уставного капитала «КОМСТАР – Объединенные ТелеСистемы» за 39,15 миллиарда рублей или 184,02 рубля за одну ГДР. В декабре 2009 года компания довела свою долю в ОАО «Комстар-ОТС» до 61,97% в рамках сделки по обмену акциями с группой инвестиционных фондов
• Приобретение 100% акционерного капитала оператора магистральной связи ОАО «Евротел», одного из ведущих федеральных магистральных операторов России с общей протяженностью оптоволоконной сети 19,5 тысячи километров.
• Привлечение в течение года дополнительного финансирования для покупки сетевого оборудования у вендоров под гарантии различных экспортных кредитных агентств и финансовых институтов на общую сумму $1,505 миллиарда и 413 миллионов евро

Президент Группы МТС Михаил Шамолин:
«Прошедший 2009 год стал переходным годом для компании. Наши рынки изменились вместе с мировым рынком, и мы предприняли ряд шагов по реорганизации нашего бизнеса для того, чтобы следовать этим изменениям и реализовывать стратегию компании 3i. В прошлом году МТС превратилась в интегрированного оператора благодаря приобретению ведущего оператора фиксированной телефонии «Комстар-ОТС» и одного из ведущих магистральных операторов Eurotel. В настоящий момент мы развиваем наше стратегическое направление – собственную розничную сеть МТС для роста продаж мобильных телефонов и увеличения досягаемости наших точек для потребителей. Запуск уникального для России Интернет-портала OMLET.RU, с функцией Интернет-магазина для продвижения цифровых медиа, стал важным шагом для создания надежного канала для продвижения мобильных приложений для потребителей, что будет определять уровень пользования дополнительными услугами в ближайшие годы.
Заглядывая в будущее, мы ожидаем, что прогнозируемые темпы экономического роста в России и странах СНГ окажут положительное влияние на рынки операций МТС. В настоящее время мы прогнозируем рост доходов в 2010 году в национальных валютах на уровне 5-10%. Размер капитальных затрат, большая часть которых будет потрачена на развитие 3G и магистральных сетей в России и Центральной Азии, составит 22-24% от уровня выручки».


«МегаФон»

По общему мнению экспертов рынка, компания завершила год относительно неплохо, с учетом того влияния, которое оказал кризис на телекоммуникационный рынок. Из сильных сторон Мегафона стоит выделить значительный объем денежной наличности, многократно превышающий размер долга. К отрицательным моментам можно отнести тот факт, что компания так и не купила оператора фиксированной связи, чтобы начать предоставление полного спектра конвергентных услуг, а также отстала от конкурентов в вопросе открытия собственных точек продаж.

Основные корпоративные события 2009 года
• «МегаФон» стал генеральным партнером Зимних Олимпийских Игр 2014 года и Паралимпийских Игр.
• «МегаФон» был реорганизован в форме присоединения региональных дочерних обществ 1 июля 2009 года
• Международное рейтинговое агентство «Standard & Poor's» повысило международный долгосрочный кредитный рейтинг Компании с «ВВ+» положительного на «ВВВ-» стабильный. «Standard & Poor's» так же повысил долгосрочный рейтинг Компании по национальной шкале до «ruAAA» с «ruAA+».
• «МегаФон» объявил о запуске «Большого кольца ВОЛС» протяженностью пять тысяч километров. К концу 2009 года общая протяженность волоконно-оптических линий связи «МегаФона» между городами превысила двадцать две тысячи километров. «МегаФон» первым в России ввел федеральное безлимитное предложение на использование мобильного интернета.
• Международное рейтинговое агентство Moody’s Investors Service повысило международный корпоративный рейтинг и рейтинг вероятности дефолта для «МегаФона» с уровня «Ва2» до «Ва1» с прогнозом «стабильный». Данный рейтинг является наивысшим, который когда-либо был присвоен российским телекоммуникационным компаниям.
• «МегаФон» и Почта России стали партнерами. В рамках федерального договора, заключенного сторонами, в отделениях Почты России теперь можно приобрести предактивированные сим-карты (комплекты подключения) «МегаФона».
• Число активных абонентов Компании на конец 2009 года впервые превысило 50 миллионов, увеличившись за 2009 год на 16,3%.
• В декабре 2009 года «МегаФон» полностью погасил свои обязательства по первому выпуску Еврооблигаций.

Генеральный директор «МегаФона» Сергей Солдатенков:
«Нашей основной задачей в 2009 году было создать мощный технический задел для развития сетей нового поколения. Еще в начале года мы видели тенденцию роста потребления данных, поэтому, несмотря на то, что большинство компаний в прошлом году сократили свои инвестиции, мы не снизили вложения для того, чтобы придать максимальное ускорение развитию бизнеса. Финансовое положение позволило нам реализовать наши амбициозные планы, мы стали лидером в России по числу установленных базовых станций сетей третьего поколения, трафик передачи данных вырос за год в 3,3 раза. В то же время эффективная маркетинговая политика позволила нам опередить другие компании по чистым подключениям, удержать рентабельность на высоком уровне.
В 2010 году мы планируем продолжать развитие сетей третьего поколения, к концу мая мы выполним свои лицензионные условия по 3G и продолжим строительство во всех регионах страны. Наряду с этим мы продолжаем строить эффективную розничную сеть, ориентированную на высокое качество обслуживания клиентов, а также наращивать свою долю на российском сотовом рынке».


«TELE2 Россия»

Основные события 2009 года
В течение четвертого квартала «TELE2 Россия» в соответствии с требованиями лицензий, полученных в конце 2007 года, начала оказание услуг в 10 новых регионах. С учетом запланированного на 13 февраля 2010 года запуска сети сотовой связи в Калининградской области, TELE2 будет работать в 37 регионах с общей численностью населения 61 миллион человек. Результаты проделанной работы превзошли сделанные ранее прогнозы. Следующий шаг в развитии наших новых компаний – войти в «тройку» ведущих операторов мобильной связи своего региона. Соответственно, будут меняться и их бизнес-цели: вместо агрессивного роста абонентской базы — фокус на увеличение ARPU и внедрение программ удержания абонентов.

Дмитрий Страшнов, Президент «TELE2 Россия»:
«2009-м году компания сосредоточила все свои усилия на расширении территории присутствия TELE2 в России: во второй половине года мы начали оказание услуг в 18 регионах России, фактически удвоив покрытие. На очереди – запуск сети сотовой связи в Калининградской области, который позволит TELE2 полностью закрыть весь северо-запад России. Итоги нашей работы в 2009 году подтверждают: жителям России нужен оператор-дискаунтер, который предлагает качественную связь по доступным ценам. И TELE2 является единственной компанией на российском рынке, которая обладает такой бизнес-моделью и успешно использует ее на всей территории присутствия. Задачи, который мы перед собой ставим на 2010-й год, не менее амбициозны: растет масштаб российского бизнеса TELE2, динамично меняется ситуация в отрасли – и мы должны перестроиться. Наша цель – стать серьезным игроком федерального уровня, национальным оператором-дискаунтером. Мы заинтересованы в дальнейшей географической экспансии, в том числе в Московском регионе. Не менее важным для нас является и участие в проекте по разворачиванию в России сетей сотовой связи нового поколения 4G-LTE. Европейская группа TELE2 обладает опытом строительства такой сети в Швеции и готова его использовать в России. С этой целью мы планируем участвовать в будущих конкурсах, если их условия окажутся разумными и будут соответствовать стратегии развития нашего бизнеса в России».